Юзабилити: наука или идеология?

Источник: iqb

Usability: Empiricism or Ideology?
Якоб Нильсен
перевод: Александр Качанов

 

Вкратце: Задача юзабилити - исследовать поведение пользователя и определять, что работает на его благо, а что не работает. Юзабилити также выступает в защиту прав пользователей и борется за простоту. Оба аспекта юзабилити имеют свое право на существование, а разницу между ними следует очень хорошо понимать.

В юзабилити присутствуют две стороны. С одной стороны это методика контроля и обеспечения качества, которая помогает вам узнать, что в вашей системе работает на пользователя, а что - нет. С другой стороны, это система понятий, которая призвана обеспечить власть человека над тем, что он сам же и создал.

Обе стороны юзабилити имеют право на существование, но еще более важно - уметь различать эти две стороны и знать, когда и где их применять.

Юзабилити как наука

Экономист Арноль Клинг (Arnold Kling) недавно отобразил в цифрах, как выглядит исторический рост экономики. Для этого он прибег к весьма любопытной системе измерения: мешкам с мукой. Если подсчитать, сколько вы можете приобрести мешков с мукой на свою зарплату, то окажется, что средний работник сегодня производит ценностей в 450 раз больше, чем средний работник, живший в 1500 году. (Клинг использует мешки с мукой для сравнения производительности потому, что это одна из немногих вещей, которая постоянно производилась и производится на протяжение долгого исторического периода, а ее потребительская стоимость осталась примерно той же, что была несколько столетий назад).

В общем, мнение Клинга заключается в том, что экономика - это самообучающаяся система. Это огромное увеличение в количестве производимых благ стало возможным благодаря постепенному накоплению знаний: мы шаг за шагом обучались делать то же самое еще быстрее, еще дешевле и еще эффективнее. В свою очередь, каждое следующее улучшение было основано на предыдущих, что обеспечило непрерывный рост производительности труда.

Обучение происходит двумя путями: по науке и по Дарвину. При научном методе мы придумываем гипотезу, а затем производим эксперименты, стараясь эту гипотезу опровергнуть. Если достаточное количество опытов не может опровергнуть нашу гипотезу, мы принимаем ее за теорию, а инженеры берут и изготавливают на ее основе новые товары. Бизнес же работает все больше по Дарвину. Множество предпринимателей одновременно предлагают свои услуги по решению той или иной потребности покупателя. Большая часть этих предпринимателей выходит из бизнеса поскольку "невидимая рука" экономики отвергает их предложения.

Вне зависимости от метода процесс выглядит так - вы предлагаете решение, а затем проверяете, работает оно в реальной жизни или нет. Рабочие гипотезы становятся научными теориями; компании, сделавшие наиболее выгодное предложение покупателям, растут и развиваются.

Юзабилити в некотором роде это тоже проверка на соответствие реалиям. И делается это двумя способами:

  • До того, как начался процесс дизайна. На этом этапе используются такие методы юзабилити, как исследования на месте, исследования конкурентов. Они дают возможность дизайнеру определить направление, в котором движется реальный мир. Эти методы ближе к научному подходу "гипотеза-опыт": вы выводите какие-то закономерности, а затем пытаетесь найти им подтверждение, наблюдая за реалиями, чтобы в дальнейшем пользоваться ими как путеводной нитью при создании наилучшего из возможных дизайнов.
  • После того, как закончился процесс дизайна. Здесь используются уже другие методы дизайна такие как, тестирование, наблюдение. Точно так же как предприниматели соревнуются друг с другом в том, чья бизнесс-идея лучше для покупателя, так и специалисты по юзабилити, показывают альтернативные варианты дизайна пользователям и определяют, какой из них работает лучше всего. Главное преимущество лишь в том, что тестирование бумажного прототипа вам обойдется дешевле, чем предпринимателю - основание целой компании.

Юзабилити старается объяснить поведение человека в сложных системах при весьма специфических обстоятельствах, и потому ее предсказания менее точны, чем предсказания таких полноценных наук, как физика, например. Посему юзабилити опирается в своих рекомендациях по большей части на прошлые эксперименты и опыт, чем на точные формулы.

Когда какая-то функция вызывает проблемы у множества пользователей на большом количестве сайтов, мы призываем отказаться от нее. И точно так же, если какой-то элемент дизайна срабатывает при различных обстоятельствах, мы рекомендуем пользоваться им.

Несмотря на такие различия, фундаментальный подход в юзабилити и в полноценной науке одинаков: наши выводы и рекомендации основаны на опытах и наблюдениях реального мира. Цель юзабилити проверять дизайн в реальных условиях и - принимая во внимание человеческий фактор - определять, что работает в дизайне, а что - нет.

Юзабилити как идеология

В то же самое время юзабилити является идеологией - это система веры в определенные права человека:

  • В право человека быть выше технологии, которую он сам же создал. Если между технологией и человеком возникает конфликт, меняться должна технология.
  • Право человека на управление. Пользователи должны понимать, что происходит, и должны иметь возможность контролировать результат.
  • Право человека на простоту. Пользователи должны работать с компьютером без особых усилий.
  • Право человека на свое время. Запутанные интерфейсы впустую тратят ценное время человека.

Эти права не всегда уважались. В 60-е годы большинство пользовательских интерфейсов требовали от человека подчинения себе. То же самое происходило с веб-сайтами в эпоху моды на "крутые и навороченные" сайты.

Если дизайнеры и менеджеры проектов не считаются с идеологией юзабилити, они и не считаются и с правилами юзабилити. Согласитесь, если вы не хотите , сделать что-то проще, то вы не будете и думать о том, как это сделать проще.

Чем больше вы проявляете уважения к человеческим правам, тем счастливее вы делаете людей, и тем лучше становится наш мир. Впрочем, сия философия не достаточно убедительна для большинства "людей в черном", подписывающих чеки. К счастью Веб дает замечательный стимул обратиться к юзабилити даже тем, кого интересует только итоговая строчка в годовом сводном балансе: если вашим сайтом трудно пользоваться, пользователи просто уйдут с него.

В среднем веб-сайты, улучшившие свое юзабилити, увеличивают свои продажи (или отдачу в целом) в два раза. Причина? Веб - это чрезвычайно конкурентная среда, пользователи не собираются тратить свое время и силы на борьбу с сайтом, который не уважает их право на простоту. Рядом всегда есть другой сайт, на который можно быстро перейти.

Равновесие между двумя сторонами

Как защитник прав пользователей вы должны освоить обе стороны юзабилити: научную и идеологическую. Каждая сторона требует своего подхода в освоении.

С научной стороны, вы должны быть неуступчивым и всегда сообщать правду, какой бы неприятной она не было. Если что-то в дизайне срабатывает, сообщите об этом. Если что-то заставит пользователя покинуть сайт, так и скажите. Улучшит качество дизайна можно лишь в том случае, если решения основаны на фактах, и каждый член вашей команды должен знать об этих фактах.

В противоположность этому, если мы рассматриваем юзабилити как идеологию, вы должны быть склонны к компромиссам. Иногда приходится принимать такие решения, которые снижают качество дизайна, либо потому, что нет времени, денег, или потому, что что-то нельзя совместить с другим. Разумеется менеджер проекта может принять оправданное компромиссное решение только в том случае, если ему известны факты о том, какие элементы дизайна работают, а какие - нет. Эти факты ему даст ваш научный подход.

Всякий раз собираясь вместе участники проекта почему-то забывают позвать того самого бедного пользователя, которому придется работать с плодами их деятельности. Часто в комнате единственным защитником этого бедняги является специалист по юзабилити. Именно поэтому, вы со своей стороны просто обязаны указывать на важность юзабилити, выдавать голые факты и цифры, отстаивая идеологию и права пользователей.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=2278