Информация - краеугольный камень ВІМ

Источник: isicad

Владимир Савицкий

Продолжая цикл статей о внедрении технологии информационного моделирования зданий на базе архитектурной программы Archicad, рассмотрим смысл ключевого слова - информация, который заложен в определении этой технологии, с учётом использования её в реальном проектировании.

И при проектировании в 2D среде, и при информационном моделировании используется огромное количество разнообразной информации. Но способы её получения, использования и обработки для создания конечного продукта проектирования существенно различаются. Кратко опишем принципиальную разницу процесса информационного моделирования от проектирования в 2D среде в методологии использования информации.

Для этого возьмём простой пример.

Вот вы начертили планы в 2D и уже, в принципе, можете вычерчивать разрезы, фасады, что говорит об отсутствии информационной связи между отдельными элементами проектирования и их интерактивной зависимости с чертежами. Вся информация об объектах проектирования при этом, в основном, находится в голове проектировщика. Для создания элементов и конструкций, ввода данных о них в таблицы, спецификации, сметы, различных характеристик материалов, необходимо держать под рукой или в голове массу справочников, ГОСТов и серий. Весь процесс создания проекта идёт разрозненно, с последующим сбором в альбомы чертежей выполненных изолированно всеми участниками проектирования. Количество нестыковок и ошибок при этом, очень зависит от квалификации и ответственности отдельных участников и часто их находят уже в процессе строительства, что приводит к большим материальным затратам.

Процесс информационного моделирования принципиально иной. В нём ключевую роль играет информация о геометрических, физических и идентификационных характеристиках, содержащаяся в отдельных объектах, из которых формируется в ходе работы информационная модель здания, являющаяся в дальнейшем основой для автоматического создания рабочих чертежей.

Весь процесс проектирования полностью имитирует реальный производственный процесс строительства здания. То есть, именно так, как строители строят в реальности мы и должны проектировать виртуально. Например, проектируя сборный фундамент, вначале роем котлован, потом создаём песчаную подготовку, по ней укладываем плиты (полностью соответствующие по размерам реальным с заложенными в них всеми необходимыми информационными характеристикам), по плитам (например для сейсмозоны) укладываем арматурную сетку, потом устанавливаем блоки с размещенными в них всеми необходимыми отверстиями, нишами и бороздами, которые автоматически заносятся в интерактивную таблицу. Выравниваем блоки сверху бетонным поясом и устраиваем горизонтальную гидроизоляцию. Параллельно это всё контролируем в 3D виде. Виртуальное построение детальной информационной модели здания позволяет сделать скрупулёзный анализ составляющих его характеристик всеми участниками процесса проектирования ещё до выхода полного комплекта готовых чертежей.

В размещённых в модели объектах будет использоваться та информация, которую мы предварительно в них заложили, то есть степень информативности элементов модели, будет в первую очередь зависеть от нас и нашего умения, а не только от программы: это надо всегда помнить.

Закончив проектирование всех элементов фундамента можно создать анимационный ролик в приложении VBE, который может служить для подробного анализа и наглядности проектировщикам, подрядчику и заказчику. Именно анимация по отдельным конструктивным элементам, этажам или захваткам наиболее наглядна и полезна, ибо на общей модели здания зачастую трудно увидеть все нестыковки и коллизии, да и элементарная видимость всех элементов просто невозможна из-за их огромного количества.

Параллельно все предварительно созданные спецификации и таблицы заполняются автоматически в интерактивном режиме и при соблюдении технологии проектирования.

Вся необходимая информация содержится в объектах, находящихся или в уже предварительно подготовленных базах данных, или создаваемых в процессе проектирования при помощи инструментов программы.

Если, например, вы создали песчаную подготовку, то её площадь, объём, характеристики песка, соответствующий ГОСТ - автоматически попадают в таблицу спецификации материалов независимо от Вашего вмешательства. Множество информации не надо держать в голове, она предварительно заложена в объектах и используется по мере их размещения в модели здания.

Можно, например, для сиюминутного ускорения процесса, нанести горизонтальную гидроизоляцию на разрезе при помощи соответствующей её обозначению линии, но информация о гидроизоляции при этом будет утеряна и её, тогда надо будет вводить вручную, постоянно контролируя её содержание при любых изменения в проекте. А если Вы последовательно, как на стройке, расположите в нужных местах гидроизоляцию как объект, то получите её площадь, состав и расход материалов согласно нормам, отметку её расположения в пространстве, автоматическую выноску и другие параметры.

Мне возразят, что при таком проектировании не получаются корректные рабочие чертежи. Да, не получатся, если работать хаотично и беспорядочно. При выпуске любой качественной продукции необходимо строгое соблюдение технологии производства, этого требует и информационное моделирование. Вы же при проектировании в 2D не чертите разрез и фасады поверх плана на одном листе, правда? А тут, стараясь побыстрее создать трёхмерную модель, мы забываем о технологии, которую в этом процессе тоже надо неукоснительно соблюдать, и валим все объекты в одну кучу с получением полной неразберихи на чертежах. И нежелание приводить в порядок огромное количество беспорядочно установленных объектов приводит к отказу создания рабочей документации в Archicad и переходу в 2D программы для доработки чертежей. Если же вы работаете технологично, то получение рабочих чертежей не будет вызывать никаких затруднений. При объектном информационном моделировании, закончив проектирование всего здания, вы, при соблюдении технологии, получите качественные рабочие чертежи разрезов, фасадов, конструкций, спецификации, таблицы в автоматическом интерактивном режиме. Степень их детализации и информационности, будет зависеть от степени детализации информационной модели и подготовительной информационной среды.

Надо отметить, что простое построение 3D модели можно сделать в программе сразу без всякой предварительной её подготовки и настройки, что многие и делают, но это не будет иметь ничего общего с информационным моделированием. Именно такой подход и приводит к выводу, что в архитектурной программе Archicad невозможно получить полноценных рабочих чертежей. А мы с вами попробуем это опровергнуть сделать в его среде рабочие чертежи.

Итак, мы поняли, как важны в этой технологии интерактивная, динамичная информация и строгое соблюдение предписанной технологии.

Теперь рассмотрим, какие у нас есть виды информации, её структуру и источники. Информация, используемая в процессе проектирования, делится на внешнюю и внутреннюю, будем по аналогии с производственным процессом, называть ее информационным сырьём. Проектировщик, переработав эти виды информации как сырьё в процессе проектирования при помощи своего интеллекта и возможностей программы, получает товарную информацию, ради которой и затевался весь этот процесс.

Покажем структуру используемой нами информации на схеме 1.

Содержание и состав внешней информации зависит от предварительной подготовительной работы при переходе на данную технологию и от типа проектируемого здания. Чем больше будет объектов и других материалов в базе внешней информации, чем больше будет заложено характеристик отдельных объектов, тем легче нам будет создавать информационную модель. Работа над внешней базой данных не должна никогда прекращаться, её постоянно надо пополнять новыми конструкциями, элементами, объектами и материалами.

Содержание и полнота внутренней информации зависит от адаптации, подготовки и настройки параметров используемой программы, от уровня квалификации специалистов, их знаний программного продукта и от типа проектируемого здания. И эта информация тоже требует постоянного пополнения и адаптации к изменяющимся условиям.

От количества и качества содержания внешней и внутренней информации и нашей квалификации будет зависеть как много видов товарной информации, в виде интеллектуальной продукции, мы сможем предложить нашему заказчику для всех участников процесса проектирования, строительства и эксплуатации здания.

И в то же время, имея конкретный заказ на определённый вид товарной информации, для её создания мы будем готовить внешнюю и внутреннюю информацию, созданную в процессе подготовки перехода на проектирования по технологии BIM, только в объеме, необходимом для выполнения конкретного заказа.

Состав информационной базы данных, был показан на сокращённой технологической схеме внедрения BIM в статье "Технология BIM или архитектурный конвейер".

Теперь мы можем приступить непосредственно к адаптации программы, её настройке и подготовке к работе. Для правильной организации процесса проектирования создадим рабочую папку проекта, общую для всех участников. Каждый, кто вносит туда какие-нибудь документы, должен это фиксировать в предварительно созданной таблице. Примерная структура такой папки приведена на схеме 2.

В следующих моих статьях, после того, как рассмотрим процесс настройки программы, я буду рассказывать не о том, как нажимать отдельные кнопки в программе (для этого есть справки и много учебного материала), а как при помощи Archicad создать различные разделы проектной документации в соответствии с ГОСТ, полученные из интерактивной динамичной информационной модели здания. При этом будем рассматривать возможности программы с позиции пользователя, а не продавца, со всеми её недостатками и преимуществами.
Библиография
1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебн. - метод. пособие - 2-е изд. перераб. и доп.-М.,1993.-438с.,ил.

2. Лазарев А.Г. и др. Технология проектирования гражданских зданий - 2007г.

3. Справка Archicad.

E-mail: VladimirSavickii@mail.ru


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=30307