Совокупная стоимость владения системой

Источник: info-system

Совокупная стоимость владения (ТСO - Total Cost of Ownership) информационной системой - сравнительно новое понятие, кото­рому в последнее время уделяется самое пристальное внимание в литературе. Под совокупной стоимостью владении пони­мается сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период жизненного цикла последней.

При анализе ТСО рассматривают жизненный цикл, включаю­щий в себя время жизни существующей на предприятии системы, время, необходимое для проектирования нового альтернативного решения, срок эксплуатации альтернативной системы с учетом амор­тизации ее элементов и ориентировочного срока ожидания. Полсро­ком ожидания понимают время, необходимое для выхода системы на уровень доходности, при котором ее эксплуатация позволяет получить частичный (до 90%) возврат инвестиций, вложенных в систему.

При выборе новой информационной системы между альтерна­тивными существующему решению вариантами необходимо оценить совокупную стоимость владения для каждого предлагаемого вари­анта. При этом жизненный цикл, на котором оцениваются прямые и косвенные затраты, должен включать:

  • время жизни существующей на предприятии системы;
  • время проектирования новой системы;
  • время на закупку и внедрение элементов новой системы;
  • время эксплуатации новой системы, которое необходимо ог­раничить сроком возврата 90% вложенных инвестиций за счет прибыли от эксплуатации этой системы. Вариант информационной системы с более коротким жизнен­ным циклом предпочтителен для дальнейшего использования. На рис. 1 самым рациональным является вариант А.

Точка выбора новой системы для каждого предприятия индиви­дуальна. Предприятие может начать этот процесс в различных слу­чаях, например:

  • при появлении необходимости дополнить или изменить функ­ции существующей информационной системы, чтобы они соответствовали изменившимся потребностям бизнеса и не приводили к неоправданным финансовым потерям;
  • при достижении доходов от эксплуатации существующей сис­темы порядка 90% вложенных в нее инвестиций;
  • при превышении эксплуатационных затрат на систему над доходами от ее использования и др.

Прямые и косвенные затраты могут включать следующие составляющие:

Прямые затраты

1.1. Основные затраты:

  • создание информационной системы;
  • оборудование - серверы, клиентские места, периферия, сетевые компоненты;
  • программное обеспечение (ПО);
  • приложения, утилиты, управляющее ПО;
  • обновление (модернизация).

1.2. Эксплуатационные затраты:

  • управление задачами (сетью, системой, массивами памяти);
  • поддержка работоспособности системы - персонал, функционирование справочной службы, обучение, закупки, подготовка кон­трактов на поддержку системы;
  • разработка инфраструктуры, бизнес приложений.

1.3. Прочие затраты:

  • создание коммуникаций - глобальные сети, взаимодействие с поставщиками сервиса, удаленный доступ, Internet, доступ клиента
  • управление и поддержка - аутсорсинг, сопровождение, справочная система

Все затраты на создание информационной системы, которые ассоциируются с установкой оборудования и его подготовкой к эк­сплуатации, должны оцениваться как часть инвестиций. Эти разовые затраты могут включать в себя такие составляющие, как проек­тирование системы, программирование, тестирование системы, ревизия системы, приобретение оборудования, разработка и изме­нение руководств, обучение и передвижения в связи с установкой, тестированием и параллельным запуском системы.

Затраты на оборудование включают в себя стоимость компонент системы, затраты в течение жизненного цикла, такие, как смена оборудования, которое заменяется до истечения жизненного цикла. Затраты на оборудование могут включать и такие разовые расходы, как сопутствующая мебель для периферийных устройств. Оценки подготовительных работ должны основываться на масштабах реноваций и включать в себя изменение расположения при перемещении, добавлении или удалении оборудования. Кроме того, в эти затраты необходимо включать и изменении в электропитании, освещении и кондиционировании воздуха. Если часть оборудования бе­рется в лизинг, то суммарные затраты на это оборудование выделяются в отдельную категорию.

В таблице перечислены основные виды затрат и их составляющие, которые необходимо учитывать при определении совокупной сто­имости владения.

Эксплуатационные затраты (затраты на обслуживание и работу системы)

1. Затраты на сетевое управление - расхо­ды административно­го персонала на ре­шение задач, ассоци­ируемых с управле­нием сетью и клиентами

  • затраты на определение причины неисправности и решение проблемы (ремонт), после того как по­ступило сообщение о неисправности в сети
  • регулярные затраты на измерение сетевого трафика и планирование его оптимизации
  • регулярные затраты на настройку производитель­ности сетевых компонентов и межкомпонентных со­единений
  • временные затраты, связанные с добавлением, пе­ремещением, удалением пользователей и измене­нием прав доступа к сети
  • затраты на поддержку сетевых и клиентских опе­рационных систем, включая установку, настройку и инсталляцию драйверов
  • затраты на поддержание работоспособности сети и клиентов, наподобие диагностики, проверок и про­чих задач, которые не попадают в категории, указан­ные выше
  • затраты на поддержку пользователя, поддержки производителей, не попадающие в перечисленные выше категории

2. Затраты на управ­ление системой - расходы на управле­ние приложениями, имуществом и мигра­циями

  • затраты, связанные с исследованием и планиро­ванием проекта новых компьютерных систем, сете­вых и коммуникационных компонент, затраты на вы­бор различных стратегий и конфигураций
  • затраты, связанные с оценкой и покупкой новых компьютеров, сетевых компонент, коммуникационных устройств и программного обеспечения, определе­ние поставщика, модели и получение финансов
  • затраты, связанные с управлением, контролем за лицензиями, дистрибуцией и конфигурированием программного обеспечения по сети
  • затраты, связанные со сбором информации, отно­сящейся к имуществу, и включающие в себя инвен­таризацию, контроль закупок и отслеживание кон­фигураций имущества
  • затраты на управление программным обеспечени­ем сети, включающее в себя контроль версий, досту­па и запуска
 
  • затраты, связанные i контролем за системой с целью обнаружения и предотвращения нарушений правил безопасности, вирусных атак и мероприя­тия по восстановлению после нарушений
  • затраты, связанные с конфигурированием новых решений или перенастройкой существующих реше­ний (решение включает в себя компоненты систе­мы, топологию, местоположение, а также любые фи­зические или логические замену и инсталляцию)
  • затраты, связанные с установкой дополнительно­го оборудования или модернизацией (за исключе­нием программной модернизации)

3. Затраты на управле­ние устройствами хра­нения данных - расхо­ды на задачи, связан­ные с управлением и контролем за данными и их хранением в сети

  • затраты, связанные с организацией, оптимизаци­ей и восстановлением файлов в сети
  • затраты, связанные с контролем и проверкой оп­тимизации хранящихся данных
  • затраты, связанные с обеспечением доступа к дан­ным и устройствам хранения информации
  • затраты по конфигурированию, управлению, опти­мизации и поддержке систем архивирования и ре­зервного копирования
  • затраты на создание, испытание, управление и поддержку планов прогнозирования и восстанов­ления неисправностей
  • затраты по управлению средствами хранения дан­ных и репозиторием в реальном времени

Косвенные затраты

Затраты, связанные с оплатой действий, напрямую не являю­щихся рабочими функциями

Контроль, отправка и получение почты, телефонные разговоры, ввод информации, переводы, расходы n.i помещение, потери от плановых и внеплановых про­стоев, коммунальные услуги и поддержку админис­тративного и конторского персонала


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=2200