Облачные сервисы: что сегодня потребляет бизнес?Источник: Computerra Роман Налепов
Интернет-реклама и профильные менеджеры по продажам активно описывают преимущества использования арендуемых вычислительных мощностей, трансформации капитальных затрат в операционные и т. п. Но что об этом думают люди, принимающие решения в бизнесе? Насколько прозрачна для них облачная модель потребления ИТ-сервисов и дает ли она представление о реальных преимуществах для бизнеса? Является ли предлагаемый продукт готовым коробочным решением - или потребуются время и экспертные ресурсы на подготовку виртуальных серверов, системных сервисов и прикладного программного обеспечения для работы конкретного сотрудника компании? Действительно ли генеральные и финансовые директора понимают преимущества и риски модели посекундной тарификации за гигабайты использованной оперативной памяти, IOPS дисковой системы и пакеты, переданные через сетевой интерфейс? Вопросов у представителей бизнеса гораздо больше, чем ответов, которые могут предложить игроки облачного рынка. Говоря о том, что представляет собой текущий российский рынок поставщиков облачных услуг, можно выделить несколько основных классов провайдеров.
Ни один из этих типов провайдеров не дает ответа на вопрос, как получить качественный, доступный по цене и понятный для бизнеса облачный сервис. Очевидно, что заказчикам нужен такой сервис, который будет готов к использованию и нацелен на реализацию типовых бизнес-задач: организация рабочего места бухгалтера, продавца, руководителя и т. д. Кроме того, бизнесу интересно знать, сколько рублей в месяц необходимо платить за поддержку одного рабочего места по модели "все включено", то есть когда пользователю не нужно знать никаких технологических нюансов (как интегрировать данные между разнородными системами, как и когда проводить резервное копирование и что делать для обеспечения информационной безопасности). Бизнес-пользователю нужна лишь инфраструктура для выполнения должностных задач - готовое корпоративное облачное решение. Это позволило быстрее реагировать на потребности бизнеса, экономить время на сборке и упростить обслуживание нескольких сотен (или тысяч) единиц техники благодаря наличию гарантийных планов и фирменных сервисных центров. Текущий этап облачного бизнеса - это использование готовых ИТ-решений, таких как DEPO CloudSystems, NetApp Flexpod, EMC vBlock и пр., для решения конкретных задач - например, для построения частного облака. В составе таких решений собраны оптимизированные серверные платформы, системы хранения данных и управляющее программное обеспечение. Все они работают по принципу "Включай и работай". Почему же сейчас в отношении облачного продуктового предложения превалирует подход, при котором конечному пользователю, по сути, необходимо "собрать сервер своими руками", а поставщик услуг только продает ему комплектующие: оперативную память, процессоры и диски? Провайдеры порой отказываются реагировать на запросы пользователей даже о платном (!) содействии в настройке виртуализированной частной инфраструктуры, размещенной в облаке. "Мы продаем только вычислительные мощности, - отвечают они, - а вы самостоятельно делаете с ними все что хотите". Такой подход непонятен бизнес-потребителю и не способствует продвижению облачной модели использования сервисов среди компаний малого и среднего бизнеса. Для достижения эффективности провайдеры должны предлагать готовые к использованию облачные пакеты, нацеленные на решение определенных ролевых бизнес-задач по модели аренды сервисов. В состав таких облачных пакетов должны входить виртуальные мощности, необходимые лицензии на системное, прикладное, отраслевое ПО, при необходимости - выделенные серверы (dedicated), "тонкие" клиенты и прочее. Как эти сервисы реализуются технологически, сколько они потребляют RAM, CPU, IOPS и прочих ресурсов, бизнес-пользователя не интересует. При этом именно на провайдера должны ложиться риски, связанные с правильным сайзингом (расчетом производительности), и именно провайдер должен нести за это ответственность без изменения цены для конечного потребителя. Это та картина мира, которую видит бизнес-потребитель. И это именно та бизнес-модель, на которую должен ориентироваться провайдер облачных сервисов, разрабатывая свое продуктовое предложение. |