Прототипируй это

Источник: habrahabr
alexrublev

Прототипы (мокапы, кому привычнее) - это окончательная победа людей, считающих дизайнеров безмозглыми рисовальщиками. Людей, в картине мира которых, дизайнер - это такой человек с виртуальными банкой краски и кистью, который делает "все красиво" из ничего. Или из чего-нибудь, например, как любил говорить знакомый арт-директор: "из говна - конфету".

О принципах работы дизайнера

Дизайнера интерфейсов (включая дизайнера веб-интерфейсов - т.е. сайтов) можно сравнить с перерабатывающим комбайном: он получает какой-то материал по проекту: контент, тех.задание, фирменный стиль и тому подобное, а затем перерабатывает это в графическое решение. И финальный результат напрямую зависит от того, что будет загружено в дизайнера. Короткий бриф - будет скучный сайт. Рыба, вместо контента - не ждите хорошей подачи. Нет фир.стиля - получите стерильный дизайн. Чем меньше информации получает дизайнер, чем меньше он понимает с чем имеет дело - тем хуже и беднее финальный результат. Раньше дизайнеры больше всего страдали от скудных ТЗ, выдавливая из "ничего" какой-то хороший дизайн - совершая просто чудо: проектирование "ничего". Теперь же заказчик вообще не утруждает себя написанием ТЗ, он предоставляет абсолютное зло - прототип.

О прототипах

Начнем с того, что прототипы, дизайнеры всегда делали и делают себе сами. Только называется это "эскизами", "скетчами" или "набросками". А вообще, по-большому счету, дизайнер так часто меняет макет в процессе, что все версии до финальной - можно смело считать прототипами, которые дизайнер тестирует визуально на основе своего опыта и знаний. 

Но то ли специалистам-юзабилистам не сиделось в своих отделах, то ли управленцы хотели больше стабильности в процессе разработки дизайна, в общем - свободу дизайнера выполнять свои обязанности по проектировке решено было порезать. А именно - ввести отдельного человека, который бы делал "прототип", который бы с одной стороны было удобно тестировать, а с другой прикреплять к договору и отношения с заказчиком таким образом стабилизировать.

Называйте вещи своими именами

Самое интересное, что в русскоязычной среде, после того как прототипы набрали популярность, выделилось две специальности: проектировщик интерфейсов (тот кто делает прототипы) и дизайнер интерфейсов. Хотя известно, что англ.designer - это и есть "проектировщик". Таким образом, у непосредственно дизайнера отняли большую часть работы над проектировкой, сделав из него своеобразного "разукрашивателя интерфейсов". Хотя в разных случаях степень ориентирования на прототип различается от полного соответствия размеров и позиций до практически полной свободы, однако, это не решает главной проблемы: дизайнер по-прежнему работает ни с чем.

Как получается так, что одну профессию - дизайнера делят на две части между собой проектировщик и рисовальщик? А очень просто. Потому что, любой дилетант взявший в руки фотошоп заявляет, что он дизайнер. А когда технари сталкиваются с таким специалистом и понимают, что эта "красота" на практике далека от продуманного UI, они ставят на всех дизайнеров клеймо "художник", а после первых споров о прекрасном с этим дилетантом дизайнер получает второе клеймо "творческая личность". Таким образом завершается превращение профессии конструктора (designer) в художника (painter).

Тот, кто работает с сайтами \ интерфейсами и при этом занимается лишь эстетической частью - обыкновенный дилетант!
Тот, кто сильнее "в вижуале" - должен работать в полиграфии. Дизайнер интерфейсов - не художник, он проектировщик, в первую очередь.

Почему прототипы - это плохо

Все очень просто, прототипы - это "защита от дурака". От дизайнера-дилетанта, который без помощи прототипа нарисует то, что на практике никогда не будет работать. Но если вы используете прототипы в работе с профессиональным дизайнером - вы совершаете огромную ошибку. И вот почему. Использование прототипов ведет к тому, что этапом проектирования занимается "проектировщик", который, конечно, потом говорит дизайнеру: "ну это примерно как должно работать, а ты можешь отходить от прототипа, как ты решишь." А что дизайнер может решить в этой ситуации? У него нет Т.З., он не общался с заказчиком, он оторван от процесса и имеет на руках только эти отпротипированные экраны. Это и весь материал, с которым он будет работать, и как бы ему не хотелось убежать от этих прототипов - ему не к чему двигаться. Да, используя прототипы - вы несомненно получаете их плюсы: наглядность для себя и заказчика. Но качественного дизайна не будет, вы получите то, что заказывали - разукрашенные прототипы. Потому что, как сказано выше: нельзя просто так взять и сделать "красиво", приятный глазу дизайн рождается не из красок и декора, а в самом начале - во время проектировки.

Настоящая красота дизайна - это изящные решения в проектировке. Особенно хорошо этот пример виден в промышленном дизайне, взгляните, например, на iPhone - никакого декора, красота конструкции. И если вам уж очень нужны прототипы - то предоставьте это тому дизайнеру, который потом будет превращать их в жизнь.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=32238