Совокупная стоимость владения системой
Совокупная стоимость владения (ТСO - Total Cost of Ownership) информационной системой - сравнительно новое понятие, которому в последнее время уделяется самое пристальное внимание в литературе. Под совокупной стоимостью владении понимается сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период жизненного цикла последней.
При анализе ТСО рассматривают жизненный цикл, включающий в себя время жизни существующей на предприятии системы, время, необходимое для проектирования нового альтернативного решения, срок эксплуатации альтернативной системы с учетом амортизации ее элементов и ориентировочного срока ожидания. Полсроком ожидания понимают время, необходимое для выхода системы на уровень доходности, при котором ее эксплуатация позволяет получить частичный (до 90%) возврат инвестиций, вложенных в систему.
При выборе новой информационной системы между альтернативными существующему решению вариантами необходимо оценить совокупную стоимость владения для каждого предлагаемого варианта. При этом жизненный цикл, на котором оцениваются прямые и косвенные затраты, должен включать:
-
время жизни существующей на предприятии системы;
-
время проектирования новой системы;
-
время на закупку и внедрение элементов новой системы;
-
время эксплуатации новой системы, которое необходимо ограничить сроком возврата 90% вложенных инвестиций за счет прибыли от эксплуатации этой системы. Вариант информационной системы с более коротким жизненным циклом предпочтителен для дальнейшего использования. На рис. 1 самым рациональным является вариант А.
Точка выбора новой системы для каждого предприятия индивидуальна. Предприятие может начать этот процесс в различных случаях, например:
-
при появлении необходимости дополнить или изменить функции существующей информационной системы, чтобы они соответствовали изменившимся потребностям бизнеса и не приводили к неоправданным финансовым потерям;
-
при достижении доходов от эксплуатации существующей системы порядка 90% вложенных в нее инвестиций;
-
при превышении эксплуатационных затрат на систему над доходами от ее использования и др.
Прямые и косвенные затраты могут включать следующие составляющие:
Прямые затраты
1.1. Основные затраты:
-
создание информационной системы;
-
оборудование - серверы, клиентские места, периферия, сетевые компоненты;
-
программное обеспечение (ПО);
-
приложения, утилиты, управляющее ПО;
-
обновление (модернизация).
1.2. Эксплуатационные затраты:
-
управление задачами (сетью, системой, массивами памяти);
-
поддержка работоспособности системы - персонал, функционирование справочной службы, обучение, закупки, подготовка контрактов на поддержку системы;
-
разработка инфраструктуры, бизнес приложений.
1.3. Прочие затраты:
-
создание коммуникаций - глобальные сети, взаимодействие с поставщиками сервиса, удаленный доступ, Internet, доступ клиента
-
управление и поддержка - аутсорсинг, сопровождение, справочная система
Все затраты на создание информационной системы, которые ассоциируются с установкой оборудования и его подготовкой к эксплуатации, должны оцениваться как часть инвестиций. Эти разовые затраты могут включать в себя такие составляющие, как проектирование системы, программирование, тестирование системы, ревизия системы, приобретение оборудования, разработка и изменение руководств, обучение и передвижения в связи с установкой, тестированием и параллельным запуском системы.
Затраты на оборудование включают в себя стоимость компонент системы, затраты в течение жизненного цикла, такие, как смена оборудования, которое заменяется до истечения жизненного цикла. Затраты на оборудование могут включать и такие разовые расходы, как сопутствующая мебель для периферийных устройств. Оценки подготовительных работ должны основываться на масштабах реноваций и включать в себя изменение расположения при перемещении, добавлении или удалении оборудования. Кроме того, в эти затраты необходимо включать и изменении в электропитании, освещении и кондиционировании воздуха. Если часть оборудования берется в лизинг, то суммарные затраты на это оборудование выделяются в отдельную категорию.
В таблице перечислены основные виды затрат и их составляющие, которые необходимо учитывать при определении совокупной стоимости владения.
Эксплуатационные затраты (затраты на обслуживание и работу системы) |
1. Затраты на сетевое управление - расходы административного персонала на решение задач, ассоциируемых с управлением сетью и клиентами |
- затраты на определение причины неисправности и решение проблемы (ремонт), после того как поступило сообщение о неисправности в сети
- регулярные затраты на измерение сетевого трафика и планирование его оптимизации
- регулярные затраты на настройку производительности сетевых компонентов и межкомпонентных соединений
- временные затраты, связанные с добавлением, перемещением, удалением пользователей и изменением прав доступа к сети
- затраты на поддержку сетевых и клиентских операционных систем, включая установку, настройку и инсталляцию драйверов
- затраты на поддержание работоспособности сети и клиентов, наподобие диагностики, проверок и прочих задач, которые не попадают в категории, указанные выше
- затраты на поддержку пользователя, поддержки производителей, не попадающие в перечисленные выше категории
|
2. Затраты на управление системой - расходы на управление приложениями, имуществом и миграциями |
- затраты, связанные с исследованием и планированием проекта новых компьютерных систем, сетевых и коммуникационных компонент, затраты на выбор различных стратегий и конфигураций
- затраты, связанные с оценкой и покупкой новых компьютеров, сетевых компонент, коммуникационных устройств и программного обеспечения, определение поставщика, модели и получение финансов
- затраты, связанные с управлением, контролем за лицензиями, дистрибуцией и конфигурированием программного обеспечения по сети
- затраты, связанные со сбором информации, относящейся к имуществу, и включающие в себя инвентаризацию, контроль закупок и отслеживание конфигураций имущества
- затраты на управление программным обеспечением сети, включающее в себя контроль версий, доступа и запуска
|
|
- затраты, связанные i контролем за системой с целью обнаружения и предотвращения нарушений правил безопасности, вирусных атак и мероприятия по восстановлению после нарушений
- затраты, связанные с конфигурированием новых решений или перенастройкой существующих решений (решение включает в себя компоненты системы, топологию, местоположение, а также любые физические или логические замену и инсталляцию)
- затраты, связанные с установкой дополнительного оборудования или модернизацией (за исключением программной модернизации)
|
3. Затраты на управление устройствами хранения данных - расходы на задачи, связанные с управлением и контролем за данными и их хранением в сети |
- затраты, связанные с организацией, оптимизацией и восстановлением файлов в сети
- затраты, связанные с контролем и проверкой оптимизации хранящихся данных
- затраты, связанные с обеспечением доступа к данным и устройствам хранения информации
- затраты по конфигурированию, управлению, оптимизации и поддержке систем архивирования и резервного копирования
- затраты на создание, испытание, управление и поддержку планов прогнозирования и восстановления неисправностей
- затраты по управлению средствами хранения данных и репозиторием в реальном времени
|
Косвенные затраты |
Затраты, связанные с оплатой действий, напрямую не являющихся рабочими функциями |
Контроль, отправка и получение почты, телефонные разговоры, ввод информации, переводы, расходы n.i помещение, потери от плановых и внеплановых простоев, коммунальные услуги и поддержку административного и конторского персонала |
|