Еще один взгляд на состояние BI в РоссииИсточник: pcweek Сергей Свинарев
Российский рынок Business Intelligence (BI) вырос в 2005 г. на 48,3%, и его объем приблизился к отметке в 45 млн. долл. (см. диаграмму). Об этом на конференции "Business Intelligence: рыночные тенденции, успешные проекты и новые сферы применения", организованной IDC совместно с издательским домом "Открытые системы", сообщила руководитель программы исследования IDC Елена Семеновская.
Ответ на этот вопрос мы получим, по-видимому, не раньше, чем через год (такова уж практика IDC). А вот другие тенденции очевидны уже сегодня. Продолжают укреплять свои позиции зарубежные поставщики ПО. Как отметил региональный директор IDC по России и СНГ Роберт Фариш, в нашей стране тоже есть разработчики систем BI, добившиеся значительных успехов. Однако, судя по всему, сломить упомянутую выше тенденцию им не удается. Один из таких разработчиков - пермская компания "Прогноз", представившая на конференции пятую версию своей одноименной BI-платформы. В ее составе такие традиционные компоненты, как средства загрузки данных из внешних источников (ETL), инструменты для проведения аналитических процедур, построения отчетов и обработки запросов, утилиты администрирования и обеспечения безопасности. Особое внимание нужно обратить на богатый выбор средств моделирования и прогнозирования, используемых множеством заказчиков из госсектора (министерства, ведомства, региональные администрации). Вероятно, именно этот факт имела в виду Елена Семеновская, когда говорила о расширении числа вертикалей, в которых востребованы BI-решения: к традиционно активным нефтегазовой, банковской, транспортной и страховой отраслям, розничной торговле и дистрибуции сегодня прибавились и государственные организации. Впрочем, указанная тенденция не нашла никакого отражения в повестке дня конференции: докладов о соответствующих проектах в госсекторе просто не было. В стремлении создавать собственную BI-платформу фирма "Прогноз" далеко не оригинальна: этим занимаются практически все лидеры мирового рынка BI. Основным достоинством подобных платформ является, по мнению вендоров, простота их эксплуатации, обусловленная тесной интеграцией всех компонентов платформы. Тем не менее в реальной жизни многие заказчики предпочитают платформам от одного вендора набор лучших в своем классе решений, созданных разными разработчиками (best-of-breed). За примерами далеко ходить не надо. В своем рассказе о принципах построения аналитического контура в компании "М.Видео" ее менеджер по развитию ИС Сергей Холманских особо подчеркнул, что компания решила твердо следовать концепции best-of-breed. В качестве СУБД для хранилища данных она использует специализированную систему Sybase IQ, для загрузки данных из разнородных источников - продукт Sunopsis, для визуализации отчетности - инструментарий MicroStrategy, а решение задач финансовой отчетности оставляет за модулем SAP BW системы R/3, эксплуатируемой в "М.Видео" на протяжении ряда лет.
Похожая ситуация и в проекте, выполняемом в компании "ВымпелКом". По словам заместителя ее директора по архитектуре систем управленческой информации и отчетности Сергея Федечкина, у них в роли ETL-загрузчика выступает продукт Informatica, хранилище данных функционирует на СУБД Oracle, а для обработки запросов и генерации отчетов используется система Business Objects. О масштабах решаемых задач можно судить по объему данных в хранилище: ежедневно он увеличивается на 150 Гб, и к настоящему моменту достиг 70 Тб. Более 650 пользователей анализируют историческую информацию за последние 13 месяцев и на этой основе формируют маркетинговые кампании, программы кросс-продаж, политику удержания клиентов и т. д. Тому, что рассказы об этих двух проектах были представлены достаточно подробно, мы обязаны очень симпатичной инициативе двух спонсоров конференции - компаний Informatica и Sybase, отдавших время своих "законных" докладов, обычно посвящаемых рутинному расхваливанию собственных продуктов и достижений, заказчикам (в данном случае "М.Видео" и "ВымпелКому"). О порочности традиционного подхода спонсоров к своему участию в конференциях мы писали в отчете о прошлогоднем аналогичном форуме (см. PC Week/RE, № 46/2005, с. 1), и наша критика, по-видимому, была услышана. Еще одна тема, на которую мы обратили внимание в прошлом году, получила развитие на нынешней конференции. Речь идет об оригинальном инструментарии компании Sunopsis для загрузки данных в хранилище, базирующемся на механизме бизнес-правил. Его применение не требует написания программного кода трансформации данных, поскольку такой код автоматически генерируется на основе заданных пользователем бизнес-правил, причем генерируется он на диалекте языка SQL, используемом в целевой СУБД, управляющей хранилищем данных. По мнению руководителя направления BI фирмы S&T International Алексея Ильина, применение продукта Sunopsis Data Conductor позволяет сэкономить на аппаратных средствах, поскольку здесь не нужен выделенный сервер трансформации данных (эти операции выполняются целевой СУБД), и обеспечивает более высокую производительность. За прошедший год ПО Sunopsis нашло применение в ряде проектов, один из которых (в "М.Видео") был представлен на нынешнем форуме. Как оказалось, в арсенале Sunopsis есть и средства интеграции приложений (Active Integration Hub), которые также были использованы в "М.Видео" для организации взаимодействия между приложениями SAP R/3, HP OpenView, Lotus, "1С" и др. Месяц назад стало известно, что свое внимание на фирму Sunopsis обратила и корпорация Oracle, объявившая о своем намерении купить перспективного игрока рынка ETL. Руководство Oracle уже заявило о том, что Sunopsis Data Conductor дополнит линейку ETL-инструментов, входящих в состав пакета Oracle Warehouse Builder, однако пока ничего не известно о том, какая судьба ожидает продукт Sunopsis Active Integration Hub, в определенной степени дублирующий функции интеграции приложений, имеющиеся в Oracle Fusion Middleware.
Изменения, происходящие на мировом BI-рынке, столь стремительны, что могут существенно изменить некоторые сложившиеся стереотипы. Эта мысль посетила меня во время доклада Сергея Холманских, посвященного сравнительному тестированию двух продуктов, претендовавших на роль СУБД для хранилища данных в "М.Видео": специализированной Sybase IQ и реляционной Oracle. Результат был вполне предсказуем: при решении задач BI СУБД Sybase IQ превзошла конкурента по всем статьям. За скобки, правда, оказались вынесены ценовые факторы. Ведь для транзакционных приложений в "М.Видео" по-прежнему используется СУБД Oracle, а это означает, что компании пришлось купить дополнительную СУБД Sybase IQ, которая, как пояснил менеджер российского офиса Sybase Андрей Резник, стоит 60--70 тыс. долл. в расчете на один процессор (т. е. в 1,5--2 раза дороже корпоративной лицензии Oracle Database). Вместе с тем сравнительно недавно на рынке появилось похожее по идеологии решение SAP Business Intelligence Accelerator, стоимость которого, по словам представителей SAP, на порядок ниже тех, что базируются на реляционных технологиях. Одно из новых направлений развития BI - распространение аналитических процедур на неструктурированную, в первую очередь текстовую информацию. Об инновационной разработке такого рода рассказал руководитель подразделения IBM EE/A по решениям в области управления информацией Сергей Лихарев. Речь идет об использовании средств полнотекстового поиска WebSphere Information Integrator OmniFind Edition в рамках архитектуры Unstructured Information Management Architecture (UIMA). Здесь производится синтаксический разбор документов из разных источников, на основе которого строится индекс для текстового поиска, а кроме того, с помощью словаря метаданных из текста извлекаются элементы, пригодные для помещения в хранилище структурированной информации (названия компаний и продуктов, должности, даты, числа и т. д.). Как считают в IBM, такой подход поможет существенно расширить спектр источников информации и аналитических процедур. Например, можно будет анализировать обращения клиентов в службу сервиса, выявлять тенденции изменения спроса на те или иные услуги, оценивать работу персонала и т. д. Совсем под другим углом зрения посмотрел на некоторые тексты ведущий консультант IBM Global Business Services Дмитрий Князев, обративший внимание аудитории на продолжающуюся путаницу с переводом отдельных терминов, имеющих непосредственное отношение к тематике BI. Наряду с примерами, носящими поистине анекдотический характер (Business Intelligence - бизнес-разведка, Business Objects - бизнес беспокоится), есть в его коллекции и совершенно неадекватный перевод (Data Mining - добыча данных), кочующий из одного информационного материала в другой. Что ж, не устоявшаяся терминология - лишнее подтверждение молодости и продолжающегося развития технологии Business Intelligence. |