Суть дизайна - в чем же она заключается?

Источник: design-mania

На днях мне на почту пришел гостевой пост от Виктора Фомина, автора блога Круфоком "хроники живого ума философа-копирайтера", который содержит весьма интересный взгляд на дизайн!
Начнем с того, что во многих профессиональных сферах деятельности многие вещи настолько очевидны, что им уделяется малая толика внимания. Считается, что это настолько просто, что дальше некуда. А если кто-то и попросит разъяснить смысл такого явления, обнаружив, что всеобщая известность еще не гарантирует всеобщего понимания, это либо посчитают шуткой, либо по быстрому вывалят на человека набор собственных умозаключений.

По нашему мнению, одно из таких "необсуждаемых" явлений - это понятие дизайна. Это явление аморфное, не поддающееся четкому определению, и именно поэтому его смысл уже давно потерялся за второстепенными признаками.

Дизайн - это такая неведомая зверушка

"Дизайн всеобщ!"
Максиме Виньелли, американский рекламист

Давайте определимся, что такое - дизайн.

Это не только графика или эргономика. Дизайн - это утилитарный принцип, раскрывающий пользу, которую несет человеку его жизненное, культурное и предметное окружение.

Мы немного подумали, и решили, что "дизайн" сейчас равномерно распределен между вирусным маркетингом (красная тряпка - дизайн, а бык - потребитель); гонкой с препятствиями (чтобы добраться до идеи, которую воплощает дизайн, нужно перескакивать через осмысление логотипа, фирменного стиля, чрезмерного украшательства и проч.); и абсолютно искренним убеждением в том, что дизайн - это обертка чего-то. Ценность этого "чего-то" в большинстве случаев нивелируется, и обертка начинает "обертывать", вместо того, чтобы раскрыть и правильно подать.

Вирусный дизайн-маркетинг

В качестве первого примера можем привести знаменитую кружку студии Лебедева c ручкой в форме @, и много более знаменитый iPad. Отметим, что мы ни в коем случае не собираемся (да и толку от этого не будет, пока сами не сделаем что-нибудь "громкое") критиковать людей, которые кружкой и планшетником заработали немалые деньги. Мы и сами не брезгуем вирусным маркетингом - зачастую это самый эффективный способ быстро и широко распостранить нужную информацию. Мы просто имеем ввиду, что форма для людей оказалась важнее содержания, чего, в принципе, и добивались маркетологи.

Если Вам когда-нибудь попадала в руки та самая кружка @, у вас могла возникнуть крамольная мысль, что кружка то.. неудобная.

Нет, не может быть. Это же студия Лебедева! Этим, пожалуй, сказано все. Скандальная известность бренда плюс что-то, что отличается от общепринятой формы - дизайн, получите и распишитесь.

И даже тот факт, что вы приобрели кусок керамики с трещинками и неровными краями, отлитый на безымянном китайском заводе, не помешает вам по праву гордиться своей новой кружкой - пусть реет на кофе-брейке, словно флаг Амундсена в Антарктике, выдавая вашу бесспорную креативность.

Про iPad, пожалуй, подробно говорить не будем. Компания Apple долгие годы трудилась над имиджем залетных инопланетян, в результате большинству малоинтересны технические характеристики их продукции - главное, посверкать яблоком в людных местах. В некотором смысле, они выступают первопроходцами - делают что-нибудь, а весь остальной мир, включая конкурентов, наблюдает, затаив дыхание - выстрелит ли? Если да, тогда начинает раскручиваться конвейер, штампующий то же, что и яблочники, только "круче".

Хотя, фанатам яблока от этого, похоже, ни холодно, не жарко. Для них дизайн от Apple давно стал неким щитом, отбивающим любые происки недоброжелатетелей.

Слово на заборе важнее забора

Гонка с препятствиями в дизайне царит в сфере визуального представления. Это когда всякие цветочки-рюшечки, а также потрясающие комбинации формы и цвета загораживают собой главное - идею.

Например: путаемся в кнопках, пытаясь заказать что-нибудь в интернет-магазине.

Мы повторимся: дизайн не должен подаваться, как отдельная презентация чего-либо. Дизайн - это и есть часть этого "чего-либо", органичная составляющая. Как реклама не должна быть умнее клиента, так и дизайн не должен напоминать шикарную блондинку, рядом с которой семенит невзрачный продукт. В таком случае клиенту предлагают сыграть в детектива, и отыскать, кто в этой парочке - главный.

Да, мы признаем, что есть графический дизайн, есть дизайн интерьеров, есть промышленный дизайн, и вообще дизайн всех областей человеческого бытия. Но все это только подход в общему дизайну, суть которого - связать форму и содержимое, превратив их в единое целое.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=29500