Фокус на Silverlight 2

Источник: andir-notes

Когда-то давным-давно, в самый момент рождения этого блога, первой моей заметкой получился мини-обзор первой версии технологии Silverlight: "Фокус на Silverlight". Тем временем, технологии движутся вперёд с космической скоростью, и Silverlight уже достиг второй версии. Новая заметка, как уже ясно из названия, - это сиквел первой части, и главную роль в ней исполняет уже Silverlight 2.

Примечание: А между тем Microsoft уже вовсю обещает выпустить и третью версию.

Введение

Дата релиза: 14 октября 2008 года.

Инструментарий: Silverlight Tools for Visual Studio 2008 SP1, Expression Blend SP1, Silverlight Toolkit.

Платформы: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome.

Примечание: Нынче Silverlight 2 SDK входит в состав Silverlight Tools for Visual Studio 2008 SP1, но его можно скачать и отдельно, плюс документация доступна и в виде chm. Также полезным дополнением к инструментарию является версия Silverlight предназначенная специально для разработчиков: Silverlight for Developers .

Инсталлируем

Для начала, конечно же, Silverlight plugin следует проинсталлировать. Лучшим местом откуда это можно сделать является сайт silverlight.net.

Примечание: Доброй традицией от Microsoft стало создавать отдельный веб-сайт для своих новых технологий для объединения заинтересованных пользователей (forcing community, если говорить английскими словами). Примеры: IIS.Net, ASP.Net, WindowsClient.net и др.

Инсталляция проходит всё также тихо, легко и быстро. 0, 90, 99% и вот она закончилась.

На этом этапе уже заметно первое, бросающееся на глаза, качественное изменение. Всё таки работают над ошибками юзабелисты Микрософта.

 Скриншот: Изменения в окне окончания инсталляции Silverlight

Как видно на скриншоте, в новой версии появилась кнопочка "Close" и браузер больше не требуется перезапускать вручную, достаточно обновить страницу и даже более того, если меня не обманули мои глаза, то в моём Firefox 3 автоматически перезагрузилась активная страничка и там сразу же заработал плагин Silverlight.

Примечание: Глаза действительно не обманули, если заглянуть в стандартный Silverlight.js, то там можно обнаружить код ответственный за обновление страницы после окончания инсталляции.

Препарируем

Итак, плагин установлен. Посмотрим что у него внутри. Инсталляция прошла в папку [%ProgramFiles%\Microsoft Silverlight\2.0.31005.0\], общий объём составил около 12Мб.

Внутри можно найти реализацию CLR (clrcore.dll), небольшую часть .Net (mscorlib.dll и System.*.dll), сам плагин npctrl.dll (интересно, почему такое название?), набор ресурсов и утилиту конфигурирования Silverlight.Configuration.exe.

Набор dll, косвенно напоминающих соответствующие в .Net обеспечивают основные возможности приложений Silverlight:

  • System.dll, System.Core.dll - реализация базовых вещей .Net (в том числе и Linq),
  • System.Net.dll - возможности сетевого взаимодействия,
  • System.Runtime.Serialization.dll - поддержка сериализации объектов,
  • System.ServiceModel.dll, System.ServiceModel.Web.dll - поддержка WCF,
  • System.Windows.dll, System.Windows.Browser.dll - подмножество WPF для поддержки XAML,
  • System.Xml.dll - работа с Xml.

Утилита конфигурирования запускается по правой кнопке мыши из меню, во время просмотра любого проигрываемого ролика.

silverlight.configuration

И включает в себя всего несколько параметров: Автоматическое обновления, поддержка DRM и настройки хранения локальных данных приложений Silverlight (квоты на объём).

Привет, Silverlight 2!

Пришла пора реализовать стандартный "Hello, World" и испробовать малую толику возможностей технологии. А чтобы лучше понять внутреннее устройство приложений от Silverlight проделаем всю необходимую работу без использования студии (за исключением редактора кода).

Для начала нам понадобится XAML-файл, который должен будет выводить приветственную надпись на экран. Выглядеть он будет примерно так:

HelloWorld.xaml

<Canvas

   xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"

   xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"

   >

    <TextBlock

       Foreground="Red"

       FontSize="20"

       Text="Привет миру Silverlight!"

       />

</Canvas>

Внутреннее устройство приложений Silverlight, в отличие от первой версии, сильно изменилось. Обсудим его.

Рисунок: Внутреннее устройство приложения Silverlight

Каждое приложение представляет собой xap-пакет (zip-архив), который содержит упакованные сборки с зависимостями, ресурсы и манифест. Именно этот xap-пакет и является источником для плагина Silverlight.

Жизненный путь приложения Silverlight начинается при загрузке страницы на которой каким-либо образом активируется экземпляр плагина Silverlight. После этого, загружается xap-пакет, указанный как источник приложения для данного экземпляра. И, наконец, по окончании загрузки, плагин анализирует манифест загруженного приложения и запускает его.

Запуск приложения производится путём создания экземпляра специального класса, наследника System.Windows.Application. У этого класса определено несколько событий, которыми можно воспользоваться для инициализации приложения, закрытия приложения и обработки ошибок ( Startup, Exit, UnhandledException ). А также этот класс содержит свойство RootVisual , установка которого заставляет приложение отрендерить некоторый System.Windows.UIElement.

Минимальный вариант Silverlight приложения выглядит так:

HelloWorldApp.cs (предварительная заглушка)

using System.Windows;

public class HelloWorldApp : Application

{

    public HelloWorldApp()

    {

        this.Startup += this.Application_Startup;

    }

    private void Application_Startup(object sender, StartupEventArgs e)

    {

        // Some initialization logics here

    }

}

Итак заглушка для приложения готова, теперь нужно как-то суметь проиграть тот самый XAML-файл, который мы сделали ранее. Для этого мы поступим следующим образом:

  • HelloWorld.xaml отправим в ресурсы приложения (во время компиляции укажем флаг /res:[ResourceName]),
  • Используем возможности класса XamlReader, который умеет осуществлять десереализацию XAML-строки в объект UIElement.
  • Результат десериализации присвоим свойству RootVisual, чтобы плагин смог отрендерить полученный UIElement.

Смотрим окончательный код:

HelloWorldApp.cs

using System.IO;

using System.Reflection;

using System.Windows;

using System.Windows.Markup;

public class HelloWorldApp : Application

{

    public HelloWorldApp()

    {

        this.Startup += this.Application_Startup;

    }

    private void Application_Startup(object sender, StartupEventArgs e)

    {

        RootVisual = (UIElement)XamlReader.Load(

            GetResource("HelloWorld.xaml"));

    }

    private string GetResource(string resourceName)

    {

        var assembly = Assembly.GetExecutingAssembly();

        using (var reader = new StreamReader(

              assembly.GetManifestResourceStream(resourceName)

              ))

        {

            return reader.ReadToEnd();

        }

    }

}

Мы предполагаем, что в текущей сборке содержится ресурс с именем HelloWorld.xaml , который представляет собой правильный XAML-ресурс. И с помощью XamlReader. Load загружаем содержимое этого ресурса. Результат десериализации передаём свойству HelloWorldApp. RootVisual .

Вот собственно и всё, приложение готово. Теперь его следует откомпилировать и собрать окончательный HelloWorld.xap.

Компиляция Silverlight приложений производится компилятором c# от .Net 3.5 с ключом /nostdlib+ (то есть без стандартной библиотеки по умолчанию).

compile.bat

@set netfw=%SystemRoot%\Microsoft.NET\Framework\v3.5

@set slvsdk=%ProgramFiles%\Microsoft SDKs\Silverlight\v2.0\Reference Assemblies

%netfw%\Csc.exe /noconfig /nostdlib+ /r:"%slvsdk%\mscorlib.dll" /r:"%slvsdk%\System.Windows.dll" /res:HelloWorld.xaml /out:HelloWorldApp.dll /t:library HelloWorldApp.cs

Как видим, в зависимостях (флаг /r:) выставлены сборки из Silverlight SDK и в ресурсы (флаг /res:) добавлен наш XAML.

После успешной компиляции нам остаётся только создать специальный манифест для приложения Silverlight.

Примечание: Как это не странно, но манифест тоже является валидным XAML-файлом.

AppManifest.xaml

<Deployment

   xmlns="http://schemas.microsoft.com/client/2007/deployment"

   xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"

   EntryPointAssembly="HelloWorldApp"

   EntryPointType="HelloWorldApp"

   RuntimeVersion="2.0.31005.0">

  <Deployment.Parts>

    <AssemblyPart x:Name="HelloWorldApp" Source="HelloWorldApp.dll" />

  </Deployment.Parts>

</Deployment>

Вот теперь всё, осталось упаковать полученную сборку (HelloWorldApp.dll) и манифест в zip-архив, и у нас готов пакет, который можно уже будет исполнить в браузере. В данном случае, я использую консольный архиватор 7Zip, который умеет создавать и zip-архивы.

xap.bat

7z a HelloWorld.xap -tzip HelloWorldApp.dll AppManifest.xaml

Уфф, всё. У нас получился файл HelloWorld.xap, теперь дело за малым. Нужно сделать хост для плагина Silverlight и отдать ему получившееся приложение.

Пишем примитивный HelloWorld.htm.

<html>

<head>

    <title>Привет миру Silverlight!</title>

    <script type="text/javascript" src="Silverlight.js"></script>

</head>

<body>

    <div id="silverlightHost">

        <object data="data:application/x-silverlight-2,"

            type="application/x-silverlight-2"

            Width="300" Height="100">

            <param name="source" value="HelloWorld.xap"/>

            <param name="background" value="white" />

            <param name="minRuntimeVersion" value="2.0.31005.0" />

        </object>

    </div>

</body>

</html>

Примечание: Для запуска опять требуется некий магический Silverlight.js, который можно найти в Silverlight SDK.

Запускаем и получаем долгожданный результат:

Скриншот: Hello World Silverlight в IE 7

Рассмотрим также альтернативный вариант создания проигрывателя Silverlight динамически:

HelloWorldEx.htm

<html>

<head>

    <title>Привет миру Silverlight!</title>

    <script type="text/javascript" src="Silverlight.js"></script>

    <script type="text/javascript">

    $ = function(id) { return document.getElementById(id); }

    if(window.attachEvent)

    {

        window.addEventListener = function( eventName, func, args ) {

            window.attachEvent('on' + eventName,

                function() { func(window.event, args);})

        }

    }

    function CreateSilverlightObject(hostElement)

    {

        Silverlight.createObject(

            'HelloWorld.xap',     // source

            hostElement,          // parentElement

            'silverlightPlugin',  // id

            {

                background: 'lightgray',

                version: '2.0.31005.0',

                width: 300,

                height: 100

            },                   // properties

            { onerror : function(sender, args) { alert(args.ErrorMessage); } }, // events

            null,                // initParams

            null                 // userContext

            );

    }

    window.addEventListener('load',

        function() { CreateSilverlightObject( $('silverlightHost') ); },

        null

        );

    </script>

</head>

<body>

    <div id="silverlightHost"></div>

</body>

</html>

Результат выполнения этого файла будет таким же, и чтобы не повторяться я сделал скриншот из альтернативного браузера:

Скриншот: Hello World Silverlight в Google Chrome

Деинсталляция

В принципе, ничего интересного, в этой процедуре нет, кроме небольшого ньюанса. Мне понравилось то, как команда Silverlight обошлась со стандартной процедурой удаления своего продукта.

Скриншот: Удаление Silverlight из системы

То есть обнаружено, что запущен браузер, но вместо обычного в таких случаях предложения пользователю закрыть "неудобные" приложения предложено всё проделать автоматически. Занятно.

Эпилог

Ну вот собственно и всё, небольшой обзор технологии Silverlight 2 с точки зрения практикующего программиста можно считать оконченным. Результаты я хорошенько запаковал и их можно изучить при случае подробнее.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=23552