Взгляд на российские IT из ФлоридыИсточник: itoday
Если попробовать сформулировать главное впечатление по итогам очередной ежегодной конференции IBM Lotusphere 2010, традиционно прошедшей в середине января в окрестностях Орландо (США), то, наверное, можно сказать так: IBM признала кризис закончившимся. Кажется, впервые за последние год и четыре месяца о теме экономических неурядиц - традиционной для любого IT-мероприятия после "черного сентября" 2008 года - фактически ничего не говорилось ни на пленарных выступлениях, ни в кулуарных беседах. Точнее, эти вопросы упоминались, но уже в прошедшем времени. А основные разговоры шли о том, как будут развиваться IT в посткризисных условиях. Lotusphere - мероприятие специализированное, "моновендорское" (на птичьем языке маркетологов это означает, что посвящено оно продукции одной только компании). Таких конференций в США проходит за год десятки, если не сотни. Одна только IBM проводит не менее десятка форумов подобного масштаба. Ничего, по местным меркам, особо выдающегося. Но на этом примере можно наглядно представить масштаб этих "мерок". Причем мерок не только самого мероприятия, но и рассматриваемой на нем проблематики.
Число участников - около семи тысяч человек, среди которых примерно поровну представлены сотрудники IBM, партнеры и заказчики корпорации. Примерно две трети приехали из США, остальные - из других стран (в основном из Европы). Бывают IT-мероприятия и большей численности, до двадцати тысяч человек, причем они могут проходить в самых разных городах Америки. Для сравнения: самые большие российские IT-конференции проводятся в Москве, и их численность не превышает 1000-1300 человек. И это не "отраслевое" ограничение. Может, крупные конференции проходили бы и у нас, но московская инфраструктура просто не позволяет собрать столько народа, обеспечить работу десятков параллельных секций, одновременно накормить всех участников и т.д. Пример - крупнейшая московская гостиница "Космос". В ней всего 1777 номеров. Кстати, примечательно и само место проведения конференции. Оно интересно в том числе и с точки зрения модернизации страны, развития IT-индустрии. Тут можно вспомнить, что еще в первой половине этого десятилетия для обеспечения технологического прорыва государство предполагало заняться созданием технопарков. Планы такие были, но сегодня о них стараются не вспоминать. Орландо, в окрестностях которого проходила Lotusphere, еще сорок лет назад был небольшим поселком на севере полуострова Флорида, покрытого лесами, озерами и болотами. Но в 60-х годах прошлого века земли в районе земли-болота тут купила компания Walt Disney для строительства нового Диснейленда (первый уже был построен ранее недалеко от Лос-Анжелеса). Сегодня "Всемирный центр отдыха Уолта Диснея" (Walt Disney World Resort) - крупнейший центр развлечений в мире, а Орландо превратился в процветающий гигантский туристический центр, куда приезжают люди со всего света. Кстати, одна из главных составляющих диснеевских парков - многочисленные аттракционы, реализация которых основана на использовании самых новейших технологий, в том числе информационных. Например, при входе в парк по абонементному билету идентификация посетителей выполняется с помощью отпечатков пальцев. И никаких тебе национальных программ "Электронная Америка". Свободные предприниматели сами норовят применять IT как можно шире. Технологии снижают издержки, и в конкурентной среде этого достаточно для прогресса. Но вернемся к самому мероприятию. Тематика Lotusphere - практика применения и перспективы развития IBM Lotus, т.е. решение задач поддержки групповой работы, взаимодействия людей, управления документами, управления знаниями и т.д. IBM Lotus и продуктом-то не назовешь, теперь это, скорее, IT-система для управления информациями и знаниями компании. Как обычно, на Lotusphere было очень много, особенно в пленарных выступлениях, "маркетинговой шелухи", выделить из которой содержательные сведения о технологиях непросто. Но в целом стратегия IBM вполне понятна. Она состоит в поддержке и развитии унаследованных технологий и продуктов (как ни крути, основой всего семейства Lotus продолжают оставаться Notes и сервер Domino, купленные пятнадцать лет назад вместе с компанией Lotus), продолжении движения в сторону более широкого использования социальных сетей и моделей облачных вычислений. На конференции объявлено о новом проекте Vulcan, который должен объединить на новой концептуальной основе (опять же: облака, социальные сети) основные решения - LotusLive, IBM Lotus Notes , IBM Lotus Domino , Connections, Quickr, Portal. Но в реальном содержании этого направления работ еще только нужно разбираться. В кулуарных беседах даже представители IBM не скрывали, что им пока многое тут непонятно.
"Социальные сети" в понимании IBM - нечто принципиально отличное от того, что понимает под этим термином наш сидящий на "Одноклассниках" обыватель. Правильнее было бы, возможно, говорить не о "социальных сетях", а о Social Computing. Это совершенно новые, невиданные прежде технологии коллективной работы, возникшие благодаря компьютерным сетям. Общее впечатление от Lotusphere (сложившееся, в том числе, из личных разговоров и по ходу разных групповых встреч) таково. Подходы, которые еще пару лет назад выглядели утопическими идеями (вновь придется упомянуть социальные сети как инструмент корпоративной работы), начинают становиться реальностью и получают вполне конкретное воплощение. Для внедрения новых технологий от поставщиков требуются довольно серьезные, требующие нетривиально квалификации усилия - оправдываемые, впрочем, коммерческим результатом. Проблематика Lotusphere очень важна и для нашей страны, где еще в прошлом году начался очередной этап активных разговоров о создании электронного государства на основе использования как раз подобных IT-средств, которые часто объединяются понятием систем электронного документооборота (СЭД). Актуальность тематики СЭД подтверждается не только разговорами на высшем уровне, но и рынком. Еще в конце 2008 года, в начальной фазе кризиса, эксперты ожидали, что данный сегмент пострадает меньше других IT-сфер. Во многом такое предположение строилось на том, что здесь довольно большую роль играют государственные проекты, на реализацию которых кризис окажет меньшее влияние. В целом, так оно и получилось: спад на российском рынке в сфере СЭД (15%, по данным исследовательской компании DSS) был заметно меньше, чем на софтверном рынке в целом (от 40 до 50%, по различным оценкам). Как и ожидалось, в этот период существенно возросла доля госсектора, причем здесь количество внедрений увеличилось и в абсолютном выражении. Надо надеяться, что планы "электронизации" государства у нас все же начнут реализовываться. Правда, настораживает тот факт, что в разговорах о грядущей автоматизации, в том числе касающихся взаимоотношений населения с органами власти, почти начисто отсутствует обсуждение вопроса, как это все будет реализовываться, на основе каких технологий и средств. И кто именно будет все это разрабатывать и внедрять. В этой связи уместно вспомнить, что выступая в мае прошлого года на конференции DOCFLOW 2009, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев посетовал на несовершенство имеющихся на рынке СЭД и неготовность разработчиков к созданию продуктов нужного уровня. Что же будет использоваться для автоматизации в масштабах всей страны, пока остается загадкой. В то же время, эксперты рынка СЭД единодушно отмечают, что одной из важных тенденций тут является усиленное проникновение на российский рынок западных технологий и методов работы с документами. Но на их пути постоянно возникают различного рода организационные проблемы, которые часто объясняются спецификой российского документоведения с упоминанием давних отечественных традиций, которые были заложены еще Петром I. При этом сторонники особого национального пути забывают, что эти древние основы появились в начале XVIII века, в результате глубокого реформирования всей системы государственного управления, в ходе которой российский император использовал довольно крутые административные меры. Любопытно, что за основу управления делами в коллегиях петровских времен был взят Шведский Устав - нормативный документ страны, с которой Россия не только воевала, но и у которой училась. Этот опыт и по сей день остается, к сожалению, передовым. Пусть так, пусть благодаря покупке импортных IT-систем - лишь бы в наступившем году развитие СЭД в России перешло от разговоров к делу. |