Поисковая статистика Рунета за март 2011 годаИсточник: dataword
Некоторое время назад на своём блоге я уже делал анализ статистики поискового трафика за определённый год, но это было давно, поэтому я считаю, что было целесообразно сделать его сегодня, потому что даже более-менее внятной аналитики современного поискового трафика мне не удалось найти. В качестве источника данных для анализа использовались известные и самые популярные сегодня аналитические системы трафика в Рунете - Оpenstat (бывший SpyLOG) и LiveInternet, а именно статистика поисковых переходов на сайты, где установлены соответствующие системы учёта этих сервисов. Сравнение данных от двух источников трафика дают наиболее полную и достоверную картину поискового трафика Рунета. Кроме этого, мне было интересно посмотреть и на долю общего поискового влияния в Рунете, а также на процент трафика, который приходится на различные системы контекстной рекламы в результатах поиска поисковых систем, а также сравнить сегодняшние данные с данными 2007 года, чтобы проследить изменения на рынке поискового трафика Рунета. Итак, приступим к результатам. Начнём, пожалуй, с данных системы Openstat. Сразу хочется отметить, что общее количество переходов на сайты здесь с поисковых систем за март 2011 года составляет (не учитывая совсем незначительные поисковые системы) 800 134 117 штук, что меньше данных от LiveInternet - у них этот показатель составляет 4 881 108 771, однако это несильно повлияло на общую картину трафика.
По "сырому" (по данным, как они предоставляются в статистике) отчёту Openstat видно, что наибольшее количество переходов на сайты принадлежит поисковой системе "Яндекс" и составляет 436 605 911 - это 54,57% общего трафика. Второе место за Google с его 286 455 941, что составляет, соответственно, 35,8% от общей доли. Третье место занимает поиск от Mail.ru (52 506 676 - 6,56%). Остальные поисковые механизмы в доле поискового трафика по версии Openstatзанимают менее 2% каждая. Наивысший показатель у поисковика Rambler (11 789 511 - 1,47%). Однако всем известно, что поисковые алгоритмы крупных поисковых систем в том или ином процентном соотношении участвуют в формировании поисковой выдачи и в других, более мелких системах поиска. Такая консолидация понятна: порталы хотят иметь современный качественный поиск в совокупности с теми сервисами, которые они предоставляют. Как правило, поисковая выдача на таких порталах мало отличается от того, что видят пользователи в основной выдаче тех поисковых систем, с которыми сотрудничают порталы. Приведу пример таких симбиозов: поиск на портале Mail.ru имеет в своей основе выдачу от Google, а Nigma.ru и QIP.ru обрабатывают поисковую выдачу "Яндекса" и т. д. Следующая диаграмма показывает долю влияния крупных поисковых систем на трафик, учитывая сотрудничество некоторых из них с популярными порталами Рунета по данным от Openstat.
Как мы видим, первое место занимает "Яндекс" с его 442 038 675 переходами за март 2011 года, что составляет 55,25%. Второе место за Google (338 962 617 - 42,36%), остальные поисковые системы занимают небольшую долю в генерации трафика Рунета. "Рамблер" находится на 3 месте (11 789 511 - 1,47%), замыкают список Bing (6 457 242 - 0,81%) и Yahoo! (886 072 - 0,11%). На основе предоставленных данных Openstat можно сделать примерную оценку рынка контекстной рекламы на базе долей генерации трафика крупными поисковыми системами. Сегодня в Рунете крупные поисковые системы имеют свои системы контекстной рекламы, а менее успешные на рынке поискового трафика России заключают партнёрские стратегические соглашения с крупными игроками рынка. Так, например, с системой контекстной поисковой рекламы"Яндекс.Директ" (помимо самого Яндекса) работает поисковая система Bing (поиск от Microsoft),Nigma.ru и QIP.ru. В сотрудничестве с Google Adwords (кроме самого поиска Google) работает портал Mail.ru. А с контекстной рекламой "Бегун" взаимодействуют поисковые системы Rambler и Yahoo! Конечно, контекстная реклама не ограничивается только поисковым трафиком (её можно встретить и на множестве различных сайтов в виде блоков), но мне было интересно оценить только поисковую составляющую этого механизма. Диаграмма влияния различных систем контекстной рекламы на основе поискового трафика по версии OpenStat:
Как видим из диаграммы, наибольший процент трафика приходится именно на поисковую выдачу"Яндекса" и его партнёров. Мы имеем 448 495 917 переходов в месяц, что составляет 56,05%. Второе место за Google Adwords с её 42,36% - 338 962 617. Поисковая доля трафика для системы контекстной рекламы "Бегун" составляет всего 1,58% - 12 675 583 переходов. Самое время теперь ознакомиться с информацией от LiveInternet. Здесь, впрочем, как и в статистических данных от Openstat, тоже лидирует "Яндекс". С него было совершено 2 713 626 562 перехода на сайт с результатов поиска в марте 2011 года, что составляет55,59% общего поискового трафика Рунета. Второе место за Google с его 1 684 613 536 переходами, и это 34,51%. Поиск Mail.ru имеет 6,49% трафика и 316 611 032 переходов, соответственно. Остальные поисковые системы получили менее 5% трафика каждая. Четвёртое место занимает Rambler (60 988 884 - 1,25%). Далее в списке идут Bing (42 270 944 - 0,87%),QIP.ru (27 941 466 - 0,57%), Webalta (19 253 934 - 0,39%), Nigma (11 624 399 - 0,24%), Yahoo!(4 178 014 - 0,09%). Доля поискового влияния по версии LiveInternet:
Первое место стабильно за "Яндексом" (2 753 192 427 переходов с поисковой системы в месяц -56,41%), второе за Google (2 001 224 568 - 41%), далее идут Rambler (60 988 884 - 1,25%), Bing(42 270 944 - 0,87%), Webalta (19253934 - 0,39%), Yahoo! (4 178 014 - 0,09%). Диаграмма влияния различных систем контекстной рекламы на основе поискового трафика по версии по версии LiveInternet
На диаграмме мы видим ту же картину. Лидер по поисковому трафику, генерируемому поисковой системой "Яндекс" и её партнёрами, контекстная реклама "Я.Директ" имеет долю поискового трафика 59,18%, что соответствует примерно 2 814 717 305 переходам на сайты, зафиксированным счётчиками LiveInternet. Далее идёт Google.Adwords (39,45% - 1 875 965 377), третье место занимает "Бегун" (1,37% - 6 5166 898). Подведём итоги Я не нашёл сильных расхождений по данным двух наиболее ярких систем анализа трафика, рассмотренных в этой статье, что, в принципе, отражает общую картину генерации и деления по долям поискового трафика Рунета. Лидером в формировании поискового трафика является поисковая система "Яндекс" с её партнёрами. На её долю приходится больше половины запросов Рунета. По сравнению с данными на 2007 год (48%), мы имеем стабильный рост популярности поисковой системы, однако такой же рост есть и у поисковой системы Google (24,7% трафика в 2007 году и более 35% трафика в 2011). Для других же представителей поискового рынка ситуация не очень радужная. Большинство поисковых машин за это время стабильно теряло трафик. Наиболее сильные потери у Rambler (в 2007 году на долю этой поисковой системы приходилось примерно 15% трафика Рунета, сейчас же она составляет даже меньше 2%). Поисковая система "Апорт" потеряла почти всю свою аудиторию, её доля настолько незначительна в общем поиске, что даже включать её в эту статью можно только ради дани истории. Что же касается поисковой системы Yahoo!, то её доля в 2007 году составляла 0,5% трафика Рунета, сейчас же она меньше 0,1%. Бывший MSN (ныне Bing) в 2007 году имел 0,3% общего трафика, сейчас 0,8%. Его доля заметно увеличилась, однако рост идет очень медленно, и Bing на данный момент трудно воспринимать как отдельного серьёзного игрока на поисковом поле Рунета. WebAlta (на которую раньше возлагались большие надежды) так и не смогла оправдать ожиданий. Её доля в поисковом трафике Рунета изменилась незначительно. В 2007 году она составляла 0,2%, в 2011 году получилась 0,39%. Среди лидеров идёт постоянная борьба за передел трафика. Трафик, который раньше приходился на третьих игроков рынка, теперь стал распределяться между 2 игроками - Google и "Яндексом". И в будущем борьба, вероятно, будет ещё ожесточённее. Сегодня на рынке контекстной рекламы 2 серьёзных игрока. "Яндекс.Директ" и Google Adwords. С 2007 года и даже ранее Google активно внедряет свою систему для российской аудитории. Чего стоит попытка Google выкупить "Бегун" в 2010 году, что ему уже практически удалось, однако сделку отменили. Тем не менее, это не повлияло на договор стратегического сотрудничества Googleи "Бегуна", что ещё более упрощает систему взаимодействия веб-мастеров с сервисом Adwords уже через возможности "Бегуна". Борьба идёт и на уровне крупных российских порталов. "Я.Директ" показывается на страницах результатов поиска QIP.ru, Nigma.ru и поисковой системы Bing. Adwords контролирует результаты поиска на портале Mail.ru, а в партнёрстве с "Бегуном" имеется выход и на аудиторию поисковых систем Yahoo! Russia и Rambler. Очевидно, что события, связанные с покупкой "Бегуна", и последующее стратегическое сотрудничество с ним - попытка Google закрепиться на рынке поискового трафика Рунета. Динамика роста популярности Google и "Яндекс" в российском трафике за последнее время.
Как я уже упоминал выше, в ближайшем будущем следует ожидать ожесточённую борьбу между "Яндексом" и Google именно за российский трафик (тут у "Яндекса" пока первое место по общему трафику - по данным Alexa). В других же странах СНГ мы видим совсем иную картину (по статистическим данным Alexa): Украина (1 и 2 место по трафику принадлежит Google + 4 место за Mail.ru, и только 6 и 7 места у Яндекса). Белоруссия (1 и 2 место Google, и только 3, 5 и 6 места у "Яндекса" и его партнёров) Узбекистан (1 место Google, и только 3 место у "Яндекса"). Во всех регионах (кроме России) преимущество принадлежит Google. Каким будет поисковый трафик России завтра, покажет время, но события обещают быть интересными. |