Шаг за шагом к более гибким и инновационным процессамИсточник: Известияру
Четыре шага к SOA предприятия Внедрив сервисно-ориентированную архитектуру предприятия (SOA), компании рассчитывают на получение возможности быстрой и экономически эффективной адаптации к изменениям в отрасли и на рынке, а также к инновационным бизнес-процессам. Сервисы предприятия позволяют компаниям, например, сделать процессы планирования более прозрачными и разбить блоки информации так, чтобы данные, крайне важные для бизнеса, стали более доступными. Стратегия SAP в области платформ в сочетании с консалтинговыми услугами помогает компаниям более эффективно перейти к SOA предприятия с помощью четырех этапов. Компании редко принимают решение быстро внедрить SOA предприятия. Напротив, они специально рассматривают отдельные процессы, которые подойдут для пилотного проекта. Компании могут быстро получить положительные результаты, если разделят данные процессы на сервисы предприятия. В целом, это процессы и подпроцессы, которые необходимо быстро и гибко адаптировать, чтобы привести в соответствие с новыми требованиями, или которые могут значительно сократить расходы. Также это происходит при специальном расширении функциональных возможностей, которые не поддерживает стандартное программное обеспечение. Следовательно, компании, которые выбирают концепции SOA предприятия, зачастую страдают от нехватки ИТ-ресурсов при выполнении сервисных процессов и ключевых бизнес-процессов или нуждаются в достаточной гибкости для децентрализации своей бизнес-модели, чтобы соответствовать региональным или специальным требованиям рынка. Компании часто избегают децентрализации своих бизнес-моделей в связи с очень высокими расходами. Именно в этом может помочь SOA предприятия. Инновационные, гибкие процессы для поддержки общей стратегии Компании могут внедрить службы предприятия для обеспечения прозрачности своих процессов на основе серьезной информационной базы. Например, страховая компания может предложить клиенту подходящий продукт, только если она обладает централизованным доступом к всесторонней, последовательной информации о клиенте. Страховщик может определять потенциальных клиентов комплексного семейного предложения по страхованию, если он использует справочную информацию, чтобы узнать какие из его клиентов состоят в браке. Банковские предложения служат еще одним примером. Банк может точно определить платежеспособность клиента при наличии централизованного доступа к всесторонней информации о клиенте, такой как обзор всех счетов клиента и кредитная история, даже если счета расположены в разных прикладных системах с разными идентификационными номерами. Такие процессы задействуют множество отделов. Однако если они основаны на сервисах предприятия, интегрированные сервисы основных данных в компоненте SAP NetWeaver Master Data Management могут предоставлять актуальные и полные данные всем системам. Изготовители комплексного оборудования (OEM), работающие с полупроводниковыми материалами, также выиграют от полной прозрачности процессов. Компании данной отрасли, как правило, работают с сетью партнеров, которые несут ответственность за сборку и тестирование продукции. Данный рынок подвержен серьезным изменениям спроса, поэтому производителям крайне важно найти партнеров, обладающих необходимыми производственными мощностями. Полная прозрачность позволит производителям и их сети партнеров оптимизировать свои возможности. Сервисы предприятия также могут использоваться в химической промышленности. В данной сфере компания, как правило, работает с относительно небольшим количеством оптовых покупателей по каждому продукту (клиенты A) и большим количеством случайных покупателей (клиенты B и C). Если продукт заканчивается, отдел сбыта предпочитает обеспечить поставки клиентам А. Такая приоритетность клиентов зачастую предусмотрена только в системе управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) компании химической отрасли, что означает, что информация, как правило, доступна только отделу сбыта, и не доступна производственному отделу. Комплексные сервисы предприятия могут оптимизировать надежность поставок клиентам А, таким образом, повысив рентабельность компании. В любой отрасли внедрение SOA предприятия подразумевает точное понимание того, чего компания хочет добиться. Основная цель заключается в повышении гибкости и маневренности инфраструктуры компании, но компании также необходимо наиболее точно сформулировать свои собственные бизнес-цели. Компания SAP разработала программу внедрения для заказчиков, выбравших SOA предприятия. Программа предназначена для обеспечения начального понимания заказчиками SOA предприятия и ее преимуществ, помощи в подготовке своего плана внедрения и определении первых проектов, а также поддержки использования решения. В соответствии с формализованным, но гибким методом, процесс внедрения подразделяется на логические этапы. На каждом этапе задействуются все заинтересованные стороны. Безусловно, ни одна компания не может использовать точно такой же процесс внедрения, как другая, однако, принцип программы "эволюция, а не революция" в равной степени применяется ко всем компаниям. По мере прохождения программы, компании придерживаются согласованного порядка определения своих факторов стоимости, таким образом, поддерживая реализацию общей стратегии. Четыре шага к SOA предприятия На первом этапе, этапе исследования, компании посещают семинары и интерактивные встречи для получения общего представления о SOA предприятия. Во время мозгового штурма определяются ключевые процессы компании, а также неиспользованный потенциал их улучшения для проверки возможности использования SOA предприятия. Разрабатываются бизнес-сценарии, соответствующие стратегическим целям. После этого компании решают, как объединить сервисы предприятия, чтобы получить желаемый эффект. Данный процесс приводит в соответствие требования бизнеса и ИТ-процесс. В конце данного этапа рассчитывается рентабельность внедрения в результате, например, возможного снижения текущих расходов на разработку. Очень важно точное планирование, особенно на первом этапе. Это является единственным способом снижения рисков, таких как перебои в ежедневных операциях. По каждому бизнес-процессу, запланированному на основе сервисов предприятия, консультанты SAP проводят SWOT-анализ для определения взаимозависимости между процессами и базовыми ИТ-системами, а также для оценки возможных рисков. На втором этапе проводится оценка. Цель данного этапа заключатся в разработке специального плана внедрения, определяющего будущий сценарий. Заказчик посещает семинары для подготовки плана внедрения с учетом существующих ИТ-систем, ИТ-практик и задействованных сотрудников. В плане определяется, какие этапы необходимо выполнить, а также время и способ их выполнения. План служит основным справочным документом. Более того, он определяет оптимальный способ реализации проекта. Данный этап очень важен, поскольку он позволяет рассмотреть логическую взаимозависимость и определить последовательность объединения и запуска сервисов предприятия. После завершения двух этапов планирования компании переходят на третий этап, этап внедрения, на котором они сочетают и тестируют сервисы предприятия. В настоящее время существует 500 готовых сервисов предприятия для mySAP Business Suite. Более того, заказчики, партнеры и SAP создали отраслевые сети ценностей (IVN) для совместной разработки сервисов предприятия для отдельных отраслей. IVN работают над внедрением инновационных решений и сценариев интеграции в соответствии с наиболее важными требованиями конкретной отрасли. На четвертом и последнем этапе компании начинают использовать сервисы предприятия. Новая архитектура должна работать в реальных условиях. Компании, как правило, решают в качестве проверки запустить пилотный проект. Основываясь на успешной реализации пилотного проекта, компании принимают решение относительно внедрения дополнительных сервисов предприятия. Продолжительность данного этапа зависит от ситуации в компании, но, в среднем, период от посещения первых семинаров до запуска первых сервисов предприятия составляет шесть месяцев. Как правило, компании получают прибыль на инвестиции через год. Управление изменениями повышает уровень продаж Сотрудникам необходимо обучение по внедренным новым технологиям. Опыт показывает, что сочетание семинаров и обучения на практике дает самые лучшие результаты. Необходимо, чтобы компании как можно раньше составили план обучения, так чтобы первые учебные курсы проводились уже на этапе внедрения. Внедрение должно сопровождаться комплексным управлением изменениями. Все заинтересованные стороны должны постоянно получать последнюю информацию по проекту, а также о его влиянии на их роли и процессы. Одним из методов, доказавших свою состоятельность, является назначение "посланников перемен". Они выбираются на основе глубоких знаний технологии, а их работа заключается в донесении до сведения сотрудников преимуществ новой архитектуры. Технология будет эффективно работать только, если сотрудники ее понимают, принимают и используют весь ее потенциал. Что такое сервис предприятия? SOA предприятия расширяет понятие сервисно-ориентированной архитектуры на основе сервисов предприятия и алгоритмов бизнес-процессов. Сервисы предприятия - это Web-сервисы, предоставляющие фрагменты функциональных средств приложений, которые можно многократно использовать, из которых можно быстро сформировать новые или расширенные бизнес-процессы. Стандартизированный интерфейс предоставляет доступ к заранее заданным и специфическим функциям. К сервису предприятия можно обратиться напрямую. Он выполняет конкретные задачи в бизнес-контексте и реагирует на них. Например, маршрутизацию процесса удаления заказа можно провести в виде Web-сервиса. Удаление заказа означает просто удаление записи о заказе из базы данных. Однако можно добавить дополнительный алгоритм процесса, таким образом, сервис предприятия "аннулирование заказа" описывает весь бизнес-контекст. Запись о заказе также удаляется из базы данных, но, в тоже время, клиент может получить кредитовое авизо, заказ по материально-техническому обеспечению останавливается, а заказы на производство и поставку аннулируются. Таким образом, сервис предприятия задействует не только отдельный процесс, но и бизнес-контекст в целом. Enterprise Services Community (Сообщество сервисов предприятия) Программа Enterprise Services Community (ES Community) служит основой для IVN. ES Community представляет собой открытую межотраслевую программу, которая объединяет партнеров и заказчиков из различных отраслей для определения и объединения сервисов предприятия в рамках структурированных целевых процессов. EC Community имеет форум, на котором определяются сервисы предприятия, в то время как IVN позволяют заказчикам и партнерам работать совместно с SAP над бизнес-решениями, модернизацией процессов и интеграцией процессов для различных отраслей, наиболее эффективно используя сервисы предприятия. |