Векторы развития облачных услуг

Источник: Computerra

Рынок облачных услуг в нашей стране сейчас находится в стадии формирования. Несмотря на то что с такими предложениями выходит множество игроков, под одинаковым названием они нередко подразумевают разное содержание. При этом рынок быстро развивается, и намечаются тенденции, которые постепенно его выстраивают. Вопросы о векторах развития облачных услуг на российском рынке на текущий момент комментирует Дмитрий Мариничев, президент компании RadiusGroup.

Ваша компания готовит к выводу на рынок крупный коммерческий дата-центр в Алабушеве. Каков ваш подход к формированию портфеля услуг ЦОДа? Какое место в предложении будут занимать облачные услуги?

- Мы планируем развивать как традиционные сервисы, так и облачные, поскольку сервис-провайдер, делающий ставку только на сервисы Сolocation, рискует получить снижение доходности из-за роста цен на энергоносители и оплату труда квалифицированного ИТ-персонала. Мы будем предоставлять услуги размещения и аренды физических серверов, а также аренды виртуальных машин. Что касается облачных услуг, в ближайшее время мы будем делать ставку на предоставление инфраструктуры как услуги (IaaS).

На рынке нередко возникает путаница между виртуализацией и облачными услугами. Как вы объясняете, что есть что?

- Примеры первых российских заказчиков, потребляющих услуги из облаков (публичных или частных, развернутых на инфраструктуре провайдера), свидетельствуют о трудностях начального периода. Нередко вместо ожидаемой услуги из облака они получают просто набор виртуальных машин, иногда этот сервис слегка усовершенствован "легкой автоматизацией", с возможностью получить услугу, нажав на пару кнопок. Но в целом критериям облака эти услуги зачастую не отвечают.

Еще одна из проблем, которая часто поджидает клиентов, - гибкое масштабирование ресурсов (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). Например, проблемы могут быть связаны с выделением оперативной памяти для приложения, работающего в боевом режиме. Крупным заказчикам этот признак услуги очень важен, и они будут голосовать ногами в сторону провайдера, у которого отсутствуют подобные ограничения. Для многих компаний именно в этом весь смысл обращения к облачным услугам: когда они не могут предвидеть, какая у них будет нагрузка (или она непостоянна), не могут предвидеть периоды времени, когда она будет то ли возрастать, то ли падать, - экономически правильнее разместить приложения где-то в облаке.

Примером может служить целый сегмент клиентов - компании, которые не знают заранее, какой объем ресурсов им понадобится, или загрузка ресурсов которых колеблется существенно в течение какого-то периода времени. Эти компании не хотят держать у себя оборудование, чтобы не нести никаких операционных издержек.

Еще один камень преткновения для заказчиков - это биллинг. Плата должна взиматься за действительно используемые ресурсы. Здесь проблема может заключаться в том, что расчетный период за предоставление услуги слишком протяженный - например, месяц; за это время график потребления может очень сильно меняться, и по факту клиенту просто невыгодно платить за простаивающие мощности. Биллинг должен быть прозрачным для клиента, которому необходимо видеть прямую зависимость между объемом потребления и оплатой. Изменение конфигурации виртуальных серверов при предоставлении услуги SaaS должно приводить к соответствующему изменению в тарификации.

Во всех этих примерах речь идет о том, что заказчикам предлагаются услуги, которые не являются облачными. Чтобы понимать, является ли услуга облачной или обычной, необходимо помнить критерий - облачная она только в том случае, если соответствует всем пяти признакам облака, которые выделяет американский Национальный институт стандартов и технологий: самообслуживание по требованию, универсальный доступ, пул объединенных ресурсов, эластичность, учет потребления/ биллинг. Если какой-либо из признаков отсутствует, то это не облачные услуги.

Пожалуй, самое очевидное отличие таких услуг (а точнее, такой модели продаж) - самообслуживание. Когда мы говорим про облако, обязательно должен быть интерфейс, где заказчик сам может конфигурировать виртуальные машины, которые ему нужны, и выбирать тарифный план. Если мы говорим про облачные вычисления, без общения с оператором вы зайдете на сайт и купите все. Вы не будете ни с кем общаться и не будете ничего обсуждать. Договор между заказчиком и провайдером в этом случае - публичная оферта, которая помещена здесь и с которой вы соглашаетесь при покупке услуг на сайте. Если "в офлайне" заключается договор, где определяются параметры услуг, то речь идет не об облаке, а о покупке обычных услуг дата-центра.

Остальные признаки не менее важны, хотя и менее очевидны. Если ресурсы не перераспределяются автоматически, если услуга не масштабируется, если нет автоматического биллинга, то услуга не облачная.

Поскольку все эти пять признаков важны для заказчика, все провайдеры стремятся к их реализации - и рынок выстраивается по этим векторам, хотя это не простая и не дешевая в исполнении задача.

Какое место в вашем портфеле будут занимать услуги Managed Hosting?

- И здесь тоже мы не изобретаем определений. Согласно трактовке аналитической компании Gartner, Managed Hosting объединяет предоставляемые дата-центром ресурсы и услуги по управлению сетью, хранением и вычислительными мощностями. Решения Managed Hosting могут предоставляться как на физической, так и на виртуальной инфраструктуре, включая облачную инфраструктуру как сервис.

Услугам класса Managed Services мы будем уделять большое внимание. Дело в том, что основным потребителем у дата-центра является корпоративный сектор, для которого вопросы сопровождения, надежности, безопасности имеют большую важность. Многие провайдеры на российском рынке включают услуги администрирования сети, хранения и вычислительных ресурсов в решение. Более того, в нашей стране распространен такой своеобразный подход к тарификации, когда расчет стоимости делают без прайс-листа, то есть услуга оценивается по-разному для разных клиентов. Однако в классическом варианте Managed Hosting - это типовая стандартная услуга, которая требует небольшой кастомизации. Она продается как самостоятельная и не требует обязательной привязки ни к разработке и поддержке приложений, ни к аутсорсингу каких-либо услуг. Именно так мы и подходим к ее предоставлению.

Напомню, что согласно Gartner, в Managed Hosting входят следующие виды услуг: Managed dedicated hosting, Managed utility hosting, Managed cloud hosting, Managed hybrid hosting.

Managed dedicated hosting - это услуга по предоставлению выделенных для определенного заказчика физических серверов, которые принадлежат и находятся у сервис-провайдера. Managed utility hosting - это услуга по предоставлению виртуальных машин (VMs) в среде общего пользования, которые принадлежат и находятся у сервис-провайдера и предлагаются клиенту на базе гибкого соответствующего объему потребления тарифного плана, обычно помесячного. Эти два вида услуг сейчас на российском рынке наиболее распространены. Обращаю ваше внимание на то, что они не являются облачными.

Важным вектором развития рынка является движение к управлению облачным хостингом - к освоению Managed cloud hosting. Это услуга по предоставлению облачной инфраструктуры (IaaS) - стандартной, в высокой степени автоматизированной среды, где вычислительные ресурсы, дополненные сетевыми и ресурсами хранения, принадлежат и находятся у сервис-провайдера и предоставляются заказчику по требованию, обычно на основе почасового тарифа. Это может быть услуга по предоставлению облака IaaS - как публичного (коллективного), так и частного (для единственного арендатора). На данный момент эту услугу в ее классическом виде российские заказчики покупают в основном у иностранных провайдеров, таких как Amazon Web Services, Microsoft Azure и др., однако отечественные провайдеры активно работают в этом направлении, и скоро мы станем свидетелями повышения конкуренции в этой области.

Какие модели продаж облачных сервисов вы планируете использовать?

- Существуют две основных модели продаж облачных сервисов IaaS (для нас это сейчас наиболее актуально) - прямые продажи и партнерская модель. Прямые продажи требуют работы с клиентом напрямую со всеми вытекающими отсюда затратами ресурсов. Партнерская модель заключается в том, что Вы предлагаете услуги IaaS через партнеров. Пока вопрос о том, какой канал более эффективен, для нас остается открытым. У каждой из этих моделей есть свои преимущества и недостатки. Партнерская модель менее рискованная, но ее недостаток в том, что наш бренд остается неизвестным рынку.

Клиент не знает, кто является поставщиком услуг инфраструктуры. Такую игру могут себе позволить глобальные игроки, чей бренд уже давно известен во всем мире, и они как раз эту модель сейчас широко используют в России, в частности, продавая свои IaaS-услуги через партнеров под брендом партнеров. Интересно отметить, что, насколько мне известно, сейчас среди российских топ-игроков рынка услуг ЦОД партнерские продажи никто не делает, все занимаются прямыми продажами. Хотя я вижу в этой модели для нас неплохой потенциал. Скорее всего, мы будем комбинировать эти два подхода.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=32958