14 ноября интернетчики отпраздновали Всемирный День Юзабилити

Источник: wud

«Почему наша система не работает еще лучше? Как сделать ее интерфейс простым и понятным пользователю?»

Всемирный День Юзабилити призван сплотить всех, кто когда-либо задавался подобными вопросами. В первые за всю историю, люди всего мира сосредоточились на верном ответе - юзабилити.

14 ноября 2006 года, по всему миру, состоятся мероприятия, призванные повысить осведомленность профессионального сообщества о пользе юзабилити-проектирования и дизайна, ориентированного на пользователя (user-centered design). Мероприятия запланированы более чем в 70 городах 35 стран мира.

Среди типичных мероприятий Всемирного Дня Юзабилити проведение специальных телевизионных передач, открытие новых экспозиций и выставок, бесплатные онлайн-конференции с известными юзабилити-специалистами, участие правительственных работников разных стран, презентация докладов о пользе юзабилити в различных областях применения.

Главный лозунг Всемирного Дня Юзабилити - «Сделаем мир удобнее!»

День Юзабилити в России

В настоящее время в России существуют компании, предлагающие услуги в области юзабилити и компании, утверждающие, что они заботятся о юзабилити, разрабатываемых интерактивных систем. К сожалению, первые малоизвестны, а утверждения вторых иногда носят лишь номинальный характер.

День Юзабилити в России призван раскрыть широкой профессиональной аудитории пользу от применения современных методик улучшения юзабилити пользовательских интерфейсов. Удобные интернет-сайты, прибыльные интернет-магазины, эффективные в работе программы, доступные неподготовленному пользователю интерактивные киоски… все это примеры того, что привносит практика юзабилити в современную действительность.

В рамках проведения Всемирного Дня Юзабилити в России планируется встреча специалистов в области юзабилити с потенциальными потребителями услуг, представителями компаний разработчиков и конечных пользователей программных продуктов, включая коммерческие организации и государственные учреждения. Однако главными в этот День, безусловно, будут пользователи!

Что такое юзабилити?

"Usability" можно дословно перевести с английского языка как «практичность, удобство и простота использования». Разумеется, существуют более подробные и точные определения. Например, Джейкоб Нильсен определяет юзабилити как: «... качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде (web-сайт, программа, и пр.)»

Юзабилити - это признак качества интерфейса пользователя, определяющий насколько этот интерфейс легок и одновременно эффективен в использовании. «Юзабилити» также обозначает набор специальных методик, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

User-Centered Design (UCD), или дизайн ориентированный на пользователя, это определенные принципы и практические методы проектирования, визуального дизайна и разработки пользовательского интерфейса интерактивных систем. User-Centered Design позволят радикально улучшить удобство использования, полезность и пригодность системы.

Дизайн, ориентированный на пользователя, всегда ищет ответы на следующие вопросы: «Кто пользователи системы? Каковы их цели и задачи? Каким опытом работы они обладают? Какие функциональные возможности им необходимы? Какой информацией они должны обладать? Как должна работать система, по их мнению? Как дизайн интерфейса может упростить процесс понимания системы?»

Юзабилити - почему это так важно?

Применение принципов юзабилити и дизайна, ориентированного на пользователя, позволяет снизить издержки на разработку и существенно повысить удовлетворенность и продуктивность работы пользователей интерактивной системы.

В интернете юзабилити означает «выживание». Если сайт неудобен, посетители уходят. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем именно занимается компания и что конкретно пользователь может здесь сделать, посетители уходят. Если информация на сайте запутанна, трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы пользователей, они снова уходят.

Еще более остро проблема юзабилити встает перед владельцами интернет-магазинов. Плохое юзабилити напрямую ведет к снижению прибыли. Напротив, облегченный поиск необходимого товара, удобное для пользователя представление информации о товаре, краткая интуитивно-понятная форма заказа, все это может существенно увеличить эффективность интернет-магазина.

При разработке программного обеспечения, особенно рассчитанного на широкую пользовательскую аудиторию, например, интерфейса банкомата или программы управленческого учета, юзабилити несет ответственность за скорость и продуктивность работы пользователей. Чем выше продуктивность, тем больше клиентов сможет «обслужить» банкомат, и тем ниже для работодателя стоимость каждой решенной пользователем задачи.

По материалам статьи Джейкоба Нильсена "Introduction to Usability"

Экономическая эффективность юзабилити

Большинство западных и многие российские компании уже сходятся во мнении, что любой бюджет разработки программного обеспечения, интернет-сайта или другой интерактивной системы должен содержать статью затрат на обеспечение юзабилити. В конечном итоге это позволяет существенно снизить стоимость и сроки реализации проекта. Однако, одной уверенности в этом недостаточно. Вложение средств в юзабилити должно быть экономически обоснованно.

Методики расчета экономической эффективности юзабилити схожи с методиками расчета экономической эффективности внедрения автоматизированных систем управления (АСУ). Для решений, «самостоятельно» приносящих прибыль, таких как интернет-магазины, одним из базовых показателей может служить «Годовой прирост прибыли». Для прикладного программного обеспечения, например систем автоматизации торговли, основной показатель - «Повышение производительности труда».

 

Вот несколько упрощенных примеров расчета экономической эффективности юзабилити:

  • Пример №1. Интернет-магазин
  • Пример №2. Платежный терминал
  • Пример №3. Программный продукт

Пример №1. «Интернет-магазин»

Анализ статистики посещений и опросы посетителей выявили недостатки формы заказа, ведущие к уходу со страницы оформления заказа 35% потенциальных клиентов. Редизайн страницы «карточка товара», формы заказа и частичное репроектирование базового шаблона сайта позволило сократить эту цифру до 15%.

Исходные показатели

  • Среднее количество покупок в месяц до редизайна - 300
  • Среднее количество покупок в месяц после редизайна - 392
  • Средняя прибыль с одной покупки - 300 руб.
  • Стоимость юзабилити-услуг - 90 000 руб.
  • Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений - 0,2

Экономическая эффективность

  • Годовой прирост прибыли - 331 200 руб.
  • Срок окупаемости затрат - 3,25 месяца
  • Годовой экономический эффект - 313 200 руб

Пример №2. «Платежный терминал»

Анализ работы пользователей с платежным терминалом (например, при оплате мобильного телефона) показал, что в среднем 15 человек отказываются от услуг одного терминала по тем или иным причинам (очередь к терминалу, сложности в работе с интерфейсом, предыдущий негативный опыт). В результате редизайна интерфейса платежного терминала удалось добиться сокращения времени обслуживания клиента и их количество возросло в среднем на 10 человек в сутки.

Исходные показатели

  • Средняя сумма перевода - 150 руб.
  • Средняя прибыль с одной транзакции - 3,75 руб.
  • Количество терминалов в сети - 100
  • Стоимость юзабилити-услуг - 180 000 руб.
  • Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений - 0,2

Экономическая эффективность

  • Годовой прирост прибыли - 1 350 000 руб.
  • Срок окупаемости затрат - 1,5 месяца
  • Годовой экономический эффект - 1 314 000 руб.

Пример №3. «Программный продукт»

Юзабилити-проектирование и редизайн ряда ключевых форм системы управления торговлей привело к сокращению среднего времени составления заказа менеджерами по закупкам.

Исходные показатели

  • Среднее время составления заказа до редизайна - 10 минут
  • Среднее время составления заказа после редизайна - 8 минут
  • Ежемесячная оплата труда менеджера по закупкам - 18 000 руб. в месяц
  • Количество работающих менеджеров по закупкам - 10 человек
  • Стоимость юзабилити-услуг - 360 000 руб.

Показатели оценки экономической эффективности

  • Коэффициент относительного снижения трудовых затрат - 20%
  • Индекс повышения производительности труда - 1,25
  • Абсолютное снижение стоимостных затрат - 2 160 000 руб.
  • Срок окупаемости затрат - 2 месяца
  • Годовой экономический эффект - 2 088 000 руб.

 

Ссылки по теме

Юзабилити «по-русски»

Usability в России
Российский интернет-портал, посвященный юзабилити, эргономике, проектированию пользовательских интерфейсов, инженерной психологии и другим направлениям эргономической теории и практики.

RusCHI
Российское отделение ACM SIGCHI, специализированной группы по взаимодействию человека с компьютером международного общества Association for Computing Machinery.

Статьи Джейкоба Нильсена
Переводы статей Джейкоба Нильсена в редакции Александра Качанова на Webmascon.

Дизайн пользовательского интерфейса 1
Полезная книга о дизайне пользовательского интерфейса, автор - Влад Головач.

В поисках юзабилити
Блог о проблемах юзабилити и их возможных решениях Андрея Седельникова.

.ру/Ководство
Авторский проект Артемия Лебедева. Основные темы - графический и промышленный дизайн, проектирование интерфейсов, типографика, семиотика и визуализация.

Юзабилити «в оригинале»

Usability.gov
Большое количество разноплановой и хорошо структурированной информации по веб-юзабилити.

Usability & User Experience Community
Международное сообщество, посвященное юзабилити: статьи, общение, полезные материалы для начинающих.

Alertbox
Популярные статьи Джейкоба Нильсена (Jakob Nielsen), одного из известнейших специалистов в области юзабилити.

AskTOG
Интересные наблюдения известного специалиста в области интерактивного дизайна и юзабилити Брюса Тогназини (Bruce Tognazzini).


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=2255