В последнее время мне пришлось достаточно много побродить по просторам отечественного интернета. В результате чего у меня собралась изрядная коллекция вещей, которые мне очень не нравятся в дизайне и юзабилити отечественных сайтов. Основной вывод, который сразу приходит в голову, это то, что все сайты можно разделить на две большие группы, а именно, сайты последних лет и сайты с сильно устаревшим дизайном.
1. Отсутствие даты и количества комментариев
Меня всегда смущает отсутствие даты у поста. Возникает чувство дезориентации, когда не можешь понять какую статью ты читаешь, старую или новую. Особенно это касается случаев, когда заходишь на сайт не с главной страницы, а со страниц поисковой выдачи. Цифра количества комментариев также помогает оценить степень активности на блоге и поэтому мной приветствуется.
2. Непонятная навигация
Бывают случаи, когда заходишь на сайт и взгляд начинает хаотически метаться по всему монитору, не зная за что зацепиться, поскольку в глазах рябит от большого количества равнозначных ссылок и блоков. В итоге взгляд беспомощно упирается в белое пространство в центре экрана и возникает желание покинуть сайт.
3. Узкие сайты
Несмотря на то, что разрешение экранов мониторов с каждым годом растет в сторону увеличения, на некоторых сайтах все еще можно увидеть узкую колонку текста, характерную для разрешения 800х600 пикселей. Сейчас на больших мониторах это выглядит очень непропорционально и сиротливо. Хотя есть исключения, когда это сделано нарочито, как художественный прием в дизайне.
4. Устаревший дизайн
Здесь имеются ввиду сайты, зайдя на которые тут же можно сказать "Привет, девяностые!". Дизайн этих сайтов имеет характерные элементы, которые ни с чем невозможно спутать, поскольку сделаны они на софте ранних версий. В основном это ужасная белесая графика с жутким тиснением и тенью, жухлые цвета, сомнительные шрифты в логотипе.
5. Отсутствие социальных иконок
Этим грешат даже интересные и авторитетные сайты, за обновлениями которых я слежу. Просто было бы гораздо удобнее отслеживать новые статьи через дополнительные сервисы, кому как удобнее. Мне например очень нравится использовать Твиттер для этих целей.
6. Расхожие клипарты
Возможно, в этом нет ничего плохого, но в какой то момент популярность некоторых клипартов привела к тому, что практически на каждом сайте можно было встретить приторно солнечный пейзаж, обязательный винтажный телефон, канцелярские стикеры и т.д. Чем больше популярность клипарта на стоках, тем ниже уникальность сайта, его использующего, к сожалению.
7. Некачественная графика
Меня сразу отпугивает некачественный пережатый jpeg в дизайне сайтов. Особенно это касается красного цвета в дизайнерских элементах, поскольку именно этот цвет наиболее подвержен появлению артефактов. Также удручают некачественные картинки и в самом посте. И картинка выглядит плохо, и доверие к сайту снижается.
8. Неотформатированный текст
Если честно, то мне совсем не нравится резиновый дизайн, который расширяет текст по всей ширине монитора. А поскольку монитор у меня широкий, то чтение таких текстов превращается в мучение. Этим грешат тексты в жж, и к сожалению на многих автономных сайтах такая же ситуация.
9. Жесткие цвета
Еще одна странная тенденция выбирать очень неудачные цвета для дизайна. Особенно это характерно для темно-синего цвета, который имеет какой-то грязный, тяжелый оттенок, а также для серого цвета, который также выглядит очень жестко и неприветливо.
10. Обилие рекламы
Нет, безусловно, реклама на сайте должна присутствовать. Но при этом, мне кажется, надо четко соблюдать пропорции между количеством контента на странице и количества рекламных баннеров. Дикий перекос в сторону рекламы, а если при этом она еще и мелькает, сразу же отпугивает посетителя.
11. Звуковое сопровождение
Ну это вообще песня, если можно так сказать. Самый неудачный прием, который может быть выбран для привлечения внимания пользователя. Любые внезапные звуки способны каждого вывести из равновесия и довести до белого каления, особенно поздним вечером. И не важно, Моцарт это или Рамштайн.
12. Сомнительные рекламные слоганы
Еще одна вещь, которая меня напрягает - это сомнительные рекламные слоганы типа "Мы лучшие", "Мы эталон стиля" и их различные вариации. Этим грешат в основном коммерческие сайты. В любом случае, выглядит это совсем не айс, особенно на фоне достаточно средненького дизайна и формального подхода к оформлению сайта и написанию текстов.
13. Страшилки в контекстной рекламе
А против этой напасти беззащитны даже уважаемые и авторитетные сайты. Поскольку здесь речь идет о контекстной рекламе, за содержимое которой владелец сайта не отвечает. Поэтому и получается, что приходишь на сайт коллеги посмотреть картинки, а вместо этого видишь жуткие натуралистические и анатомические подробности, которые отбивают всяческое желание оставаться на этой странице.
14. Видеопосты без описания
Тут, как говорится, на любителя, но мне очень не нравится смотреть посты, состоящие сплошь из видео вставок без комментариев о содержимом этого видео. Просто иногда совсем нет времени просматривать весь ролик до конца, чтобы понять о чем он. Несколько сопроводительных строчек было бы вполне достаточно.
15. Статья не спрятана "под кат"
Я все-таки предпочитаю, чтобы бОльшая часть статьи была спрятана под кат. Мне кажется, что нескольких абзацев достаточно для того, чтобы понять стоит читать статью дальше или нет. Хотя поисковики больше любят как раз тех, у кого вся статья представлена для чтения, без дополнительных переходов. В общем, я за золотую середину.
16. Низкая скорость загрузки
Иногда при заходе на некоторые сайты создается ощущение, что он завис при загрузке. Скорее всего дело в конфликте каких-либо подгружаемых модулей или плагинов. Сейчас вопросам скорости загрузки и реагирования сайта Google уделяет первостепенное внимание. Так что стоит задуматься, как ускорить работу сайта.
17. Заслоняющая реклама
Очень раздражающий прием, вызывающий мое стойкое неприятие. Имеется ввиду заслоняющая реклама в правом верхнем углу экрана, рядом с полосой прокрутки. Это так неудобно и так навязчиво, что я просто сразу же ухожу с таких сайтов.
18. Регистрация для комментариев
По-моему, это уже вчерашний день, ставить такие преграды при попытке юзера поделиться своим мнением. В конце концов это же не закрытый клуб. Тем более, что сейчас все движется по пути упрощения. Интегрируется практически все, например, комментарии сразу отправляются и в Твиттер, и в Фейсбук или ВКонтакте.
19. Сразу непонятна тематика сайта
Очень не нравится, когда при заходе на сайт сразу не понятно о чем этот сайт. Или это SEO тематика, или про дизайн, или авторский блог, или вообще дайджест. Такие сайты вызывают ощущение хаоса и беспорядка. Хотя проблема решается элементарно размещением небольшого абзаца "О сайте" или "О себе".
20. Нечитаемая капча у комментариев
Задача капчи понятна - защититься от нашествия спаммеров. И очень обидно, что под эту гребенку попадают обычные пользователи, которые многократно рефрешат капчу в надежде прочитать текст. В итоге получается сомнительная защита и от спаммеров и от пользователей.