Изменение перспектив: новый взгляд на старые вещиИсточник: naikom
Существует старая история о слепых и слоне. Слепые встретились и решили описать слона. Один сказал, что слон длинный и тощий, как змея. Второй сказал, что первый не знает, о чем говорит, слон похож на ствол дерева, он толстый и круглый. А третий сказал, что они оба не правы, что слон круглый, как гигантский диск. Конечно же, каждый из мужчин говорил о разных частях слона (хоботе, ноге и ухе, соответственно). Мужчины слепы, и поэтому не могут видеть и представить слона полностью. Их понимание было ограничено определенной частью слона, которую они могли ощутить на ощупь, они предполагали, что слон и был той частью, которую они могли ощутить. Быть креативным это все равно, что быть слепым. Часто мы имеем дело с проблемой, которую не видим полностью. Мы говорим о ней, смотрим на нее, стараемся решить, понимая лишь ту часть, которую можем видеть. Как кусочек айсберга над водой. Но самое главное, что человек быстро входит в колею, он везде видит одну и ту же проблему, и предлагает стандартные, одинаковые решения. Но что происходит, когда по собственному решению, или в силу обстоятельств, мы должны придумать что-то новое? Что происходит, когда нужны инновации? Все инновации подразумевают одно - придумать новый подход к старой проблеме. При новом подходе очень часто нужно суметь посмотреть на проблему иначе. Если мы будем делать одно и то же, мы получим тот же результат. Когда требуется новое решение, лучшее, что можно сделать - изменить свою точку зрения, взгляд на конкретную проблему. Это может означать новые вопросы и конкретизацию старых. Как только вы посмотрите на проблему с другой стороны, визуально, стратегически или функционально, вы обязательно увидите то, чего раньше не замечали. Именно это и поможет вам встать на путь инноваций и креативных решений. Когда все, что вы видите, ограничивается ногой или ухом, вам нужно туловище, чтобы завершить полную картину слона. Немного нейропсихологииЧтобы ответить на вопрос, как взглянуть на проблему с другой стороны, чтобы найти творческие решения, нам необходимо понять некоторые элементы нейропсихологии и что происходит в голове при решении проблемы. По книге Джона Лерера "Вообрази" (Jonah Leherer, "Imagine"), в тот момент, когда вы понимаете суть проблемы и произносите "ага!", происходит некая абстрактная связь в вашем правом полушарии мозга, которая соединяет разрозненные идеи в одно целое. В истории есть бесконечное множество случаев, когда к людям в голову приходили гениальные идеи вследствие незначительных, на первый взгляд, событий. Эти истории известны всем - как Ньютону упало на голову яблоко, Архимед купался в ванной и так далее. Событие просто подкидывает идею, а мозг устанавливает связь между паззлами в голове, чтобы, в конечном итоге, проблема решилась. Как это работает? Когда вы сталкиваетесь с таким паззлом, вы пытаетесь сложить его в единую картинку, проходя через все привычные для вас шаги, решая проблему очевидным путем. Это как корпоративный макет сайта, который вы видели миллион раз, дизайн текстур, которые вы знаете, стиль кнопок, который вы любите, шрифт, который всегда подходит и так далее. Сначала вам на помощь приходит левая часть мозга, которая отвечает за очевидные и правильные решения. Иногда эти идеи срабатывают, а иногда - нет. Как только ваше левое полушарие переберет все варианты решения проблемы и поймет, что они безнадежны, вы подумаете, что зашли в тупик. Этот тупик и есть неспособность соединить старые и новые идеи, чтобы найти альтернативное решение. И самый верный способ выйти из этого тупика - повернуть голову и найти объездную дорогу, то есть взглянуть на проблему с другой стороны. В момент полного разочарования, ваше правое полушарие начнет работать. Оно решает проблемы с помощью картинок, то есть визуально. Как только левое полушарие мозга сдастся, правое начнет говорить на единственном языке, которое знает - на языке воображения, то есть картинок. Как только связь будет установлена, все внезапно станет на свои места. Это в буквальном смысле, можно объяснить, как создание нового подключения в вашем мозгу. Обычно, это происходит в момент, когда вы меньше всего этого ожидаете и даже забываете о проблеме. К примеру, при разговоре с другом или просмотре фильма с женой. Вы расслабляетесь и не думаете о работе. Момент "ага!" наступает внезапно. Как посмотреть на проблему с другой стороны?Сейчас мы попробуем ознакомиться с трюками, которые помогут вдохновляться и смотреть на проблему с разных сторон, чтобы создать в голове необходимые связи. Хотя первые предложения больше подойдут для дизайнеров и тех, кто воспринимает свою работу визуально. ПечатьРаспечатайте все варианты дизайна, к примеру, чтобы найти новое решение. Модели намного проще анализировать, когда вы видите их перед собой, а не полагаетесь на память. Таким образом, вы поможете мозгу генерировать новые идеи, а не просто запоминать информацию. Появляется вопрос, а что распечатать? Ответ: работы конкурентов и то, что вас вдохновляет. К примеру, если вы работаете над деталями страницы с продуктом на коммерческом сайте, выберете 10 из 15 страниц ваших конкурентов и распечатайте их, чтобы увидеть то, что было сделано хорошо. Также, найдите подобные вещи, реализованные плохо. Ваши конкуренты сделали очень полезную работу - они придумали массу идей и вам нужно пройтись по их сайтам и оценить эти идеи. Сгруппируйте методы и идеи дизайна, которые сработали у конкурентов и сделайте выводы. Там же вы найдете и множество ошибок, запишите свои доводы. Увиденные ошибки на сайтах конкурентов помогут вам создать что-то совершенно новое. Распознавание клише и осознание их поможет вам освободить свой разум от старых и не интересных идей, позволит вашей голове начать работу в противоположном направлении. Даже если пока вы ни с кем не конкурируете, найдите ближайшие варианты в своей нише. Чтобы вдохновиться, распечатайте 10 из 15 страниц с различными визуальными элементами сайта, выделите для себя чaсти, которые вы хотели бы использовать и прикрепите к стене перед собой. Запишите свои замечания, чтобы быстрее найти решение. Если после этого вы все еще будете в ступоре, поищите вдохновение где-то в другом месте, например, в макете сайта или похожем дизайне. Просто продолжайте распечатывать то, что вам нужно представить, пока у вас не появится новая идея. Пытайтесь не копировать ваших конкурентов и делать вещи, которые совершенно отличаются от того, что было придумано до вас. Усовершенствуйте свой языкЛюди часто описывают одни и те же вещи, только разными словами. Люди склонны использовать какие-то "свои" привычные слова для описания проблемы, вследствие слушатели просто не понимают семантику. Это особенно чувствуется при изобретении нового продукта. Вы можете использовать свои, можно сказать, собственные название каких-либо предметов или же говорить техническим языком. Язык - невероятно мощный инструмент. Вам может быть сложно что-то объяснить, ведь вы дизайнер, а не копирайтер. Но описание и представление продукта являются двумя тесно связанными понятиями, поэтому отделить одно от другого в веб-дизайне невозможно. Удостоверьтесь, что вы используете "правильный" язык, экспериментируйте, используйте синонимы. Попытайтесь изменить язык в инструкции продукта, для начала. Придумайте пометки с объяснениями для некоторых вещей, чтобы еще больше упростить задачу. Если вы работаете с копирайтером, вовлеките его в решение ваших языковых проблем, ведь это его профессия. Копирайтеры - магический источник идей на счет выражения своих мыслей, терминологии и инструкций к продукту. Если вы работаете в команде, пытайтесь использовать одни и те же слова для описания продукта. При использовании разных терминов для описания одного и того же понятия, вы рискуете остаться непонятым. Поймите, что вы уже решили свою проблему, вам осталось лишь описать ее правильно, чтобы решение увидели все. Задавайте вопросыЕсли вы застряли на каком-то этапе, вам скорее всего не хватает ответов. Научитесь задавать правильные и четкие вопросы, чтобы услышать на них внятные ответы. Задавая один и тот же вопрос, вы получите тот же ответ. Попробуйте задать вопрос иначе и, возможно, вы услышите новый ответ. Но как перефразировать вопрос, чтобы получить необходимый ответ? Иногда проблема визуальна. К примеру, вы работаете над макетом сайта и вас что-то смущает. Вы не можете понять, что именно не так. Корень проблемы может лежать не в главном элементе, над которым вы работаете в данный момент, а в окружающих его визуальных объектах. Попробуйте сделать следующее:
Данные по-новомуВ некоторых проектах сложно сравнить функции разных продуктов. Есть несколько вариантов, но мы равно ходим по кругу, дискутируем по поводу верного решения. Но есть новый способ сравнить продукты и сделать это нужно в виде эксперимента. Это покажет информацию, которая была, совсем с другой стороны, и даст толчок команде. Если вы работаете с данными, подумайте, как можно показать или визуализировать их? Обратите внимание на параметры, которых вы раньше не замечали. Волшебная визуализация данных: наложение рейтинга конкурентов друг на друга по ключевым возможностям. Анализ чего-то новогоТак как существует невероятное количество техник и моделей, чтобы отобразить данные, знать все методы и приемы, применяемые к каждому проекту невозможно. Если вы хотите взглянуть на проблему с другой стороны, поместите ее в какую-либо модель: раскадровка, ментальная модель, новый анализ или синтез, даже изменение формата данных. Вы увидите многие моменты, невидимые раньше. В процессе составления моделей можно увидеть новые риски и решить проблемы раньше, чем они появятся. Взгляните на полную картинуПосмотреть на проблему иначе вам поможет взгляд на полную картину. Если проблема специфическая, попробуйте примерять ее к похожей ситуации. Если это касается веб-дизайна или приложения, вы можете создать раскадровку, то есть сценарий того, как можно использовать сайт или продукт, включая интересы целевой аудитории, их психологические особенности и цели. Понимание того, как приложение или сайт может помочь определенной нише бизнеса тоже может помочь вам найти новые решения и возможности. Уменьшение масштабов проблемы, чтобы увидеть картину полностью поможет понять, например, что вы задаете неверный вопрос. Если вы спрашиваете о том, как ваша проблема (к примеру, набор функций продукта) вписывается в общую картину, вы, скорее всего, обнаружите, что картина не такая уж и большая. Вам нужно увидеть этот продукт в контексте реальной жизни, ели вы еще не нашли решение проблемы, значит вы недостаточно уменьшили масштаб и все еще не видите полноразмерной картины. Подведем итогиПолучив новый проект, пытайтесь искать новые пути решения проблемы сразу. Вы можете испробовать новые технологические процессы или новые инструменты (к примеру, тест на юзабилити или другие программы). Вспоминая историю о слепых подумайте, а где ваша команда слепых? Как сделать этого слона зачетным и понятным, как увидеть его полностью? Работа с дизайном чем-то напоминает нащупывание отдельных частей слона и его представление. Смотря на отдельные части (данные, конкуренты, вдохновение, язык, контекст), вы увидите проблему в трехмерном пространстве. Бывает, вам просто не хватает каких-либо составляющих, чтобы сложить паззл. Ищите этот момент "ага!" или создавайте инновации, как Ньютон, или обратите внимание на крохотные детали, чтобы решить проблему. Помните, повторяя одно и то же действие, вы получите тот же результат. Если вы попробуете новые техники, вы уже не сможете свернуть назад. |