MS Agent в Delphi

Источник: webdelphi

Все, наверное, помнят навязчивую Скрепку из MS Office? Особенно раздражало, когда эта гадость начинала объяснять какие-то прописные истины по работе с пакетом, когда этого не требовалось. Естественно в итоге "Помощник" отключался и более никогда не использовался.

MS Agent. Doctor

MS Agent. Doctor

Но, несмотря на на это, подобные "живые" помощники могут помочь Вашей программе набрать дополнительную популярность среди пользователей (естественно при уместном и рациональном использовании этой замечательной технологии).

Если говорить конкретно, то использование технологии MS Agent в свое время очень помогло мне сэкономить нервы и время на то, чтобы обучить неопытных пользователей использовать сложный программный комплекс. Более того, теперь абсолютно все пользователи используют "Помощника" в работе.  Хотите узнать что такое MS Agent и как его использовать правильно? Тогда приступим.

1. Что такое MS Agent и где его взять?

Microsoft Agent - это сервер автоматизации (OLE Automation Server), который позволяет расширить форму взаимодействия приложения или web-узла с пользователем с помощью анимированных персонажей в рамках интерфейса Microsoft Windows. Разработчики могут использовать данный компонент для расширения пользовательского интерфейса, в который входят привычные элементы управления.

Следует особо отметить - MS Agent может только дополнить интерфейс программы, а не заменить его полностью. Никогда не следует слишком нагружать вашего персонажа действиями одновременно сокращая привычный интерфейс программ (кнопки, меню и т.д.) - люди в большинстве своем консервативны и мало кому понравиться, если вместо привычного окна на рабочем столе будет скакать поятоянно какой-то мутант и при этом (не дай Боже) говортиь на корявом русском.  В связи с этим, хотелось бы дать несколько общих рекомендаций по использованию технологии MS Agent:

  1. Определите роль агента.
  2. Дайте возможность пользователю выбрать - использовать им персонаж или нет.
  3. Обеспечьте обратную связь с ассистентом (персонажем). Связь можно обеспечить как через привычный интерфейс, например контекстное меню персонажа, так и через более "навороченный" - набор голосовых команд.
  4. Рационально используйте анимации. Не следует делать так, чтобы Ваш персонаж постоянно нарезал круги по рабочему столу и махал руками - в очень короткий срок такой персонаж будет отключен и збыт пользователем.
  5. Подготовьте синонимичные ответы пользователю. Например, если Вы планируете использовать MS Agent для замены окон с ошибками, то следует предусмотреть реакции (анимацию, движение) и правильность построения фраз персонажа. От этого в большой степени зависит понравиться ли пользователю использование агента или нет.

Теперь непосредственно по установке MS Agent. Первое, что необходимо - это скачать ядро MS Agent с официального сайта Microsoft. Также Вы можете скачать и файлы персонажей.

После того как Вы скачаете и установите пакет MS Agent, неободимо выполнить следующие действия:

msagent_1

  1. Запускаем Delphi (я использую Delphi 2009);
  2. Выбираем в меню "Component"->"Import Component…"
  3. Помня о том, что MS Agent - это ActiveX компонент, выбираем в появившемся окне "Import ActiveX Control" и жмем кнопку "Next" . После чего Delphi сгенерирует список доступных ActiveX-компонентов.
  4. Во всем этом безобразии многообразии ищем компонент с названием Microsoft Agent Control 2.0. Выбираем его и жмем "Next" . В итоге нам предложат выбрать страницу палитры компонентов на которую следует поместить пиктограмму компонента, путь до юнита компонента и пр. Всё это можно оставить как есть и нажать два раз " Next " и, после этого " Finish "

В результате Delphi сгенерирует нам unit компонента с говорящим названием AgentObjects_TLB и кучей комментариев на тему использования функций и параметров. Теперь можно смело приступать к программированию.

2. Подключаем MS Agent к приложению.

Для начала определим порядок действий, которые нужно проделать для того, чтобы начать работать с одним персонажем:

  1. Подключиться к серверу Microsoft Agent
  2. Загрузить персонаж в коллекцию
  3. При необходимости показать персонаж

Итак, для демонстрации описаных выше действий возьмем персонажа с названием "merlin" для этого ложим в каталог с нашей будущей программой файл merlin.acs , который вы можете скачать все на том же офф.сайте Microsoft.

Теперь создаем наш проект в Delphi и на событие FormCreate главной формы пишем следующий код:

unit Unit1;

interface

uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, ActiveX, AgentServerObjects_TLB;

type
TForm1 = class(TForm)
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;

var
Form1: TForm1;
Agent : IAgentEx;
Chars : IAgentCharacterEx;
ICharID : integer;
IReqID  : integer;
implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
begin
Agent.Unload(ICharID);
end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
CoCreateInstance(CLASS_AgentServer, nil, CLSCTX_SERVER, IID_IAgentEx, Agent);
Agent.Load('merlin.acs', ICharID, IReqID);
Agent.GetCharacterEx(ICharID,Chars);
Chars.Show(0,IReqID);
end;

end.

Собственно, то, что мы сейчас сделали, называется " Прямое обращение к Agent Server ". Если Вы заметили - я не просил Вас использовать какие-либо компоненты - только подключаем два модуля в разделе uses и все. После запуска проекта можно увидеть примерно следующую картинку

msagent_2

Теперь попробуем разобраться, что мы собственно такого навояли. Прежде всего мы получили указатель на интерфейс IAgentEx, который, собственно, и позволяет нам управлять персонажем. Далее, как Вы уже догадались по названию метода (Load), мы загрузили нашего Мерлина в коллекцию.  Метод Load имеет три параметра:

  1. имя файла персонажа (входной параметр)
  2. Идентификатор персонажа (character ID, выходной параметр)
  3. Идентификатор, хранящий состояние запроса (request ID, выходной параметр).

Ну, и в конце концов, мы показали нашего персонажа пользователю, т.е. себе любимому. После закрытия формы персонаж выгружается из памяти. Все просто и доступно.

Если Вы достаточно хорошо знакомы с интерфейсами…да и с программированием на Delphi в общем, то Вы сможете без труда переделать нашу простейшую программку и использовать для связи с сервером установленный нами компонент Agent Control.  Ну, а я продолжу рассмотрение этой интересной темы программирования в следующих статьях.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=23626