Для достижения успеха в ИТ-сфере совсем нет необходимости в высшем техническом образовании. Оно может даже затормозить карьеру "новоиспеченных" специалистов, считают CIO, входящие в Совет Silicon.com.
Как показало недавнее исследование Higher Education Careers Services Unit (HECSU), дела у британских ИТ-выпускников уже идут гораздо хуже, чем у их сверстников, когда это касается поиска работы. В то время как общий уровень безработицы составляет 8,9%, для ИТ-выпускников этот показатель находится на уровне 16,3%. А поскольку технологические инновации и разработки происходят чересчур стремительно, выпускники ИТ-факультетов могут внезапно обнаружить, что те умения, которые они приобрели за время обучения, стали бесполезными к моменту окончания университета, говорится в исследовании HECSU.
Вдобавок ко всем плохим новостям для ИТ-выпускников, на вопрос "Нужна ли ИТ-степень для успешной карьеры в ИТ?" Совет CIO Silicon.com вынес единодушный вердикт "Нет".
Технический директор компании LCH.Clearnet Грэм Йеллоули считает, что наличие степени в ИТ вовсе не является предпосылкой для построения карьеры в этой отрасли: "Ситуация на рынке выпускников сейчас довольно сложная, но работодатели ищут одаренность и настрой, поэтому выпускники с сильным самосознанием, умением работать в команде, желанием и возможностью добиваться результатов - идеальный вариант, поскольку они выигрывают вдвойне, имея еще и высшее образование".
По мнению Алана Боудена, ИТ-руководителя JM Group, бизнес-квалификация может быть даже более полезна для тех, ищет работу в сфере высоких технологий. "Я абсолютно уверен, что наличие бизнес-образования в будущем будет в большей степени соответствовать нуждам ИТ-отдела. Акцент будет сделан на совместной работе бизнеса и ИТ. Все больше и больше технических вопросов будет решаться с помощью аутсорсинга за гораздо меньшие средства".
По словам Деррика Вуда, CIO компании Wood Group Production Facilities, ИТ-степень может даже помешать выпускникам. "С моей точки зрения, высшее техническое образование во многих случаях имеет некоторый негативный контекст. По собственному опыту могу сказать, что многие ИТ-выпускники уделяют больше внимания технологиям, а не применению технологий, которые будут приносить пользу бизнесу путем предоставления ценной коммерческой информации и/или создания эффективных бизнес-процессов".
ИТ-директор Sindlesham Court Нейл Харви убежден, что высшее техническое образование должно больше внимания уделять бизнес-стороне технологий. "Поскольку ИТ все больше становятся информационной услугой, основанной на товарах, то в подавляющем большинстве технические умения и навыки, которым сейчас обучают ИТ-студентов, неизбежно будут устаревать к тому моменту, когда они должны будут использовать их на практике. Необходимо создать более близкие партнерские взаимоотношения между бизнесом и учебными заведениями, обучать новым бизнес-ИТ-специальностям, которые потребуются в будущем, а не уделять столько внимания основным техническим умениям, на которые спрос неизбежно будет снижаться".
Роб Нейл из Ashford Borough Council добавил, что "образование означает вовсе не обучение определенным практическим навыкам - оно и не должно таковым быть, иначе количество курсов увеличится в несчетное количество раз. Оно скорее связано с развитием аналитических способностей, теоретического контекста и тому подобных умений".
Однако ИТ-директор Hachette Filipacchi Николас Белленберг сказал, что хотя выпускникам, по большому счету, не нужна ИТ-степень, соответствующее образование окажется, несомненно, полезным. "За эти годы я проинтервьюировал множество молодых людей, у которых была ИТ-квалификация. Некоторые действительно полностью соответствовали технической должности, в то время как другие абсолютно не подходили на нее. И что же я обнаружил? Факультеты с одним и тем же названием могли иметь совершенно разные учебные программы! Я посоветовал бы всем тем, кто планирует получить техническое образование, сначала внимательно изучить содержание курса и подумать, насколько оно будет соответствовать будущей работе. А для этого необходимо встречаться и беседовать с ИТ-руководителями и CIO".
"Курсы обучения, ориентированные исключительно на технологии, например, на определенные языки программирования или веб-программирования, могут частенько расходиться с практикой, поскольку устаревают или нацелены немного не на те вещи. Ищите достойные программы по управлению проектами и бизнес-анализу или преподавателей, которые имеют действительный практический опыт работы в отрасли".
Крис Вестон, IS-директор Deritend Industries, согласился, что хотя работникам вовсе не так уж нужно ИТ-образование, подходящая университетская квалификация "действительно может сослужить добрую службу". Тем не менее, он предупреждает, что многие ИТ-специальности преподают люди, у которых или нет опыта работы с техническими бизнес-приложениями или он невероятно устарел. ИТ-профессионалы в чистом виде, которые занимаются кодированием или подобной работой, могут иметь соответствующие навыки для работы, но для того, кто надеется попасть в ИТ-менеджмент в частном секторе, одних таких навыков недостаточно. Чтобы получить действительно профессиональную квалификацию, необходимо пройти курс обучения, длящийся не менее 18-24 месяцев, куда входит изучение новейших технологий и преимуществ, которые ИТ могут дать бизнесу", - сказал он.
С таким количеством различных дисциплин и должностей, которые существуют сейчас в ИТ, иметь специальность с приставкой "ИТ" совершенно бессмысленно, уверен Гэвин Уотроп, технический директор компании Creston. "В некоторых случаях ИТ-степень действительно может говорить не в пользу сотрудника, таков сложившийся стереотип. К тому же, ориентирование ИТ на потребителя обесценило технологии как дисциплину, поскольку каждый нынче мнит себя экспертом в ИТ. Необходимо заново определить, что требуется отрасли, чтобы поддержать и развить мысль, что на самом деле это - фантастическая область для работы".