Зачем нужна ИТ-сертификация?

Источник: PCweek

Авторизованное обучение и сертификация появились на ИТ-рынке около четверти века назад, в начале эпохи массового распространения ПК. С тех пор в области ИТ произошло множество перемен. Параллельно менялись подходы к подготовке ИТ-специалистов. О последних тенденциях в области авторизованного обучения шла речь на конференции "АйТи-Кадры".

Новые технологии - новые знания

IDC опубликовала результаты исследования влияния облачных технологий на прием на работу в сфере ИТ, полученные путем опроса менеджеров по работе с кадрами более 600 компаний по всему миру. Результаты показали, что в ИТ рост числа рабочих мест будет обеспечен именно за счет облачных вычислений. В течение следующих двух лет потребность в таких специалистах будет расти на 26% ежегодно, и к 2015-му количество вакансий на облачном рынке достигнет 7 млн. Но на конец прошлого года в мире оставались открытыми 1,7 млн. вакансий, причем в качестве основной причины дефицита кадров работодатели называли недостаток у кандидатов подготовки и сертификатов, необходимых для работы с облаками.

Поэтому, считает Дон Филд, старший директор по продвижению продуктов Microsoft Learning, ИТ-специалистам следует подготовиться и сертифицироваться, чтобы выделиться на общем фоне.

Другие участники конференции также приводили доводы в пользу ИТ-сертификации. По словам Тона Ван Гита, менеджера Cisco по развитию авторизованного обучения в EMEA, данные прошлогоднего опроса сотрудников отделов кадров и ИТ-специалистов, проведенного российской кадровой компанией, показали, что две трети кадровиков ценят сертификацию от Cisco, а три четверти специалистов сказали, что такая сертификация помогает им лучше справляться с работой.

Увеличение внимания к сертификации со стороны работодателей подтверждает и рост зарплаты. Глеб Лебедев, руководитель службы исследований HeadHunter, привел результаты опроса на сайте компании, которые показали, что за два года, прошедших с предыдущего опроса, разница в зарплате сертифицированных и несертифицированных специалистов увеличилась с 7-10% до более чем 12%. "Это связано с тем, что работодателям сейчас стало важнее, чем раньше, проверять уровень подготовки кандидатов на вакансии, а наличие сертификата позволяет сделать отбор максимально прозрачным", - объяснил он.

Аналогичные данные привел Дон Филд со ссылкой на результаты опроса кадровых агентств: "Специалисты с разными сертификатами Microsoft в среднем зарабатывают на 10% и более по сравнению с другими сотрудниками".

Тем не менее при приеме на работу сертификат все-таки не дает однозначного преимущества. Так, по словам Глеба Лебедева, в первую очередь работодатель смотрит на наличие опыта. Это подтвердила и Эмма Кириченко, специалист по работе с персоналом Microsoft в России, которая отметила, что при отборе ИТ-специалистов для работы в Microsoft главным показателем является опыт работы: "Сертификация тоже имеет значение. Но это - необходимое условие, а не достаточное".

Ситуация в России

Как известно, подготовка к экзаменам и сдача теста стоят недешево. Судя по опросу HeadHunter, это - главное препятствие на пути к сертификации. Так, на вопрос, почему у них нет сертификата, большинство несертифицированных специалистов сослались на отсутствие денег для оплаты экзамена. Видимо, поэтому пока что у нас сертифицированных специалистов в разы меньше, чем несертифицированных. По данным опроса HeadHunter доля первых составляет всего 25%.

Обычно за сертификацию платит компания, в которой работает сотрудник. Но в этом направлении наша страна еще отстает от Запада. По словам Тона Ван Гита, менеджера Cisco по развитию авторизованного обучения в EMEA, на каждый 1 млн. долл., потраченный на покупку оборудования, в России покупают четыре курса обучения по ЦОДам, а в EMEA - шесть.

Но экономия на подготовке отрицательно сказывается на реализации внедренческих проектов. Когда IDC провела исследование по 515 проектам, оказалось, что если в обучение вкладывается порядка 4% от стоимости проекта, это значительно увеличивает успешность проекта. Добавление каждых 1,5% повышает вероятность успеха на 50-80%. К тому же выяснилось, что порядка 40% отказов систем вызваны человеческим фактором. "Хорошая подготовка персонала позволяет понизить этот процент. Для этого и нужна сертификация", - уверен Тон Ван Гит.

Есть и другие стимулы. Исследование, проведенное компанией "АйТи", показало, что в 2012-м спрос на ИТ-специалистов увеличился на 4,9%, а конкуренция за рабочие места стала минимальной, так как на одну вакансию приходится 1,7 резюме. Но самое главное то, что средний срок работы на одном месте составляет всего 1,5 года. "Это очень мало, - считает Анастасия Бархатова, менеджер по развитию бизнеса центра обучения "АйТи". - Сертификация - важный рычаг для удержания специалистов, так как люди видят, что их знания хотят развивать, и их лояльность повышается". А это очень важно для компании, так как, по данным исследования "Высшей школы маркетинга", если лояльность работников увеличивается на 1%, то лояльность клиентов - на 2,5%, а если лояльность клиентов повышается на 1%, то прибыль компании - на 0,89%.

Понимая, какие препятствия тормозят ИТ-сертификацию, ИТ-компании стараются повысить ее доступность. Так, Huawei продвигает программу для вузов HNA. К ней уже присоединилось несколько российских университетов, которым Huawei подарила все оборудование, необходимое для обучения.

"Сетевая академия АйТи" запустила проект переноса сертификации Microsoft и Autodesk в университеты. "Мы предлагаем техническим вузам подписать с нами соглашение и получить статус центра сертификации. Тогда они смогут предлагать своим студентам пройти подготовку и сертификацию по ценам в пять раз меньше стандартных", - сказал ректор Академии Игорь Морозов и пояснил, что для его компании экономия достигается за счет того, что это - не классический курс, а совершенно другой продукт. Не нужно сидеть за партой, так как все основано на дистанционном обучении и консультациях с преподавателем. В первое время эту роль будут выполнять сотрудники "Академии АйТи", а потом, возможно, подключатся и преподаватели вузов. В прошлом году "Академия АйТи" стала дистрибьютором образовательного канала Autodesk и уже подключила к программе обучения и сертификации Autodesk порядка 150 вузов. По продуктам Microsoft работа еще только началась.

Перемены в подходах к обучению

Судя по выступлениям на конференции, последние перемены в области ИТ оказали огромное влияние на методы профессионального обучения. "В связи с распространением облаков, смартфонов и планшетов модель обучения становится все более персонализированной и мобильной. Уже трудно представить человека, который получает информацию только в классе с помощью каких-то структурированных методов обучения", - сказал Игорь Морозов.

По его мнению, сейчас структура образования выстраивается вокруг человека: "Он может получать знания из самых разных источников - в онлайновом вузе, в центре повышения квалификации, в учебном центре вендора, через Интернет от другого специалиста". В связи с этим "Академия АйТи" запустила ряд образовательных проектов, направленных на реализацию новых моделей обучения.

В связи с изменениями в ИТ растет роль ИТ-специалистов. По словам Тона Ван Гита, с развитием беспроводных технологий стремительно растет число устройств, подключенных к Интернету: "В 2011-м таких устройств было около 10 млрд., а в 2020-м их будет более 50 млрд. Сложность ИТ-систем растет экспоненциально, а уровень знаний ИТ-специалистов - линейно. В результате появляется разрыв между тем, что нужно знать, и тем, что люди знают".

Чтобы устранить разрыв, вендоры вносят изменения в свои программы обучения. "Сейчас на рынке профессионального образования наблюдаются две тенденции: широкое распространение получают виртуальные классы с применением видеоконференций и подход, предполагающий непрерывное обучение. Появляются все новые и новые технологические сообщества, курсы и другие образовательные инициативы для постоянного обучения", - сказал Тон Ван Гит.

Так, Cisco несколько лет назад создала образовательный ресурс Cisco Learning Network, который представляет собой социальную сеть с функциями совместной работы, предназначенную для распространения сертификационных учебных курсов и материалов для подготовки к экзаменам. С помощью этой социальной платформы люди могут делиться опытом и напрямую связываться с экспертами, ИТ-специалистами и представителями Cisco.

Изменения в подходе к обучению произошли и в компании Huawei. Два года назад она вышла на корпоративный рынок и в связи с этим запустила партнерскую программу HALP (Huawei Authorised Learning Partner) по авторизованному обучению. По словам Ольги Матвеевой, руководителя отдела обучения Huawei Enterprise в России, сертификация имеет трехуровневую структуру и отражает всю линейку продуктов компании, но в России запущены еще не все направления, так как программа только разворачивается. Сейчас в ней участвуют три российские компании: "Академия АйТи", УЦ "Ментор" и УЦ Tune IT.

Microsoft также обновила систему сертификации специалистов. По словам Дона Филда, это было сделано, чтобы программа обучения была актуальна для облачных технологий, высокопроизводительных вычислений и традиционных информационных систем, которые устанавливаются на предприятии. Сертификация осталась трехуровневой, но если раньше для получения самого высокого статуса эксперта нужно было ехать в США в штаб-квартиру Microsoft, то теперь его можно получить в Москве, правда, пока только по двум продуктам - SQL Server и Exchange.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=32534