Уроки Photoshop. Рубрика: Работа с планшетом. Рисуем дым с помощью графического планшета в ФотошопИсточник: photoshop-master Тимофей Трефилов
Рисуем дым с помощью графического планшета в ФотошопДовольно часто на просторах интернета можно встретить причудливые картинки из дыма. Скульптуры из дыма сделал широко известными немецкий художник Томас Хербрих. Он фотографирует дым и из полученных фотографий создает свои композиции. Из фотографий дыма также можно создавать кисти и шаблоны для последующего использования в своих задумках. А можно не раздражать пожарную инспекцию и, ничего не поджигая самим, рисовать дым средствами графических редакторов при помощи графических планшетов. Прежде чем приступить к работе, оптимизируем наше рабочее пространство. Графический планшет Wacom Intuos4 L, который я использовал в этом уроке, достаточно велик и занимает немало места на рабочем столе, а ведь есть еще и клавиатура. Очень много времени экономится при использовании в работе Shortcut Keys (горячих клавиш). Но далеко не всегда есть возможность удобно расположить на столе перед монитором и клавиатуру, и планшет. Решение достаточно очевидно. Практически все современные модели графических планшетов Wacom имеют дополнительные программируемые клавиши - ExpressKeys, а серия Intuos4 еще и TouchRing, которое имеет четыре программируемых режима работы, а так же Radial Menu (довольно удобное меню, вызываемое ExpressKeys и имеющее возможность создавать подменю). ExpressKeys можно как настроить одинаково для работы со всеми приложениями, так и применить собственные параметры для каждой программы в отдельности. По умолчанию клавиши и меню Intuos4 уже настроены на часто употребляемые команды, но, с учетом специфики работы в конкретном графическром редакторе, мы немного модифицируем эти настройки. Изменения, которые я внес в первую очередь: команды cmd/ctrl+T (трансформация) и shift+cmd/ctrl+N (создание нового слоя) назначены кнопкам ExpressKeys. А также я дополнил Radial Menu планшета командами, вызывающими настройки Curves (cmd/ctrl+M), Levels (cmd/ctrl+L), Hue/Saturation (cmd/ctrl+U), Fade (shift+cmd/ctrl+F). Подменю Command я оставил без изменений. Изменения не коснулись и настройки кольца TouchRing, которое позволяет управлять масштабом изображения (то есть почти совсем отказаться от использования инструмента Zoom), перемещаться между слоями, изменять размер кисти, а также поворачивать холст. Но, к сожалению, еще далеко не все приложения поддерживают эту функцию. Для урока я использовал несколько фотографий, специально снятых в студии. Учиться дорисовывать дым на фотографиях мы будем, постепенно усложняя задачу. Нарисуем дымок идущий из пальцев, как-будто из ствола пистолета после выстрела. На новом слое (тут-то нам и пригодились ExpressKeys с запрограммированным сочетанием shift+cmd/ctrl+N) с помощью инструмента Brush (кисточка) и настроек на панели Brushes нарисуем несколько штрихов пока еще отдаленно напоминающих дым.
При рисовании используем следующие настройки кисти: Shape dynamics (динамика формы) - отвечает за изменения диаметра кисти. В данном случае толщина кисточки была поставлена в зависимость от силы нажатия пером (Pen Pressure). Wet Edges - имитирует работу водными красками и создает штрих, более плотный по краям и полупрозрачный в центре. Smoothing - сглаживание. Теперь применим фильтр Wave (волна) из меню Filter/Distort/Wave (Фильтр - Искажение - Волна). Следует использовать приблизительно следующие параметры: Используем кнопку Randomize (рандомизировать) для получения вариантов применения фильтра. Теперь ослабим действие фильтра с помощью уже запрограмированной в ExpressKeys команды Fade (ослабить). Попеременно повторим действия с применением фильтра Wave и ослабления Fade до достижения желаемого результата. Для придания дыму нужной формы может понадобиться использование трансформаций или применение фильтра Liquify (Пластика). В итоге у меня получилось следующее. За довольно сложную комбинацию из колец дыма, выпущенных изо рта, даже обещана внушительная премия. Попробуем и мы попускать их, но используем не рот, а графический планшет Wacom. Опять же, на новом слое, но уже на другом изображении и уже известным способом нарисуем несколько колец. Также как и ранее, мы многократно попеременно применим к этому слою фильтр Wave (Волна) и команду Fade (Ослабить), но для достижения наилучшего результата в промежутках между применением фильтра будем слегка размывать инструментом Blur (Размытие) некоторые детали дымных колец. В первую очередь, для придания перспективы, - внутреннюю (в данном случае, верхнюю) часть обода кольца. Кроме того, я применил эффект слоя Bevel and Emboss (тиснение/скос), придавший должный объем этим кольцам. Результат: При необходимости получения более сложных рисунков из дыма могут понадобится и другие доступные нам в графических редакторах инструменты. Попробуем нарисовать рыбку. В новом документе с черным фоном нарисуем рыбку. Снова используем фильтр Wave (Волна) и команду Fade (Ослабить). Но так как фильтр довольно сильно искажает первоначальный рисунок, то периодически необходимо подправлять его с помощью инструмента Smudge (Палец). Этим же инструментом можно дорисовать детали, которых ранее не было. Так же, как и в случае с другими инструментами рисования и ретуши, не лишним будет использование настроек инструмента, поставленных в зависимость от нажима пера. Перенесем получившуюся картинку на фотографию с радостно-мечтательным лицом. ExpressKeys, TouchRing, Radial Menu планшета Теперь пропустим дым сквозь уши. В новом файле с черным фоном создадим новый слой и нарисуем в нем спираль. Сразу ослабим внутреннюю видимую часть спирали с помощью инструмента Eraser (ластик). Кстати, ластик есть на обратной стороне пера Wacom. Он чувствителен к силе нажима так же, как и наконечник пера, и "включается" простым переворотом пера (выбирать "Eraser" в панели инструментов Photoshop для этого не нужно). При этом очень удобно использовать настройку Opacity (непрозрачность). Теперь применим уже традиционные фильтр Wave и команду Fade. Для более четкого изображения может понадобиться еще один слой с исходным рисунком, наложенным на измененное фильтром изображение с использованием прозрачности слоя. Снова может понадобиться помощь инструмента Eraser (Ластик). Переносим получившееся изображение на фотографию с девушкой. Ко всем изображениям я применял тонирование, используя диалог Black and White (Чёное и белое) из меню Image/Adjustments/Black and White (Изображение - Коррекция - Чёрное и Белое)с настройками, как на следующей иллюстрации, и предварительно склеивал все слои. Пришло время научиться делать изображение из дыма, используя в качестве исходника фотографию. В данном случае это будет фотография мужского кулака, предварительно переведенная в черно-белое изображение. Для достижения необходимого результата нам понадобится несколько копий слоя, полученного из выделения, сделанного из общего RGB-канала или Grayscale-канала, если изображение имело соответствующую цветовую модель. Удерживаем ctrl/cmd и кликаем на пиктограмму канала. Используя полученное выделение, копируем (Copy) только светлые части кулака и вставляем их в новый слой (Paste). Обе команды имеются в нашем подменю Command в Radial Menu. Из этого слоя нам предстоит получить несколько дубликатов. После этого один из слоев преобразуем, используя фильтр Wave (Волна) и команду Fade(Ослабить). Другой слой размоем фильтром Gaussian Blur (Размытие по Гауссу)из меню Filter/Blur/Gaussian Blur (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу) К третьему слою необходимо применить фильтр Glowing Edges (Свечение краёв). Путь к фильтру: Filter/Stylize/Glowing Edges (Фильтр - Стилизация - Свечение краёв) Также нам понадобится неизмененный слой со светлыми участками кулака. Комбинируем эти слои, используя различную степень прозрачности слоев и режимы смешивания слоев (в первую очередь Soft Light). Склеив задействованные в этом изображении слои, переносим получившийся слой в финальную картинку и подгоняем по масштабу. Скорее всего, понадобится слегка дорисовать некоторые детали и приглушить слишком резкие участки. И здесь нам снова придет на помощь графический планшет и инструменты рисования и ретуши, которые гораздо удобней использовать, если настройки размера и степени прозрачности ставить в зависимость от нажима пера. На том, как дорисовать недостающие части дыма я уже не буду останавливаться подробно. Надеюсь, из выше описанных примеров все достаточно ясно. Поэтому только приведу полученный мной результат. Остались последние штрихи. Дым всегда имеет какой-нибудь оттенок и редко бывает чисто белым. В данном случае для тонирования дыма я буду использовать новый слой, на котором я рисовал разными цветами пятна, повторяющие общий силуэт кулака из дыма. После этого я наложил его в режиме смешивания слоев Color на финальное изображение. Таким образом, иногда бывает проще нарисовать некоторые элементы изображения при помощи графического планшета, чем использовать дополнительные фотографические изображения в качестве исходного материла для этих элементов. Мне же остается лишь пожелать вам успехов в ваших творческих экспериментах. Автор: Тимофей Трефилов |