Влияние цвета на человека.

Источник: balbesof
Молли Е. Хольцшлаг.

Дизайнер, желающий донести свою мысль до аудитории, должен понимать, что восприятие цвета с учетом психологии, культурных особенчостей и пола не менее важно, чем технические аспекты.

Ясный посыл

Конечно, контент и подбор графики ясно выражают смысл и назначение сайта. Но не менее важным средством передачи зрительной информации является цвет. Опытный дизайнер знает, какие цветы наилучшим образом подходят для передачи его идеи и соответствуют целевой аудитории. Цвет может быть так же - а иногда даже более убедителен для человеческого глаза, как графические образы и текст.

Если ваша задача - создать сайт для группы, играющей металлический рок, то яркие цвета, например желтый и розовый на белом фоне, не смогут адекватно выразить идею. Металлисты ассоциируются с тьмой и, хотя яркие цвета, конечно, могут использоваться в дизайне, но лучше всего особенности этого музыкального жанра передаются темной, тяжелой цветовой гаммой.
Наоборот, если вы делаете сайт классического квартета, то очень темные цвета не смогут донести утонченность и легкость музыки. Выбор цветов, соответствующих теме и идее сайта, чрезвычайно важен, если вы хотите, чтобы дизайн решил поставленную задачу.

Цвет и человеческая психика

Воздействие цвета на человеческие эмоции - очень интересная тема. Между ними имеются сложные взаимосвязи, обусловленные многими факторами. Люди с нарушенным цветовым восприятием, очевидно, испытывают несколько иные эмоции, чем люди с полноценным зрением. Примерно каждый двенадцатый житель планеты страдает широко распространенной формой цветовой слепоты (неспособны отличитьодин цвет от другого, чаще всего зеленый от красного). Поэтому при выборе цветов следует иметь в виду демографический состав аудитории.

Дизайн

Оттенки цвета тоже играют роль. Эмоции, вызываемые ярко-зеленым и грязно-зеленым цветом, совершенно различны. Изменяет восприятие и добавление к цвету текстуры. В табл. 1 перечислены наиболее распространенные цвета и те понятия, с которыми они ассоциируются.

Таблица 1 • Психологическое восприятие основных цветов

Красный Мощь, энергия, любовь, страсть, агрессия, опасность
Синий Доверие, консерватизм, защищенность, чистота, печаль, порядок
Зеленый Природа, земля, здоровье, ревность, обновление
Оранжевый Веселье, счастье
Желтый Оптимизм, надежда, философское отношение к жизни, трусость
Фиолетовый Величие, тайна, религия
Коричневый Надежность, комфорт, выносливость, земля
Серый/серебристый Интеллект, футуризм, скромность, грусть, упадок, элегантность
Черный Сила, сексуальность, утонченность, тайна, страх, несчастье, смерть
Белый Чистота, непорочность, точность, невинность, стерильность, смерть

Как видите, некоторые цвета воспринимаются неоднозначно, а иногда разные цвета вызывают одинаковые ассоциации, например черный и белый. Так, красный возбуждает страсть и одновременно является признаком опасности (а может быть, между этими эмоциями не так уж много различий?). Эти кажущиеся противоречия обусловлены множеством факторов, в том числе культурными и половыми различиями.

Цвет, культура и пол

Влияет ли культурная среда, в которой родился и живет художник, на выбор дизайна и восприятие цвета? Эксперты согласятся, что да, влияет. И точно так же впечатление, складывающееся у зрителя, может зависеть от культуры и пола.
Особенности различных культур и пол обуславливают базовые ассоциации, обсуждавшиеся в предыдущем разделе. В табл. 2 приведена некоторая информация по этому поводу. Нетрудно предположить, что подходить к выбору цветовой гаммы нужно очень осторожно.

Таблица 2 • Влияние пола и культурной среды на восприятие цветов

Красный  В Китае это символ большой удачи. В сочетании с белым эта ассоциация усиливается. Многие женщины предпочитают красное синему
 Синий Во многих восточных странах это цвет бессмертия. У иудеев синий цвет символизирует святость, а в индуизме это цвет Кришны. Синий цвет почитают во всем мире, и повсюду он считается самым безопасным. Мужчины предпочитают синий красному
 Зеленый В США ассоциируется с деньгами, в других культурах это не та к. В Ирландии зеленый вызывает сильные эмоции, поскольку ассоциируется с ирландскими католическими националистами. Женщины могут различить и назвать больше оттенков зеленого, чем мужчины
 Оранжевый В США по традиции оранжевая упаковка подчеркивает дешевизну товара. Выбирая такой цвет для сайтов коммерческих компаний, не следует забывать об этом. Для ирландцев в оранжевом скрыт глубокий эмоциональный подтекст, поскольку он ассоциируется с протестантизмом. Мужчины предпочитают оранжевое желтому
 Желтый Священный, императорский цвет в азиатских культурах. Женщины отдают желтому предпочтение перед оранжевым, поскольку он ассоциируется у них с теплотой и оптимизмом
 Фиолетовый В Европе - цвет траура. Также вызывает ассоциации с новыми и альтернативными религиями, поэтому его можно считать противоречивым. Фиолетовый редко встречается в природе, на ум приходят только немногие виды цветов и некоторые морские рыбы.
 Коричневый Нейтральный цвет для всех культур и полов
 Черный Цвет траура и смерти в большинстве западных культур, да и многих других тоже
 Белый Цвет траура и смерти в большинстве азиатских культур. Олицетворяет чистоту и непорочность во многих западных обществах

 
ПРИМЕЧАНИЕ
Дополнительную информацию о цвете, а также ссылки на многочисленные статьи, книги и другие ресурсы по этой теме вы можете найти на сайте Colorcom профессора Дж. Л. Мортона (www.colorcom.com). Еще один ценный источник информации о цвете - это сайт Causes of Color (http://webexhibits.org/causesofcolor).
Автор статьи Молли Е. Хольцшлаг.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=28927