Идеи без всходов - как не надо использовать интеллектуальный капитал

Владимир Завертайлов

Была как-то передачка на ТВ: простые люди должны были рассказывать свои бизнес-идеи инвесторам, а те, заседая в кожаных креслах, выбирать лучшие и вливать в них свои капиталы. Отличный шанс для начинающих бизнесменов, казалось бы.

Однако инвесторы жаловались. Суть жалоб сводилась к следующему: "У них нет видения бизнеса. Ни расчетов, ни плана, ни даже представления о том, как они свою трижды гениальную разработку будут продавать. Они приносят нам не бизнес-идеи, а просто - идеи".

В этом проблема то ли русской ментальности, то ли кровь всех "идейных" слишком горяча, чтобы строить скучные графики и считать цифры. Но такая проблема есть вообще везде и во всем, аналогичная ситуация - и в разработке ПО.

Вообще можно увидеть два рода потребностей в программном продукте: назовем их определяющая и дополняющая.

Определяющая - это если сам продукт - конечный инструмент, который будет приносить прибыль (обычно он сложен в реализации: интернет-магазин виртуальных подарков, веб-сервис, приложение для социальной сети, игра и т.п.). То есть он и будет выполнять главную функцию по зарабатыванию денег.

Дополняющая - если продукт является "продолжением" бизнеса. Например, интернет-магазин как дополнение к реальному магазину или корпоративный сайт с каталогом товаров. Тогда программный продукт - посредник между бизнесом и клиентом.

А теперь к тонкостям.

Группа заказчиков с потребностью в "дополняющем" проекте.

Какие материалы нужно предоставить разработчику, чтобы рабочий процесс пошел гладко:

Что нужно знать разработчику Зачем ему это знать
Четко сформулированные цели проекта Это - отправная точка. В зависимости от целей будет меняться и предлагаемое решение.
Исчерпывающая информация о деятельности компании: отрасль, выпускаемая продукция, кто конкуренты, в чем преимущества компании, в чем недостатки, каталог продукции. Чем большей информацией располагает разработчик, тем выше шанс, что структура и дизайн программного продукта уже при первом согласовании будут утверждены - так как они создавались на основе достоверных данных, а не догадок.
Каков бюджет проекта. Бюджет влияет на всё. При большом бюджете у студии есть возможность выделить на разработку больше ресурсов, и, соответственно, реализовать больше возможностей. Заказчику на заметку: эффективное продвижение и реклама тоже стоят денег, на это нужно закладывать суммы, которые обычно превышают стоимость разработки.
Кто целевая аудитория. Конечный продукт должен вызывать у потребителя положительные эмоции - а этого возможно достичь только зная, какова целевая аудитория.

Если заказчик хочет дополнить свой бизнес интернет-сайтом или начать продавать товары в интернете, то, как правило, у него есть представление о том, каким образом это принесет ему дополнительную прибыль. Деловые люди любят деловой подход, всё-таки.

Однако и здесь вся работа в один прекрасный момент может встать из-за того, что заказчик забыл предоставить номенклатуру продукции, а менеджер этого, в свою очередь, не заметил.

Всё гораздо сложнее со второй группой.

Группа заказчиков с потребностью в "определяющем" проекте.

Очень часто бывает так: в офис влетает человек с горящими глазами и хочет "сделать игру, в которой всё было бы зашибись". Это более, чем настораживает. Заметно, что у человека нет видения целостной картины бизнеса, один сплошной набросок.

Итак, почему одного желания не достаточно:

Что нужно знать разработчику Зачем ему это знать
Четко сформулированные цели проекта. Чтобы знать, в каком направлении работать. Разработчиков в данном случае больше интересует вопрос "как это приносит прибыль" (следующий пункт).
Каковы способы монетизации проекта. Зависит от типа продукта. Проведите предварительный анализ конкурентов, выясните, как можно заработать на подобных вещах. Этот пункт добавляет конкретики в первый. Необходимо, опять же, для взаимопонимания.
Каков бюджет проекта. Обязательно складывается из бюджета на реализацию + бюджета на продвижение. Цель разработчика - не просто сдать проект и забыть о нем. Важно, чтобы сделанной работой можно было гордиться. А цель заказчика - не положить новое приложение на дальнюю полку, а активно использовать в целях бизнеса и зарабатывать на нем.
Документ с подробным описанием будущего продукта. Или, как вариант, можно работать поэтапно и начать с примерного наброска - составление техзадания и прототипирование, в таком случае, студия берет на себя. Чтобы не пришлось "на ходу" придумывать функционал.
Кто целевая аудитория Важно по той же причине, что и для "дополняющих".

В случае с "определяющими" проектами - на лицо сильный крен именно в сторону "идеи", а не реализации. То есть здесь большая ответственность ложится на плечи самого заказчика: разработать концепцию его будущего приложения, функциональную документацию, подробно описать, как продукт будет приносить доход (указать способы монетизации).

Ведь если студия разрабатывает просто "сайт для бизнеса" - то, в случае недоукомплектованности брифа фактами, их можно и домыслить, основываясь на собственном опыте в аналогичных проектах.

Если же задание на разработку сложного продукта (игры, приложения) ограничивается классическим "можно грабить корованы", то о какой реализации можно говорить? Кстати, такие примеры сыплются на нас с завидной частотой, взять хотя бы этот:

"Я хотел бы создать одно приложение "КубикрафТ" Например: посетители думают что это такое, но зайдя в игру они понимают что это игра мечты (такая как лего) в этой игре вы можете: стать квадратным, менять внешность, создавать оружия: дробовик, огнемет, мачете и другие… Ночью идет кровопролитие, а днем строительство! Также там есть: троли, зомби, акулолюди, свиньи, лошади, собаки! В общем мир квадратов!"

Традиционная аналогия на десерт

Идеи как зерна. Их можно хранить на сыром складе в холщовом мешке и в результате получить мешок испорченных зерен. Их можно засеять в неблагодатную почву в неподходящее время - и получить вялые всходы. Или можно сделать всё по правилам и через полгода снять отличный урожай.


И.Репин. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887. ГТГ, Москва

Не ограничивайтесь идеями - давайте им возможность развиваться, вкладывайте в них свое время, тщательно готовьтесь к запуску разработки, прежде чем подписать договор. Не забывайте, что мало вылить завершенный продукт на сервер - нужно привлекать аудиторию, поддерживать ее интерес, заниматься рекламой.

Одним словом - заказчик просто обязан сам непрерывно работать над проектом: до разработки, во время разработки и по ее завершению.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=30411