Почему IBM уходит с рынка "интернет-серверов" и что это значит для индустрииИсточник: Computerra Игорь Емельяноа
Рынок персональных компьютеров не только стагнирует, но и активно проваливается в последнее время. Мы все уже настолько свыклись с этой мыслью, что продолжаем пользоваться своими старыми компьютерами с некоторой осторожностью - вдруг старичок прикажет долго жить, а судя по отчетам аналитиков, компьютеров в магазинах уже не найти, кругом одни планшеты. А если серьезно, то давайте взглянем на свежайший отчет IDC о состоянии рынка персональных компьютеров. В первом квартале 2013 года было продано 76.3 миллиона единиц компьютерной техники. Много это или мало? Это, скажем так, намного меньше, чем в прошлом квартале - исследователи зафиксировали падение аж на 13.9% по сравнению с последним кварталом 2012. А предполагалось, что рынок просядет не более чем на 7.7%, что тоже немало, но и не катастрофа. А так получается, если сравнивать с ежегодным падением рынка, что это худший квартал для ПК, начиная с 1994 года, когда International Data Corporation начала исследовать рынок. Вероятно, рынок могла спасти Windows 8, но вице-президент IDC, Боб О"Доннелл (Bob O"Donnell) констатирует, что она не только не ускорила рост, но и замедлила рынок. "Некоторые покупатели, конечно, радуются новым форм-факторам и тач-интерфейсу Windows 8, но радикальное изменение интерфейса, удаление привычной кнопки Пуск и дешевизна вездесущих планшетов играет не на руку PC. Microsoft придется сделать какой-то очень сложный скачок, чтобы активизировать рынок ПК", - комментирует О"Доннелл пессимистичный отчет IDC. Все аналитические компании в один голос называют причины такого падения рынка PC и они очевидны - это взрывной рост продаж планшетных компьютеров и смартфонов, проблемы перехода на Windows 8 и дробление рынка, вызванное активностью азиатских производителей. Последнее, не самое очевидное, но наиболее интересное. Азиатские компании, как основные производители железа, оказывают самое мощное влияние на рынок. Именно там производится большая часть того, что потом продается под брендами глобальных вендоров. Реструктуризации в стане HP и Dell также сказались на продажах ПК в первом квартале 2013 года. PC рынок вообще довольно сильно перекраивается за счет того, что безмолвные до этого ODM (original design manufacturer) вдруг осознали, что по отдельности производя одинаковые черные коробки для Dell, HP, Acer и остальных, они просто не выживут. Производители решили консолидироваться, но пока рынок еще пребывает в раздробленности. И только компания Lenovo остается счастливым исключением: в ситуации, когда Dell и HP теряют, Lenovo удалось прибавить рекордные 2.1% рынка! Такой же рост смогли показать только те самые ODM - производители, обслуживающие нужды "большой тройки", но это их общий рост, а Lenovo играет в одиночку. Почему компании удается расти, когда все падают? Пусть расти на проседающем рынке, но все же. А как вообще Lenovo попала в большой PC-бизнес? Небольшой коллектив китайских ученных создал компанию, позже ставшую Lenovo, в далеком 1984 году. Тогда они просто занимались поставкой и перепродажей персональных компьютеров, а также пытались перевести китайские иероглифы на язык компьютерных шрифтов. Получалось, очевидно, неплохо - спустя 20 лет компания стала девятым крупнейшим в мире производителем компьютеров, в том числе по объему продаж. Но Lenovo так и играла бы во второй или даже третьей лиге, если бы не сделка, определившая ход истории для всего PC-рынка. В 2004 году компания IBM продала Lenovo свой ПК-бизнес за $1.75 миллиарда. И это сделало Lenovo третьим в мире производителем персональных компьютеров. Прозорливость IBM, о которой мы еще сегодня поговорим, заключалась в том, что компания оставляет за собой 18.9% долю в объединенном предприятии, таким образом продолжая держать руку на пульсе индустрии. Тогда один из членов совета директоров объяснил такой шаг очень просто: потеряв существенную долю прибыли мы, тем не менее, расширяем свое присутствие на глобальном рынке и диверсифицируем активы. А правда в том, что уже в 2004 году IBM начала терять деньги на рынке PC. Компания, которая создала рынок, решила фактически от него отказаться, сохранив миноритарную долю в объединении с китайским производителем. "Голубой гигант" начал терять деньги и продажи просели, а если лицо индустрии находится в таком положении, то с индустрией что-то не так. И тогда IBM решила сконцентрироваться на серверных решениях, софте и сервисах. Словом, окончательно перейти в ранг корпоративного вендора. Только сейчас мы с вами можем осознать всю мощь стратегической мысли IBM. Напомню, IBM решила уйти с рынка за три года до iPhone и за шесть лет до iPad. Едва ли стратеги компании догадывались о том, что произойдет спустя почти десять лет после продажи ПК-бизнеса. IBM просто продала часть компании, которая перестала быть эффективной бизнес-единицей по той или иной причине. Но важно то, что компания сделала это в тот момент, когда почувствовала сдвиг в индустрии. Сдвиг, который сыграл не на пользу рынку и компании. Так и произошло - сегодня у нас есть статистика, утверждающая, что у ПК только что закончился худший квартал за 10 лет. Этой историей с Lenovo "Голубой гигант" сделал себе репутацию супер-стратега. По крайней мере, репутацию компании, которая определенно разбирается в рынках и понимает свое место на них. И вот недавно IBM решила еще раз удивить общественность и, возможно, дать сигнал участникам рынка. Wall Street Journal сообщил, что IBM ведет переговоры о продаже своего бизнеса интернет-серверов. То есть, тех серверов на базе x86, на которых держится большая часть современного интернета. И в качестве покупателя называют, не поверите, Lenovo! Сумма сделки не разглашается, но это совершенно точно больше миллиарда долларов. По оценке Morgan Stanley, бизнес по продаже x86 серверов сгенерировал $4.9 миллиарда из тех $15.4 миллиарда, которые компания заработала на серверах в 2012 году. Вот, казалось бы, опять - зачем продавать успешный бизнес? Но у IBM на это есть причины. Будучи третьим по значимости игроком на рынке x86 серверов, сразу после Dell и HP, IBM испытывает те же проблемы, что и вся "большая тройка". А именно - нарастающее давление со стороны азиатских производителей. Ирония судьбы заключается в том, что раньше эти производители делали сервера для HP, Dell и IBM, а сейчас рынок дал трещину. Мало того, что мелкие производители начинают консолидировать свои усилия, так теперь они еще и сменили вектор своей работы. Кому продавали x86-сервера все три компании? Правильно - гигантам интернет-отрасли, которым это было нужно для поддержания работы. Но Google, Amazon и Facebook смекнули что к чему и решили самостоятельно размещать заказы на интернет-сервера в Азии. Вероятно, поняв это, IBM решила отрезать еще один кусочек рынка, как это случилось с ПК. И кому продать хороший бизнес, как не Lenovo, которая уже доказала умение пользоваться такими преимуществами. Если фокус с организацией совместного предприятия и сохранением небольшой доли удастся повторить, то IBM избавится от неудобных активов, имея возможность частично оставаться в рынке. В любом случае, успешная сделка на рынке x86-серверов будет означать только одно: с этого корабля надо бежать как можно скорее, пока из побега еще можно извлечь прибыль. |