Серии, которые изменили мир: Call of Duty

Источник: GameGuru
Олег "Fergusson" Криволапов

Сериал Call of Duty можно любить или не любить (хотя не любить его сложно), но в любом случае с ним нужно считаться. И с ним считаются. Эта серия сегодня больше, чем какая-либо другая, формирует жанр "экшен" в целом, задавая стандарты и попутно принося Activison огромные деньги. Мы то и дело слышим фразы "как в CoD" или "а вот в CoD", что говорит о ней лучше всяких дифирамбов. Сегодня мы поведаем ее историю. О том, как все начиналось и куда, собственно, ведет.

Call of Duty

В начале двухтысячных на рынке шутеров про Вторую мировую безраздельно царствовала серия Medal of Honor. Однако в один прекрасный день у ключевых разработчиков боевика случились разногласия с EA Games, после чего последовал небольшой скандал и образование новой студии, получившей название Infinity Ward. Ребята, имевшие неплохой опыт в создании экшенов, взяли все тот же поросший мхом движок от Quake 3 Arena и создали игру, получившую незатейливое название, в переводе обозначающее "Зов долга". Этим они нанесли своему предыдущему детищу удар, от которого серия Medal of Honor не может оправиться и по сей день.

Как ни забавно смотреть на это сейчас, но начиналось все именно так.

Во-первых, в игре была атмосфера. Все три компании - за США, Великобританию и Советский Союз, хоть и были набиты клюквой, но обращать на это внимания решительно не хотелось. Те, кто играл в эту игру, наверняка надолго запомнили эпизод, когда вместо оружия им на руки выдавали связку патронов и намекали, что в Советской армии отступление считается предательством, а винтовка "найдется" по мере штурма фашистских укреплений. Были тут и диверсия на "Тирпице", и захват французских деревушек, и, самое главное, полноценная компания за Советский Союз. После осточертевшей высадки в Нормандии смотрелось все это более чем бодро. Тогда же фирменной фишкой игры и стала тотальная заскриптованность и линейность. Звучит это, конечно, скорее как упрек, нежели как достоинство, но на деле многим ведь и не нужны вся эта "песочница" и безграничная свобода. А тут каждую минуту вокруг тебя что-то происходило. Падали сраженные пулей боевые (хотя и совершенно бесполезные) товарищи, врезался в землю подбитый самолет, из-за угла выскакивал коварный немец - все это уже тогда напоминало качественное интерактивное кино.

Далее последовал аддон United Offensive, разработку которого поручили студии Treyach. С тех пор у Activision и повелось поручать разработку игр серии двум студиям по очереди. Хотя, учитывая трудозатраты на создание игр такого масштаба, это не удивительно - такой подход давал разработчику в два раза больше времени на работу. Но перейдем к самому аддону. Кампания получилась еще более динамичной, чем в оригинальной игре. Она захватывала такие эпизоды, как высадка американцев в Арденнах, адреналиновая погоня на джипе в Сицилии и танковая битва под Курском. Помимо компании, к игре прилагался и мультиплеер. Наибольшую популярность он приобрел именно после выхода аддона. Многие, кстати, играют в него и по сей день.

Call of Duty 2

После успеха первой части вопрос о продолжении даже не стоял. Только на этот раз помимо Франции, Германии и СССР в список локаций попала Африка. Она стала прямо-таки жемчужиной второй части. Если кампания за Родину Мать была довольно скучной и блеклой, то сражения в стране песков выглядели просто шикарно. Картину дополняла улучшенная графика (при том, что движок, а, следовательно, и деревянное окружение остались прежними), приятная анимация и отличная озвучка. Тут и там слышались фразы вроде: "Враг за бочками на 11 часов" или "Противник за машиной справа". Количество записанного текста действительно впечатляло. Кроме того, концентрация происходящего все увеличивалась, а скрипты становились разнообразнее и неожиданнее. В Британских миссиях все чаще фигурировал бородатый англичанин капитан Прайс, который со временем превратился в некий символ серии.

Так красиво африканскую компанию никто не показывал нам до сих пор.

В игре была и еще одна инновация. Раньше, схлопотав пулю, нам приходилось судорожно обшаривать все углы в поисках аптечек. Infinity Ward справедливо решили, что это отвлекает игроков от происходящего и снижает темп действа. Так и появилась возможность отсидеться в укрытии, дабы восстановить здоровье. Этот момент стал для жанра переломным - с тех пор и по сей день такая система используется практически везде, а ее отсутствие вызывает недоумение.

Call of Duty 3

Пожалуй, самая невзрачная часть игры. Начать стоит с того, что владельцы PC остались с носом и проект прошел мимо них. Кампания за Советский Союз тоже отсутствовала. Все действие происходило во Франции, неподалеку от города Кан. Но и тут не обошлось без нововведений. Текстовые брифинги были заменены роликами, появилась вменяемая рукопашка, а движок Treyach наконец-то сменили на собственный, благодаря чему прицеливание приобрело эффект фокусировки на цели, а картинка засияла новыми красками. В остальном это был крепкий шутер про Вторую мировую. Не более и не менее.

Зато к третьей части игра наконец-то обзавелась собственным движком.

Call of Duty 4: Modern Warfare

К 2007 году только совсем уж ленивый не кричал о том, как всем надоели игры на тему Второй мировой. И Infinity Ward пошли навстречу - четвертая часть с припиской Modern Warfare предлагала нам поучаствовать в самой что ни есть современной войне в современном антураже и с современным же оружием. Правда сюжет про гражданскую войну в России со злым тираном Имраном Захаевым и его ближневосточным союзником попахивал таким бредом, какой не приснился бы и любителю маленьких красных ягодок Тому Кленси. Впрочем, как и прежде, на него перестаешь обращать внимание очень быстро, потому что с самого старта тебя закручивает такой вихрь событий, после которого из себя можно выдавить лишь одно: "Фух, как же это было круто!". Причем, какое именно "это", объяснить уже не получается. Капитан Прайс из сороковых в двухтысячные перекочевал с легкостью, внешне почти не изменившись, что лишь обрадовало фанатов. Да и помимо него добавилось несколько интересных и запоминающихся персонажей. Антураж тоже не подкачал - Ближний Восток, Россия (с тем самым словом, написанным на каждой стене), Чернобыль...

Первое, что мы видели в CoD 4 - это ... собственную казнь.

Но, несмотря на все великолепие сингла, мультиплеер был еще лучше. Четкая система настраиваемых классов, прокачка, оружейные модули и перки - все было практически идеально. Игра автоматически стала киберспортивной дисциплиной и остается таковой по сей день. В день выхода Modern Warfare существенно упала популярность даже такого сетевого шутера, как Counter Strike, ибо CoD стал одной из самых массовых сетевых стрелялок в истории.

Многие карты из мультиплеера Modern Warfare были настолько хороши, что удостоились ремейка в Map Pack-ах шестой.

Call of Duty: World at War

А Treyach, тем временем, решили вернуться к истокам и создать очередную игру на тему Второй Мировой, но только кровавее, драматичнее, зрелищнее и с огнеметом. И все это у них, в общем-то, получилось. За неимением собственного Прайса разработчики ввели в игру фигуру не менее колоритную - сержанта Резнова. Его пафосные речи и гигантский тесак запомнились действительно хорошо. Протагонист Дмитрий Петренко тоже вышел неплохо, а сцена, когда он с кровавой пеленой на глазах устанавливает флаг над Рейхстагом, так и вообще вышла великолепно. Игра отличалась еще и ранее не очень-то свойственной для серии жестокостью. Тут не стеснялись пытать морпехов, расстреливать военнопленных и сжигать врагов живьем. Кстати про сжигание живьем - в отличие от динамичной и захватывающей русской компании, японская протекала довольно вяло (наверное, в противовес второй части, где именно русская нагоняла зевоту) и самое интересное, что в ней было, так это огнемет. Но уж с ним игра превращалась в настоящий праздник - горело все: японцы, деревья, хижины... Добавили его и в сетевую часть, поэтому по достижении последнего уровня прокачки праздник начинался и там.

За такое количество огня на квадратный метр многие и полюбили World At War.

Call of Duty: Modern Warfare 2

После успеха Modern Warfare все в голос говорили, что это "апогей линейных шутеров" и "лучше быть уже не может". Как оказалось - может. Шестую часть смело можно назвать самой удачной игрой серии. Великолепная графика, отличная оптимизация, клюквенный, но до умопомрачения зрелищный набор заданий. На этот раз IW поняли свои ошибки и перестали подавать сюжет с серьезной миной. Российские парашютисты в спальном районе США, героическая оборона Бургер-Тауна, взрыв эми-ракеты над Вашингтоном - такого раньше мы не видели и, скорее всего, увидим еще не скоро. Разработчики включили сюда лучшие сцены из такого фильма как "Скала", добавили известных действующих лиц, красивый антураж и новейшие методы ведения боевых действий. Что из всего этого получилось, мы с вами прекрасно знаем. Нечто подобное демонстрировал в свое время Half Life 2.

Как бы ни был замечателен Modern Warfare 2, но тенденция драть деньги за карты для сетевой игры пошла именно отсюда.

Проблемой этой игры, как ни странно это звучит, стал ее успех. Почуявшие огромные деньги воротилы из Activision-Blizzard во главе с Бобби Котиком решили выжать из франчайза еще больше. Во-первых, шикарный мультиплеер остался без выделенных серверов, а встроенная система их поиска IWNet глючит и по сей день. Во-вторых, наборы многопользовательских карт впервые стали платными, что, разумеется, вызвало бурю негодования, кроме того, издатель решил сэкономить на зарплатах разработчикам, а чем это закончилось мы расскажем дальше.

Капитан Прайс собственной персоной. До боли знакомо, правда?

Call of Duty: Black Ops

Виктор Резнов даже без тесака выглядит довольно сурово.

Сделать CoD про Вьетнам, Холодную Войну и Резнова... что ж, идея и в самом деле была хороша. Вышло действительно атмосферно, но...Вьетнама оказалось слишком мало, последние миссии нагоняли откровенную тоску, а развязка угадывалась наперед. К тому же сетевая игра вышла оптимизированной из рук вон плохо, несмотря на то, что картинка уступала MW2. Но, как мы уже сказали, там был сержант Резнов, покушение на Кастро, горящий Хюэ и патчи, немного улучшающие ситуацию с мультиплеером. Игра, без сомнения, вышла хорошей, но все равно на шаг отстающей от MW2. К тому же основной причиной рекордных продаж стал успех именно предыдущей части.

Львиную долю своих оценок Black Ops получил именно за такие эпизоды.

Что дальше?

Никогда судьба сериала не была настолько туманной, как сейчас. С одной стороны, грядущий Modern Warfare 3 делает все та же контора, которая подарила нам MW1 и MW2, а с другой, занимаются им уже другие люди. Дело в том, что ведущие разработчики и основатели IW Вест и Зампелла покинули свои рабочие места после того, как им не выплатили причитающиеся по договору проценты с продаж MW2. А когда они уходили, то прихватили с собой львиную долю своих коллег, дабы вместе создать новую студию. Забавно, что ситуация во многом повторяет ту самую историю с EA и Medal of Honor, описанную в начале статьи.

Modern Warfare 3 пока еще остается достаточно темной лошадкой, но запуск бета-теста уже на носу.

Подливают масла в огонь и вышеупомянутые "электроники", выбравшие подходящий момент для того, чтобы позиционировать свой новый боевик Battlefield 3, который шел ранее немного иным путем. А с кучей инноваций, практически фотореалистичной графикой и тотальной разрушаемостью выглядит конкурент и впрямь очень хорошо. Но обещания обещаниями, а чем закончится эта схватка, покажет только осень, когда выйдут оба проекта. Списывать со счетов новую часть CoD пока явно рано, ибо финансовые возможности Activision, а также их желание и дальше оставаться у руля простираются достаточно далеко. Да и в плане таких показателей, как производительность и частота кадров на консолях, у CoD, скорее всего, будет весомое преимущество. В любом случае, от этой конкуренции выиграем именно мы с вами.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=26278