В прогрессивной IT-среде принято сдержанно посмеиваться над теми, кто до сих пор побаивается облачных технологий. В самом деле, ни у кого не возникает сомнений в том, что будущее за облаками. Конечно, наиболее крупные компании скорее будут строить собственную гибридную инфраструктуру, чем полагаться на внешние сервисы. Но большая часть среднего и малого бизнеса в любом случае рано или поздно станет пользоваться исключительно облачными технологиями, позабыв о привычной офисной инфраструктуре.
Преимущества перехода в облака очевидны. Это и всесторонняя синхронизация, и дешевизна, и доступность из любой точки мира, и многое другое. Самое главное - недорогое и безоговорочно простое внедрение. Слово "внедрение" до сих пор будоражит умы ИТ-руководителей и просто управленцев, у которых от этого слова сосет под ложечкой и опустошается кошелек. Поэтому нивелировать внедрение как класс - одна из самых важных задач облаков.
Когда мы говорим о крупных корпоративных поставщиках офисного софта, о ком в первую очередь заходит речь? Разумеется, о Microsoft - сегодняшние офисы невозможно представить без Word, Excel, Power Point, Outlook. Обеспечив сотрудников этими инструментами, организация обычно не спешит в облака - зачем, если и так все работает? До первой смены парка машин и лицензирования софта так думают все, а потом начинают считать деньги - а не дешевле ли внедрить SaaS и сэкономить на компьютерах, офисных программах?
Понимая это и многое другое, Microsoft запустила Office 365 - все тот же офисный пакет, только в облаке. С одной стороны это попытка запрыгнуть в уходящий поезд - на рынке уже есть сильные решения от Google и Zoho. А с другой стороны, у корпоративного потребителя с офисным пакетом ассоциируется именно Microsoft, поэтому продвигать продукт намного проще. Однако, главной особенностью Office 365 является цена - пакет на пятерых пользователей на год стоит 2499 рублей, тогда как Office Professional Edition, устанавливающийся на один компьютер стоит 17999 рублей. А в чем разница? Office 365 - продукт сугубо облачный, работающий в интернете, а Офис Профессиональный устанавливается на компьютер и может работать офлайн.
Словом, с облаками все хорошо - не технология, а сказка! Но пессимисты и консерваторы понимают фразу о будущем за облаками по своему. В том смысле, что облачные технологии - не иначе как сгущающиеся тучи. И, как ни странно, у них постоянно появляются новые подтверждения простой гипотезы - еще не время для облаков.
И на прошлой неделе пессимисты получили повод в очередной раз позлорадствовать. Беда пришла откуда не ждали - как раз из стана крупнейшего поставщика корпоративного софта, который у всех прочно ассоциируется с офисными пакетами. Дело в том, что 22 февраля упала Windows Azure - платформа облачных сервисов от Microsoft. С помощью этой платформы можно размещать приложения в облачных дата-центрах, таким образом Azure реализует модели PaaS и IaaS.
На прошлой неделе Windows Azure испытал самые серьезные проблемы за всю свою историю. Из-за устаревшего сертификата для https из строя вышли несколько инфраструктурных блоков Azure в США, Европе и Азии. Местами проблемы сохраняются до сих пор, хотя Microsoft утверждает, что работоспособность сервиса восстановлена на 99%. Главным образом, падение Azure затронуло корпоративных пользователей - некоторые клиенты не могли получить доступ к своим приложениям и к платформе в целом. Пострадал и массовый рынок - пользователи Windows Phone жаловались на ошибки в магазине приложений, а игровой сервис Xbox Live на какое-то время прекратил работу.
Следует отметить, что за последние два месяца это уже третий серьезный выход из строя облачной платформы Windows Azure. Первый случился в декабре прошлого года, когда один из крупных серверов платформы упал и в результате 2% размещенных на Azure сайтов не работала в течение 62 часов. Другое падение было менее серьезным, но существенным для корпоративного пользователя. В начале февраля несколько часов были недоступны Office 365, Microsoft Intune и Outlook.
О неполадках в облачных сервисах мы слышим довольно часто - падают то Google, то Amazon, то Dropbox. Но почему именно на Microsoft стоит заострить внимание? Компания позиционирует Windows Azure как профессиональную корпоративную платформу. Но так ли это?
Побывавший на недавнем Windows Azure Summit коллега в разговоре упомянул несколько странных фактов. Во-первых, представитель Microsoft во вступлении ни слова не сказал о рыночной ситуации вокруг облачных технологий в России. Во-вторых он практически не поделился опытом зарубежных коллег, хотя они опережают нас на два-три года и любая информация об уже состоявшихся внедрениях Azure очень полезна. И в-третьих, Microsoft все еще невинно улыбаясь обходит тему частных и гибридных облаков. Последнее критически важно для большого бизнеса, на который должен целиться любой уважающий себя облачный провайдер, а тем паче Microsoft.
Выходит, Windows Azure вообще не для крупного бизнеса? На том же саммите была обнародована следующая статистика: 50% клиентов Azure - это стартапы, еще 20% - разработчики под платформу и оставшиеся 30% - digital-агентства, использующие Azure как платформу для размещения мобильных приложений.
Эти цифры показывают, что Windows Azure - все еще недостаточно зрелая платформа для того, чтобы внимание на нее обратили крупные компании. А так как Microsoft - игрок очень крупный, у пессимистов-консерваторов в запасе осталось какое-то время, чтобы и дальше повторять зловещую мантру: не время для облаков.
Игорь Емельянов