Работа со строковыми типами данных в Delphi

Источник: delphi

Строковый тип данных - один из самых часто используемых в программах тип. Действительно, без него не обходится практически ни один алгоритм. Даже программы, выполняющие исключительно математические операции, порой, написаны с использованием строковых типов данных.

Строка - это последовательность символов. В Object Pascal существует несколько строковых типов. Вот основные из них:

Тип данных
Максимальная длина
Используемая память
Используется для...
ShortString
255 символов
от 2 до 256 байт
Минимальная совместимость, хранение небольших строк
AnsiString
около 2^31 символов
от 4 байт до 2 Гб
8-битные символы (ANSI), DBCS ANSI, MBCS ANSI и т.д.
WideString
около 2^30 символов
от 4 байт до 2 Гб
Юникод-символы - многопользовательские сервера, мультиязыковые приложения

Для большинства целей подходит тип AnsiString (иногда называется Long String).

Стандартные функции обработки строк:

1) Функция Length(Str: String) - возвращает длину строки (количество символов). Пример:

var
   Str: String; L: Integer;
{ ... }
Str:='Hello!';
L:=Length(Str);  { L = 6 }

2) Функция SetLength(Str: String; NewLength: Integer) позволяет изменить длину строки. Если строка содержала большее количество символов, чем задано в функции, то "лишние" символы обрезаются. Пример:

var Str: String;
{ ... }
Str:='Hello, world!';
SetLength(Str, 5); { Str = "Hello" }

3) Функция Pos(SubStr, Str: String) - возвращает позицию подстроки в строке. Нумерация символов начинается с единицы (1). В случае отсутствия подстроки в строке возращается 0. Пример:

var Str1, Str2: String; P: Integer;
{ ... }
Str1:='Hi! How do you do?';
Str2:='do';
P:=Pos(Str2, Str1);  { P = 9 }

4) Функция Copy(Str: String; Start, Length: Integer) - возвращает часть строки Str, начиная с символа Start длиной Length. Ограничений на Length нет - если оно превышает количество символов от Start до конца строки, то строка будет скопирована до конца. Пример:

var Str1, Str2: String;
{ ... }
Str1:='This is a test for Copy() function.';
Str2:=Copy(Str1, 11, 4); { Str2 = "test" }

5) Процедура Delete(Str: String; Start, Length: Integer) - удаляет из строки Str символы, начиная с позиции Start длиной Length. Пример:

var Str1: String;
{ ... }
Str1:='Hello, world!';
Delete(Str1, 6, 7); { Str1 = "Hello!" }

6) Функции UpperCase(Str: String) и LowerCase(Str: String) преобразуют строку соответственно в верхний и нижний регистры:

var Str1, Str2, Str3: String;
{ ... }
Str1:='hELLo';
Str2:=UpperCase(Str1); { Str2 = "HELLO" }
Str3:=LowerCase(Str1); { Str3 = "hello" }

Строки можно сравнивать друг с другом стандартным способом:

var Str1, Str2, Str3: String; B1, B2: Boolean;
{ ... }
Str1:='123';
Str2:='456';
Str3:='123';
B1:=(Str1 = Str2); { B1 = False }
B2:=(Str1 = Str3); { B2 = True }

Если строки полностью идентичны, логическое выражение станет равным True.

Дополнительные функции обработки строк:

В модуле StrUtils.pas содержатся полезные функции для обработки строковых переменных. Чтобы подключить этот модуль к программе, нужно добавить его имя (StrUtils) в раздел Uses.

1) PosEx(SubStr, Str: String; Offset: Integer) - функция аналогична функции Pos(), но позволяет задать отступ от начала строки для поиска. Если значение Offset задано (оно не является обязательным), то поиск начинается с символа Offset в строке. Если Offset больше длины строки Str, то функция возратит 0. Также 0 возвращается, если подстрока не найдена в строке. Пример:

uses StrUtils;
{ ... }
var Str1, Str2: String; P1, P2: Integer;
{ ... }
Str1:='Hello! How do you do?';
Str2:='do';
P1:=PosEx(Str2, Str1, 1); { P1 = 12 }
P2:=PosEx(Str2, Str1, 15); { P2 = 19 }

2) Функция AnsiReplaceStr(Str, FromText, ToText: String) - производит замену выражения FromText на выражение ToText в строке Str. Поиск осуществляется с учётом регистра символов. Следует учитывать, что функция НЕ изменяет самой строки Str, а только возвращает строку с произведёнными заменами. Пример:

uses StrUtils;
{ ... }
var Str1, Str2, Str3, Str4: String;
{ ... }
Str1:='ABCabcAaBbCc';
Str2:='abc';
Str3:='123';
Str4:=AnsiReplaceStr(Str1, Str2, Str3); { Str4 = "ABC123AaBbCc" }

3) Функция AnsiReplaceText(Str, FromText, ToText: String) - выполняет то же самое действие, что и AnsiReplaceStr(), но с одним исключением - замена производится без учёта регистра. Пример:

uses StrUtils;
{ ... }
var Str1, Str2, Str3, Str4: String;
{ ... }
Str1:='ABCabcAaBbCc';
Str2:='abc';
Str3:='123';
Str4:=AnsiReplaceText(Str1, Str2, Str3); { Str4 = "123123AaBbCc" }

4) Функция DupeString(Str: String; Count: Integer) - возвращает строку, образовавшуюся из строки Str её копированием Count раз. Пример:

uses StrUtils;
{ ... }
var Str1, Str2: String;
{ ... }
Str1:='123';
Str2:=DupeString(Str1, 5); { Str2 = "123123123123123" }

5) Функции ReverseString(Str: String) и AnsiReverseString(Str: AnsiString) - инвертируют строку, т.е. располагают её символы в обратном порядке. Пример:

uses StrUtils;
{ ... }
var Str1: String;
{ ... }
Str1:='0123456789';
Str1:=ReverseString(Str1); { Str1 = "9876543210" }

6) Функция IfThen(Value: Boolean; ATrue, AFalse: String) - возвращает строку ATrue, если Value = True и строку AFalse если Value = False. Параметр AFalse является необязательным - в случае его отсутствия возвращается пустая строка.

uses StrUtils;
{ ... }
var Str1, Str2: String;
{ ... }
Str1:=IfThen(True, 'Yes'); { Str1 = "Yes" }
Str2:=IfThen(False, 'Yes', 'No'); { Str2 = "No" }

Мы рассмотрели функции, позволяющие выполнять со строками практически любые манипуляции. Как правило, вместо строки с указанным типом данных, можно использовать и другой тип - всё воспринимается одинаково. Но иногда требуются преобразования. Например, многие методы компонент требуют параметр типа PChar, получить который можно из обычного типа String функцией PChar(Str: String):

uses ShellAPI;
{ ... }
var FileName: String;
{ ... }
FileName:='C:\WINDOWS\notepad.exe';
ShellExecute(0, 'open', PChar(FileName), '', '', SW_SHOWNORMAL);

Тип Char представляет собой один-единственный символ. Работать с ним можно как и со строковым типом. Для работы с символами также существует несколько функций:

Chr(Code: Byte) - возвращает символ с указанным кодом (по стандарту ASCII):

var A: Char;
{ ... }
A:=Chr(69); { A = "E" }

Ord(X: Ordinal) - возвращает код указанного символа, т.е. выполняет противоположное действие функции Chr():

var X: Integer;
{ ... }
X:=Ord('F'); { X = 70 }

Из строки можно получить любой её символ - следует рассматривать строку как массив. Например:

var Str, S: String; P: Char;
{ ... }
Str:='Hello!';
S:=Str[2]; { S = "e" }
P:=Str[5]; { P = "o" }

В этой статье описаны основные приёмы работы со строковыми типами данных. Как правило, этих данных достаточно для написания любого алгоритма.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=22821