Эвристики информационной архитектуры

Источник: i2r

Только что закончил краткую эвристическую оценку сайта одного нашего клиента, опираясь на серию вопросов, которые я нахожу крайне полезными при работе над любым проектом, связанным с информационной архитектурой. Каждый информационный архитектор должен иметь в запасе набор любимых вопросов; это действительно удобно.

Свои вопросы я делю на несколько групп , соответствующих тем пяти объектам информационной архитектуры, с которыми пользователь чаще всего приходится взаимодействовать:

  1. Главная страница
  2. Страница поиска
  3. Результаты поиска
  4. Глобальная навигация по сайту
  5. Контекстная навигация

Такой подход удобен мне тем, что позволяет уделяет меньше внимания к главной странице, которая очень часто забирает себе его львиную долю - в ущерб другим страницам сайта. Существует множество других способов группировки IA-эвристик: "сверху-вниз" versus "снизу-вверх"; "поиск" versus "просмотр"; "содержание" versus "пользователь" versus "контекст"; по потребностям пользователей в информации (например, "известный пользователю продукт" versus "исследование списка продуктов" versus "исследование бесконечного списка продуктов"); и так далее. Выбирайте наиболее подходящее вам.

Ok, перейдём к вопросам (я сопроводил их некоторыми комментариями):

Главная страница

  • Позволяет ли она получать контент различными способами? (под "способами" я понимаю поиск, глобальную навигацию, индекс сайта, карту сайта и т.п.)
  • Хорошо ли выделен наилучший способ нахождения контента? (поддержка нескольких наиболее полезных пользователю способов нахождения контента, очевидно, эффективней, чем обеспечение их всеми возможными способами)
  • Даёт ли она понять пользователю, о чём этот сайт, и какой контент он может здесь найти? (Важно в тех случаях, когда сайт посещает множество новичков)
  • Полезна ли она пользователям, бывавшим здесь ранее и уже знающим, что именно они ищут?

Поисковый интерфейс

  • Легко ли его найти на странице, и на всех ли страницах он размещен в одном и том же месте?
  • Легко ли им пользоваться? (во время первого поиска простое окно ввода слова и кнопка "поиск" волне достаточны для пользователя и именно их он ищет в первую очередь на странице)
  • Поддерживает ли он пересмотр или уточнение критериев поиска? (Процесс поиска итеративен; будем надеяться, что ваш сайт учитывает это. "Уточните критерии поиска" (Revise your search) вероятно более точное и ёмкое название для ссылки, которую привыкли называть "Расширенный поиск" (Advanced search)).
  • Эффективно ли использованы построители запросов (query builders)? (Построители запросов включают в себя проверку орфографии, поиск слова во всех его морфологических формах (stemming), понятийный поиск, и тезауральный поиск (поиск синонимов, антонимов и проч.)).

Результаты поиска

  • Доступны ли в самом начале списка самые полезные результаты поиска? (Это было бы замечательно, правда? Вот только добиться этого нелегко);
  • Понятно ли, каков был запрос? (Большинство поисковых сервисов покажет повторно текст запроса);
  • Понятно ли, где искали? (Особенно важно, если поиск по вашему сайту разделён на поисковые зоны);
  • Понятно ли, сколько всего результатов было найдено?
  • Демонстрирует ли результат полезную дополнительную информацию? (Она должны дать пользователям достаточно сведений о результате, чтобы отличить его от других);
  • Сгруппированы ли результаты каким то образом, и насколько хорош это способ? (Обычно результаты вообще никак не сгруппированы, но вывод результатов в группах становится всё более распространённой практикой).

Глобальная навигация

  • Возможно ли обойти весь сайт, не заработав вывих правой руки от количества кликов мышкой? (Опробуйте несколько наиболее распространенных сценариев перемещения по сайту);
  • Сбалансированы ли ширина и глубина навигации?
  • Названия ссылок и пунктов меню понятны и осмысленны? (освежите свои знания о метаданных).

Контекстная навигация

  • Понятно ли, где вы находитесь в том смысле, на каком сайте и где именно внутри него? (За дополнительной информацией обратитесь к исследованию Кэйт Инстон (Keith Instone) Navigation Stress Test.)
  • Имеются ли несколько путей, способных привести меня на ту страницу, которая мне нужна? (Элемент "Ссылки на эту тему" используется весьма редко, но при умелом использовании он дает великолепный результат);
  • Названия ссылок понятны и осмысленны? (опять-таки освежите свои знания о метаданных).

Разумеется, что существует сотня других вопросов, которые можно было бы добавить в этот простенький список (не стесняйтесь добавить сюда и свои "пять копеек"). И вполне возможны другие способы их группировки. Но для тех, кто только еще начинает изучать эту тему, мой список может оказаться полезным.

Louis Rosenfeld
Луи Розенфельд (Louis Rosenfeld ) работает независимым консультантом по информационной архитектуре. Он оказал огромную помощь в создании самой дисциплины "информационная архитектура", а также отчетливо показал роль и ценность библиотечного опыта в данной сфере.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=2256