Нужна ли сертификация ИТ-специалистов для СМБ?Источник: CNews Михаил Демидов
Сотрудники, обеспечивающие работу ИТ-систем в организациях, часто воспринимаются как необходимый, но трудно поддающийся оценке трудовой ресурс. Работодатель в небольшой компании, занимающийся самостоятельным подбором кадров, находится в затруднительном положении, когда ему приходится оценивать компетенции соискателей и принимать соответствующее решение. Как сделать подобные процессы более простыми? Каждый работник обладает определенным набором навыков и умений, любой квалифицированный сотрудник имеет подтвержденные сторонними организациями (учебными центрами, вузами и пр.) знания, однако оценить их в отрыве от конкретных условий без наличия объективных и инвариантных критериев достаточно сложно. В СМБ наличие экспертизы и компетенции для сотрудников, занятых в ИТ-обслуживании, не является основным условием их работы, но позволяет на этапе поиска сразу же отфильтровать резюме грамотных технических специалистов. Доказательством наличия объективных оценок навыков и знаний является наличие сертификата от вендора программного и аппаратного обеспечения - подобные системы обучения и последующей сертификации существуют и у многих крупных компаний-разработчиков (Microsoft, SAP, Oracle, Cisco и пр.), и у отраслевых и нишевых фирм. Помимо свидетельства о том, что специалист имеет знания в заявленной области, наличие сертификата обычно подразумевает мотивированность такого сотрудника, поскольку чтобы получить такое документальное свидетельство, ему нужно сдавать экзамены и практически осваивать новые приемы эффективного использования ИТ. В результате в компании начинает формироваться костяк специалистов, способных обучать других сотрудников и создавать единую техническую среду, воспринимающую задачи на одинаковом уровне и мыслящую в сходной парадигме лучших практик, преподаваемых в ходе ИТ-обучения и проверяемых на сертификационных тестированиях. Как следствие этого, в команде ИТ-специалистов появляется взаимопонимание, которое обеспечивает эффективность работы. Кроме того, руководители могут подобрать людей с необходимой компетенцией для успешной реализации заданий. В условиях СМБ наличие подобного свойства может обеспечить более быстрое и слаженное проведение проектов, повысить производительность труда как отдельных специалистов, так и целых рабочих групп, а также уровень удовлетворенности самих занятых в проекте сотрудников результатами своей деятельности. Однако насколько все обстоит так однозначно с сертификацией ИТ-специалистов в малом и среднем бизнесе? Сертификация ИТ-специалистов: аргументы "за" Сертификация представляет собой систему независимой и объективной оценки знаний и навыков пользователей и специалистов, знакомых в процессе работы с теми или иными технологиями, продуктами и решениями, реализованными разработчиками. Она отражает определенный уровень наличия навыков с учетом специфики конкретной должностной позиции. Чтобы получить сертификат (отражающий статус знаний), сотруднику потребуется сдать один или несколько экзаменов (в зависимости от уровня сертификации), которые подразумевают не только наличие теоретических знаний, но и опыт практического применения технологий, решений и продуктов в сфере решения реальных задач. В ряде случаев сертификация может включать и защиту проекта перед специальной комиссией. Важная особенность ИТ-сертификации - одинаковость оценочных механизмов у большинства вендоров, что позволяет сертифицированному специалисту работать в проектах во всем мире одинаково. Кроме того, поскольку технологическая составляющая постоянно развивается и совершенствуется, контрольно-измерительные материалы и сами экзамены также подвергаются обновлению у вендоров, акцентирующих свое внимание на развитии технологий, рынка и существующих бизнес-практик, при этом получая защиту от фальсификации из-за возможной недобросовестной сдачи экзаменов. Дополнительные плюсы сертификации Еще один плюс сертификации ИТ-специалистов - повышение лояльности к самой компании, поскольку, по данным исследований рекрутеров и консалтинговых фирм, сертифицированные специалисты получают больше удовлетворения от работы и больше вовлечены в положение дел в фирме. Исследование MSEmploy, в ходе которого было проанализировано 15 526 резюме европейских ИТ-специалистов, показало, что по сравнению с теми, у кого нет ни одного сертификата, сертифицированные специалисты на 15% более лояльны существующему работодателю, а те, кто полностью прошел выбранную программу сертификации, - лояльнее на 24%. Сертифицированные специалисты настроены на продолжительное сотрудничество. Другое исследование , проведенное, Zoomerang показало, что 65% опрошенных сертифицированных специалистов работают в своих компаниях минимум два года, 77% опрошенных - по крайней мере, год. По факту наличие сертификатов по той или иной компетенции проверяется отделом кадров организации. В условиях СМБ роль менеджера по персоналу может исполнять и руководитель проекта, поскольку он больше вовлечен в сам процесс работы и понимает, какие специалисты требуются в компанию для успешной реализации задачи или круга задач. Тем не менее, возможны и другие ситуации, например, когда соискатель принимается на работу на испытательный срок или действующий сотрудник переводится на другую должность с расширением сферы ответственности. В первом случае сертификация может служить своего рода инструментом для проверки мотивированности человека и заявленных в резюме способностей к личностному и карьерному росту и ответственности - работодатель может предложить получить будущему постоянному работнику получить тот или иной сертификат к концу испытательного срока, что позволит быстрее освоится на новом месте работы и получить знания, необходимые для дальнейшего применения в деятельности. Такая схема может применяться в среднем бизнесе и стартапах, когда организация спонсирует обучение сотрудников и прохождение ими тестирований, если она заинтересована в них как трудовом ресурсе. Во втором случае сертификация служит стимулом для сотрудника повышать свою квалификацию и индикатором его удовлетворенности работой. Для СМБ и стартапов такая ситуация встречается чаще, если бизнес компании начинает расширяться. Тогда новые сертификаты подтверждают высокую мотивацию сотрудника и его готовность развиваться профессионально, а также уровень его удовлетворенности работой благодаря более глубокому знанию предмета. Наличие сертификата у сотрудника также является показателем его профпригодности, правда, подобная ситуация не всегда может применятьсяв СМБ-компаниях, где персонал нередко состоит из специалистов в разных областях, несвязанных полностью с направленностью бизнеса. В этом смысле важно то, что сертифицированность сотрудника создает имидж компании (независимо от ее масштабов) и может играть свою роль в тендерах, конкурсах и повышать конкурентоспособность бизнеса на рынке. Кроме того, вендоры открывают часто дополнительные информационные ресурсы и предоставляют дополнительные преференции компаниям и сотрудникам, прошедшим ИТ-обучение и получившим соответствующие сертификаты. Если подобная практика обучения применяется в рамках развития самого бизнеса (например, как статья расходов полученных от инвесторов средств), то проведение сертификационного тестирования мотивирует персонал максимально усваивать материал. Возможность сертификации - хороший способ поощрения сотрудников, поскольку воспринимается специалистами как весьма ценный бонус. При небольшой стоимости сертификационных экзаменов - их оплата со стороны работодателя для работника является демонстрацией заинтересованности компании в сотруднике и заботы о его профессиональном росте. Кроме того, зачастую обучить и сертифицировать сотрудника, давно работающего в организации, проще, быстрее и выгоднее, чем искать специалиста с нужными навыками на стороне. Сертификация ИТ-специалистов: аргументы "против" Несмотря на очевидные и адекватные с точки зрения обычной бизнес-логики преимущества сертификации ИТ-специалистов, у данного направления деятельности есть и определенные "минусы". Первый и основной из них состоит в том, что наличие сертификатов у ИТ-специалиста не всегда оправдано с экономической точки зрения, причем целесообразность получения таких регалий относится к личным амбициям сотрудника. Опросы, проводимые в американских компаниях, показывают, что у более половины ИТ-сотрудников за рубежом нет никаких сертификатов по знанию технологий, а среди тех, кто имеет подобные свидетельства наличия знаний и навыков наблюдается диспропорция в пользу обучения продуктам Microsoft (их знаю в 4 раза чаще, чем другие). Помимо этого, выясняется, что наличие подобных сертификатов вовсе не гарантирует 100% повышение по службе или принятие на работу, равно как и получение премий и дополнительных преференций (их получают каждый 8 сотрудник). Эксперты объясняют такой факт рыночными механизмами - стремлением компаний сократить расходы, а также общей зрелостью ИТ-рынка, когда техническое обеспечение предоставляется через аутсорсинг, "облака" и др. Кроме того, количество самих сертификаций существенно выросло, поэтому сам сотрудник не всегда может принять верное для себя решение по получению той или иной дополнительной квалификации. Обратная сторона такой практики также известна - в компании могут оказаться "золотые" специалисты, которые не знают, как выполнить или базовые проекты, или не готовы к новым возникающим стремительно ИТ-трендам, например, обеспечению непрерывности бизнеса. Для СМБ-сектора подобная гибкость в отношении восприимчивости к новым направлениям является критически важной и от специалистов требуется более взвешенный подход к вопросам получения новых знаний. Другим важным "аргументом против" является то, что наличие сертификата нельзя назвать 100% гарантией заявленных навыков и умений, необходимых в бизнесе. Об этом на протяжении длительного времени свидетельствуют результаты опросов исследовательской фирмы Foote Partners. Согласно им, разница между сертифицированными и несертифицированными специалистами сохраняется, но кадровые специалисты ищут не только пользователей с подтвержденными техническими навыками, но и имеющими дополнительные бизнес-качества (понимание предмета, рыночная экспертиза, понимание природы бизнес-процессов). Они формируются в процессе реальной работы в компании (в рамках которой не всегда можно выделить время для интенсивного обучения и сдачи экзаменов, что и наблюдается в СМБ) и не всегда наблюдаются у только что аттестованных сотрудников. Безусловно, исследователи понимают, что определенный базовый набор компетенций (PMP, ITIL, MCP и пр.), имеющийся у человека, будет выделять его из общего множества соискателей и других специалистов, но компания может быть не всегда заинтересована в таких сотрудниках. Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru, отмечает, что для малого и среднего бизнеса наличие сертификатов у ИТ-специалиста, как правило, не имеет определяющего значения. В среднем, по ее словам, наличие сертификата может повысить стоимость специалиста на рынке труда на 15-20%, сертификат может поднять уровень зарплаты программисту "1С", Java-программисту, разработчику C++, администратору баз Oracle. Эксперт замечает, что сертифицированные специалисты Cisco и SAP также пользуются спросом, но, как правило, уже в более крупных компаниях. Некоторые компании предлагают соискателям, успешно прошедшим испытательный срок, обучение и сертификацию за счет фирмы, но начальный уровень заработной платы в этом случае может быть ниже, чем у соискателя с сертификатом. Маргарита Еван, руководитель департамента рекрутмента в ИТ/телеком Antal Russia, считает, что, если наличие сертификата - обязательное требование, и такой человек "стоит" в целом на 20-30% дороже рынка, работодатель малого или среднего бизнеса будет платить требуемую зарплату, потому что в противном случае ему вряд ли удастся заполучить этого специалиста. Другая сторона вопроса, считает она, заключается в том, есть ли интересные проекты для сертифицированного специалиста в компаниях СМБ, так как большую часть таких специалистов в первую очередь будет интересовать проект и только во вторую - деньги. Эти оценки подтверждает и данные исследования HeadHunter.ru, проведенного в мае 2011 года. Согласно им, ИТ-специалисты, получившие сертификат Microsoft , зарабатывают на 21% больше несертифицированных специалистов (в среднем по России), а сертифицированные специалисты, разработчики и руководители ИТ-отделов в Москве получают больше несертифицированных специалистов в среднем на 6-13%. 71% опрошенных отметили, что статус сертифицированного специалиста был им полезен. Сертификат Microsoft помогал при трудоустройстве и в работе в целом - 72% респондентов получили сертификат для того, чтобы чувствовать себя увереннее перед работодателем и иметь возможность документально подтвердить свои знания (это подтверждается тем, что 91% опрошенных менеджеров, принимающих решение о найме ИТ-специалистов, осведомлены о сертификации Microsoft). 80% участников опроса считают, что для компаний есть преимущества в найме именно сертифицированных специалистов, так как они имеют больше опыта, обладают высоким уровнем знаний, которые подтверждены международным стандартом. 38% ответственных за принятие на работу (преимущественно, ИТ-директоров) готовы сразу заплатить дороже, чтобы взять на работу сертифицированного специалиста, признавая его высокую квалификацию, а 62% предпочтут сэкономить и взять на работу специалиста без сертификата на более низкую зарплату. |