Дополнительные возможности cin и cout в C++

Источник: the-programmer
the-programmer

 

ЧТО ВНУТРИ  iostream.h

Каждая написанная вами на C++ программа включала заголовочный файл iostream.h.  Этот файл содержит определения, позволяющие вашим программам использовать cout  для выполнения вывода и  cin  для выполнения ввода. Более точно, этот файл определяет классы  istream  и  ostream  (входной поток и выходной поток), a  cin  и соut являются переменными (объектами) этих классов. Выберите время, чтобы напечатать файл  iostream.h. Он находится в подкаталоге INCLUDE. Определения в этом файле достаточно сложны. Однако если вы пройдете по файлу медленно, то обнаружите, что большинство определений являются просто определениями классов и констант. Внутри файла вы найдете объявления переменных  cin  и  cout.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  cout

Как вы уже знаете,  cout  представляет собой класс, который содержит несколько разных методов. Следующие программы иллюстрируют использование некоторых методов, которые ваши программы могут применять для форматирования вывода. Из урока 3 вы узнали, что манипулятор  setw  позволяет вашим программам указать минимальное количество символов, которое может занять следующее выходное значение:

#include <iostream.h>

#include <iomanip.h>

void main(void)

{
   cout << "Мое любимое число" << setw(3) << 1001 << endl;
   cout << "Мое любимое число" << setw (4) << 1001 << endl;
   cout << "Мое любимое число" << setw (5) << 1001 << endl;
   cout << "Мое любимое число" << setw(6) << 1001 << endl;
}

Подобным образом метод  cout.width  позволяет вам указать минимальное количество символов, которое будет использовать сои/для вывода следующего значения. Следующая программа COUTWIDT.CPP использует функцию  cout.width  для выполнения работы, аналогичной той, которую выполняет  setw,  что и показано ниже:

#include <iostream.h>

#include <iomanip.h>

void main (void)

{
   int i;
   for (i = 3; i < 7; i++)

   {
      cout << "Мое любимое число";
      cout. width (i);
      cout << 1001 << endl;
   }
}

Если вы откомпилируете и запустите вашу программу, на экране дисплея появится следующий вывод:

С:> COUTWIDT <ENTER>

Мое любимое число1001

Мое любимое число 1001

Мое любимое число 1001

Мое любимое число 1001

Подобно манипулятору  setw,  ширина, выбираемая с помощью функции  cout.width,  действует только для следующего выходного значения.

Использование символа-заполнителя

Если вы используете манипулятор  setw  или функцию  cout.width для  управления шириной вывода, cout будет помещать пробелы до (или после для выровненных влево) значений, как это и требуется. В зависимости от назначения вашей программы вы, возможно, захотите использовать символ, отличный от пробела. Предположим, например, что ваша программа создает такую таблицу:

Таблица информации
Профиль компании................................................ 10
Доходы и убытки компании...................................11
Члены правления компании..................................13

В данном случае вывод предваряет номера страниц точками. Функция  cout.fill  позволяет вам указать символ, который  cout  будет использовать для заполнения пустого пространства. Следующая программа COUTFILL.CPP создает таблицу, подобную приведенной выше:

#include <iostream.h>

#include <iomanip.h>

void main(void)

{
   cout << "Таблица информации" << endl;
   cout.fill (" . ");
   cout << "Профиль компании" << setw(20) << 10 << endl;
   cout << "Доходы и убытки компании" << setw(12) << 11 << endl;
   cout << "Члены правления компании" << setw(14) << 13 << endl;
}

Если вы однажды выбрали символ-заполнитель с помощью  cout.fill,  он будет оставаться действительным, пока вы не измените его повторным вызовом  cout.fill.

Управление цифрами значений с плавающей точкой

Если вы используете  cout для  вывода значения с плавающей точкой, то обычно не можете сделать каких-либо предположений о том, сколько цифр будет выводить  cout no  умолчанию. Однако, используя манипулятор  setprecision,  вы можете указать количество требуемых цифр- Следующая программа SETPREC.CPP использует манипулятор  setprecision  для управления количеством цифр, которые появятся справа от десятичной точки:

#include <iostream.h>

#include <iomanip.h>

void main(void)

{
   float value = 1.23456;
   int i;
   for (i = 1; i < 6; i++) cout << setprecision(i) << value << endl;
}

Когда вы откомпилируете и запустите эту программу, на экране дисплея появится следующий вывод:

С:>SETPREC <ENTER>

1.2

1.23

1.235

1.2346

1.23456

Если вы используете манипулятор  setprecision  для изменения точности, ваша установка действует до тех пор, пока программа повторно не использует  setprecision.

ВЫВОД И ВВОД ОДНОГО СИМВОЛА ЗА ОДИН РАЗ

В зависимости от назначения вашей программы вам, возможно, потребуется выводить символы на дисплей или читать с клавиатуры по одному символу за один раз. Для вывода одного символа за один раз ваши программы могут использовать функцию  cout.put. Следующая программа COUTPUT.CPP использует эту функцию для вывода на экран сообщения  Учимся программировать на языке C++!  по одному символу за раз:

#include <iostream.h>

void main(void)

{
   char string[] = "Учимся программировать на языке C++!";
   int i;
   for (i = 0; string[i]; i++) cout.put(string[i]) ;
}

Библиотека этапа выполнения предоставляет функцию с именем  toupper,  которая возвращает заглавный эквивалент строчной буквы. Следующая программа COUTUPPR.CPP использует функцию  toupper  для преобразования символа в верхний регистр, а затем выводит эту букву с помощью  cout.put.

#include <iostream.h>

#include <ctype.h> // прототип toupper

void main(void)

{
   char string[] = "C++ language";
   int i;
   for (i = 0; string[i]; i++) cout.put(toupper(string[i]));
   cout << endl << "Результирующая строка: " << string << endl;
}

Если вы откомпилируете и запустите эту программу, на экране дисплея появится следующий вывод*:

С:> COUTUPPR <ENTER>

C++ LANGUAGE

Результирующая строка: C++ language

* К сожалению, функция toupper применима только к английским буквам. Прим. перев.

ЧТЕНИЕ ВВОДА С КЛАВИАТУРЫ ПО ОДНОМУ СИМВОЛУ ЗА РАЗ

Точно так же, как  cout  предоставляет функцию  cout.put для  вывода символа,  cin предоставляет функцию  cin.get,  которая позволяет вам читать один символ данных. Чтобы воспользоваться функцией  cin.get,  вы просто присваиваете переменной возвращаемый этой функцией символ, как показано ниже:

letter = cin.get();

Следующая программа CIN_GET.CPP выводит сообщение, в ответ на которое вам необходимо ввести Y или N. Затем она повторяет в цикле вызов cin.get для чтения символов, пока не получит Y или N:

#include <iostream.h>

#include <ctype.h>

void main(void)

{
   char letter;
   cout << "Хотите продолжать? (Y/N): ";
   do

   {
      letter = cin.get();
         // Преобразовать к верхнему регистру
      letter = toupper(letter);
   } while ((letter != "Y") && (letter != "N"));
   cout << endl << "Вы ввели " << letter << endl;
}

ЧТЕНИЕ С КЛАВИАТУРЫ ЦЕЛОЙ СТРОКИ

Как вы уже знаете, при использовании  cin  для выполнения ввода с клавиатуры,  cin использует пустые символы, такие как пробел, табуляция или возврат каретки, для определения, где заканчивается одно значение и начинается другое. Во многих случаях вы захотите, чтобы ваши программы считывали целую строку данных в символьную строку. Для этого программы могут использовать функцию  cin.getline.  Для использования  cin.getline  вам необходимо указать символьную строку, в которую будут помещаться символы, а также размер строки, как показано ниже:

cin.getline(string, 64);

Когда  cin.get  читает символы с клавиатуры, она не будет читать символов больше, чем может вместить строка. Удобным способом определить размер массива является использование оператора C++  sizeof,  как показано ниже:

сin.getline(string, sizeof(string));

Если позже вы измените размер массива, то вам не нужно будет искать и изменять каждый оператор с  cin.get,  встречающийся в вашей программе. Вместо этого оператор  sizeof " будет использовать корректный размер массива. Следующая программа GETLINE.CPP использует функцию  cin.getline  для чтения с клавиатуры строки текста:

#include <iostream.h>

void main(void)

{
   char string[128];
   cout << "Введите строку текста и нажмите Enter" << endl;
   cin.getline(string, sizeof(string));
   cout << "Вы ввели: " << string << endl;
}

Когда вы читаете символы с клавиатуры, то, возможно, вам понадобится читать символы вплоть до и включая определенный символ. Когда такой символ будет прочитан, возможно, вы захотите завершить операцию ввода. Для выполнения подобной операции ваша программа может передать искомый символ в  cin.getline.  Например, следующий вызов заставляет функцию  cin.getline  читать строку текста, пока не встретится возврат каретки, или пока не будут прочитаны 64 символа, или пока не встретится буква Я:

cin.getline(string, 64, "Я");

Следующая программа UNTIL_Z.CPP использует  cin.getline  для чтения строки текста или символов вплоть до появления буквы Я (включая и эту букву):

#include <iostream.h>

void main(void)

{
   char string[128];
   cout << "Введите строку текста и нажмите Enter" << endl;
   cin.getline(string, sizeof(string),  "Я");
   cout << "Вы ввели: " << string << endl;
}

Откомпилируйте и запустите эту программу. Экспериментируйте с различными строками текста. Некоторые из них начинайте с буквы Я, некоторые заканчивайте буквой Я, а некоторые пусть вообще не содержат букву Я.

ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Каждая созданная вами на C++ программа будет, вероятно, использовать  cin  или  cout для выполнения операций ввода и вывода. Этот урок посвящен некоторым манипуляторам В/В и функциям, которые вы можете использовать с потоками  cin  и  cout.  По мере усложнения ваших программ они часто будут сохранять информацию в файлах. Из урока 34 вы узнаете, как в C++ выполнять операции файлового ввода и вывода. Прежде чем приступить к изучению урока 34, убедитесь, что вы освоили следующие основные концепции:

    1. cin  и  cout  являются объектами (переменными) классов i stream  и  ostream,  которые определены в заголовочном файле  iostream.h.  А если так, они предоставляют функции, которые ваши программы могут вызывать для решения определенных задач.
    2. Функция  cout.width  позволяет вашим программам указать минимальное количество символов, которые будет использовать следующее выходное значение.
    3. Функция  cout. fill  позволяет вашим программам указать символ, который  cout будет использовать для заполнения пустого пространства устанавливаемого с помощью  cout.width  или  setw.
    4. Манипулятор  setprecision  позволяет вашим программам управлять количеством цифр, выводимых справа от десятичной точки для значений с плавающей точкой.
    5. Функции  cin.get  и  cout.put  позволяют вашим программам вводить или выводить один символ.
    6. Функция  cin.getline  позволяет вашим программам читать строку текста с клавиатуры.

Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=29442