Идеи без всходов - как не надо использовать интеллектуальный капиталИсточник: blogsibirix Владимир Завертайлов
Была как-то передачка на ТВ: простые люди должны были рассказывать свои бизнес-идеи инвесторам, а те, заседая в кожаных креслах, выбирать лучшие и вливать в них свои капиталы. Отличный шанс для начинающих бизнесменов, казалось бы. Однако инвесторы жаловались. Суть жалоб сводилась к следующему: "У них нет видения бизнеса. Ни расчетов, ни плана, ни даже представления о том, как они свою трижды гениальную разработку будут продавать. Они приносят нам не бизнес-идеи, а просто - идеи". В этом проблема то ли русской ментальности, то ли кровь всех "идейных" слишком горяча, чтобы строить скучные графики и считать цифры. Но такая проблема есть вообще везде и во всем, аналогичная ситуация - и в разработке ПО. Вообще можно увидеть два рода потребностей в программном продукте: назовем их определяющая и дополняющая. Определяющая - это если сам продукт - конечный инструмент, который будет приносить прибыль (обычно он сложен в реализации: интернет-магазин виртуальных подарков, веб-сервис, приложение для социальной сети, игра и т.п.). То есть он и будет выполнять главную функцию по зарабатыванию денег. Дополняющая - если продукт является "продолжением" бизнеса. Например, интернет-магазин как дополнение к реальному магазину или корпоративный сайт с каталогом товаров. Тогда программный продукт - посредник между бизнесом и клиентом. А теперь к тонкостям. Группа заказчиков с потребностью в "дополняющем" проекте. Какие материалы нужно предоставить разработчику, чтобы рабочий процесс пошел гладко:
Если заказчик хочет дополнить свой бизнес интернет-сайтом или начать продавать товары в интернете, то, как правило, у него есть представление о том, каким образом это принесет ему дополнительную прибыль. Деловые люди любят деловой подход, всё-таки. Однако и здесь вся работа в один прекрасный момент может встать из-за того, что заказчик забыл предоставить номенклатуру продукции, а менеджер этого, в свою очередь, не заметил. Всё гораздо сложнее со второй группой. Группа заказчиков с потребностью в "определяющем" проекте. Очень часто бывает так: в офис влетает человек с горящими глазами и хочет "сделать игру, в которой всё было бы зашибись". Это более, чем настораживает. Заметно, что у человека нет видения целостной картины бизнеса, один сплошной набросок. Итак, почему одного желания не достаточно:
В случае с "определяющими" проектами - на лицо сильный крен именно в сторону "идеи", а не реализации. То есть здесь большая ответственность ложится на плечи самого заказчика: разработать концепцию его будущего приложения, функциональную документацию, подробно описать, как продукт будет приносить доход (указать способы монетизации). Ведь если студия разрабатывает просто "сайт для бизнеса" - то, в случае недоукомплектованности брифа фактами, их можно и домыслить, основываясь на собственном опыте в аналогичных проектах. Если же задание на разработку сложного продукта (игры, приложения) ограничивается классическим "можно грабить корованы", то о какой реализации можно говорить? Кстати, такие примеры сыплются на нас с завидной частотой, взять хотя бы этот:
Традиционная аналогия на десерт Идеи как зерна. Их можно хранить на сыром складе в холщовом мешке и в результате получить мешок испорченных зерен. Их можно засеять в неблагодатную почву в неподходящее время - и получить вялые всходы. Или можно сделать всё по правилам и через полгода снять отличный урожай.
Не ограничивайтесь идеями - давайте им возможность развиваться, вкладывайте в них свое время, тщательно готовьтесь к запуску разработки, прежде чем подписать договор. Не забывайте, что мало вылить завершенный продукт на сервер - нужно привлекать аудиторию, поддерживать ее интерес, заниматься рекламой. Одним словом - заказчик просто обязан сам непрерывно работать над проектом: до разработки, во время разработки и по ее завершению. |