Особенности формирования "этнической" стилевой модели веб-дизайна в условиях глобализации

Источник: i2R

Автор: Денис Бородаев, кандидат искусствоведения,
член Союза дизайнеров Украины

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования стилевой модели "этнического" дизайна в веб-дизайне в условиях глобализации, а также определены его основные признаки на примерах веб-сайтов ряда стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки.

Постановка проблемы

Происходящие в мире глобализационные процессы оказывают непосредственное влияние и на развитие графического дизайна. Сформировавшийся в 50 - 70-е гг ХХ в. "интернациональный стиль" в графиче-ском дизайне, с его научным и рациональным подходом в решении проблем ком-муникации, отбрасывающий субъективизм и самовыражение, стирает границы между различными культурами и народами. В 1960-е гг. в США возникает "типо-графский экспрессионизм", который становится образцом универсальности и наднациональности в графическом дизайне. Смена индустриального общества на постиндустриальное, или информационное, выражается, в первую очередь, пере-ходом на информационный уровень индустриальной базы цивилизации. В этом процессе массовая компьютеризация социума становится одним из ключе-вых компонентов, а всеобщее распространение интернета выступает критерием информационной образованности и признаком причастности к глобализационным процессам. Графический дизайн в этих условиях становится все более интернет-ориентированным. С 90-х годов ХХ в. на наших глазах рождается новый вид гра-фического дизайна - веб-дизайн.

Основываясь на веб-стандартах и маркетинговых исследованиях, дизайнеры создают веб-сайты, направленные на большее количество потенциальных посети-телей в разных уголках мира. С одной стороны, это приводит к тому, что пользо-вание интернетом становиться предсказуемым и доступным даже неподготовлен-ному посетителю веб-сайтов, что позитивно сказывается на количественном росте потенциальных пользователей интернета. С другой, - прослеживается тенденция обезличивания интернета, когда визуальный образ сайта растворяется в стандар-тизованных шаблонных решениях. Посещение подобных информационных ре-сурсов зачастую не оставляет ни какого эмоционального отклика у пользователя. Так, американский исследователь авторских стилей в веб-дизайне К. Клонингер проблемами "бесцветности" современного интернета (корпоративной его части) считает: приверженность к практичности веб-сайта в среде разработчиков, под-ражательство или же шаблонность дизайн-решений и "вирус" печатного оформ-ления интернета.

В условиях глобализации вопрос национальной идентификации становиться все более актуальным, особенно в странах с самобытной культурой, богатыми на-родными традициями и развитыми школами дизайна, "поскольку дизайн, как лю-бая сфера творческой деятельности, старается создавать то, чего еще не было, не только в профессиональном, вненациональном поле, но и в русле поисков собст-венной идентичности той или иной нации… Именно стремление к сбережению национальной идентичности - языку, обычаям, мировоззрения и пр. порождает сепаратистские тенденции как в менее развитых, так и в более развитых странах" [3, с. 28 - 29]. Поскольку обозначенные тенденции свойственны дизайну в це-лом, и графическому дизайну в частности, можно предположить, что проблемы поиска национальной идентификации должны присутствовать и в веб-дизайне, как одном из видов графического дизайна.

Актуальность работы обусловлена глобализационными процессами, проис-ходящими в мире и отражающимися в графическом дизайне, а также возрастаю-щим стремлением к национальной самоидентификации в дизайне разных стран. Подобные стремления свойственны и Украине, как европейскому государству с богатыми историческими и культурными традициями, являющемуся одним из крупнейших центров дизайнерской культуры на постсоветском пространстве, и находящемуся в условиях формирования национальной модели дизайна.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы сохранения национальной идентификации в условиях глобализации, а также формирования национальных школ дизайна являются предметом острых дискуссий в профессиональной и научной среде дизайнеров и искусствоведов. Одной из последних работ, затрагивающих эту тему, является фундаментальная монография В.Я. Даниленко "Дизайн України у світовому контексті художньо-проектної культури". В ней не только впервые в искусствоведении сделана попытка исследовать развитие украинского дизайна XX столетия, но и показана двойственная суть дизайна с учетом глобализации и его национальной со-ставляющей. Данная работа дает серьезную базу для дальнейшего исследования национально-ориентированного направления в дизайне и влиянии глобализации на различные направления дизайна.

В диссертации В.Н. Косива "Національні моделі і глобалізація графічного дизайну другої половини XX ст." рассмотрены проблемы диверсификации и глобальной унификации графического дизайна второй половины XX века, а также определены особенности использования мотивов национального искусства в про-изведениях графического дизайна как средства визуальной идентификации.

Из исследований, имеющих непосредственное отношение к стилям в графи-ческом дизайне и веб-дизайне, заслуживают внимания работы С. Серова "Стиле-вые процессы в советском графическом дизайне 1960-х - 80-х годов" [7] и "Ти-пографика виртуальной среды" В первой четко обозначены тенденции стиле-вого развития графического дизайна в целом. Вторая сконцентрирована на рас-смотрении использования шрифта в постмодернистском пространстве графиче-ского дизайна и в дизайне новых медиа.

Работа К. Клонингера "Свежие стили Web-дизайна. Как сделать из вашего сайта "конфетку" поднимает проблему стилевой неоднородности в веб-дизайне на основе рассмотрения авторских стилей.

Одна из проблем поднятых автором настоящего исследования в диссерта-ционной работе "Веб-сайт как объект графического дизайна" является опреде-ление стиля в веб-дизайне. Дальнейшее изучение этого вопроса получило про-должение в статье "Тенденции возникновения и развития стилей в веб-дизайне", где автором были определены существующие сегодня в веб-дизайне основные стилевые модели, в русле которых создается большинство современных веб-сайтов, а также формируются локальные и авторские стили.

Данная статья является логическим продолжением исследования становле-ния стилей в веб-дизайне, начатого автором в диссертационной работе.

Цель работы

Определить предпосылки формирования стилевой модели "этнического" дизайна в веб-дизайне, а также рассмотреть его основные признаки.

Результаты исследования

Рубеж XX - XXI вв. обозначен глобализационными процессами, происходящими в мире, характерными признаками которых является рост и слияние мировых финансовых и товарных рынков, культурная экспансия Запада и развитие информационной сети интернет. Идея формирования "однополого" мира, призванная стереть, прежде всего, финансовые, товарные и политические границы определенных конгломератов стран с постиндустриальной экономикой, воплощается и в формировании "интернациональной модели" культуры, в основе которой находятся единые стандарты и нормы жизни.

На сегодняшний день существуют три наиболее характерные модели миро-вого дизайна: европейская, американская и японская, влияющие на развитие всего дизайна в целом [3, с. 31]. Таким образом, дизайн является неотъемлемой частью передовых технологий, и центры его развития концентрируются в наиболее раз-витых регионах мира. Современный дизайн представляет собой т.н. "прозапад-ную" проектную деятельность, опирающуюся на высокие технологии развитых стран Европы и Америки.

Идея "универсальной цивилизации", пропагандируемая западной культу-рой, находит свое отражение и в теории графического дизайна. Прозападный взгляд на дизайн как унифицированный продукт, тяготеющий к межнациональной и межстилевой интеграции, отражает, в первую очередь, коммерческую сторону дизайна. Одной из основных его задач является стремление угодить массовому вкусу без различия расовой и национальной специфики. Наиболее ярким приме-ром этому является американский дизайн. В нем, изначально возникшем как без-национальное явление и создававшийся эмигрантами разных стран, формирова-лись такие тенденции, как прагматический характер дизайна, технократическая ориентированность понятий об эстетике окружающей среды, постепенно ставшие общемировыми . Поскольку потенциальными потребителями дизайн-продукта выступали люди различных национальностей, культур, эстетических воззрений, важным объединяющим фактором в коммуникации стала толерант-ность, т.е. визуализация содержания наиболее нейтральными способами. Основ-ным критерием универсальности в графическом дизайне стала вненациональ-ность, хорошо воспринимающаяся этнически смешанным обществом. Это осо-бенно заметно на примере коммуникативного дизайна транснациональных корпо-раций, работающих на международных рынках. Одной из основных отличитель-ных черт их графической идентификации является нейтральность стилевых сис-тем, что обусловлено задачей привлечь внимание как можно более широкой ауди-тории.

Подобная унификация графического дизайна проходит неотрывно от разви-тия компьютерных технологий и интернета. Персональный компьютер дизайнера-графика, не только используется в качестве повседневного рабочего инструмента, но и в силу своей специфики подталкивает дизайнера-творца к поиску новых форм дизайна, основанных на новых стандартах. Унификация пользовательского интерфейса персонального компьютера, единые стандарты, вырабатываемые веб-разработчиками, призванные сделать доступными и интуитивно понятными веб-сайты как можно большему количеству пользователей, делают интернет универ-сальным и наднациональным явлением. Таким образом, единые технологии, на основе которых построена система интернета, стандартные инструменты, с по-мощью которых создается дизайн, и разрабатываются веб-сайты, использование английского как общепринятого языка интернационального общения выступают основными признаками глобализации в веб-дизайне и уже закреплены в воспри-ятии разработчиков и пользователей.

Стилистический анализ образцов интернет-дизайна разных стран, позво-лил выявить в интернете три наиболее характерные стилевые модели, в русле ко-торых развиваются современные стили веб-дизайна: "интерфейсный", или "уни-фицированный" дизайн, "авторский", или "альтернативный" дизайн, "этниче-ский", или "региональный" дизайн. В контексте рассматриваемой нами темы нас интересуют лишь две из перечисленных стилевых моделей, являющиеся антагонистическими по отношению друг к другу.

Стилевая модель т.н. "интерфейсного" или "унифицированного" дизайна, доминирующая на сегодняшний день в интернете является ярким примером гло-бализационных процессов. Характерными чертами этой модели являются: функ-циональность веб-сайта, однородность графического решения и шаблонность, в основе которой - стремление приблизить графический интерфейс веб-сайта к уже ставшим привычным для пользователей персональных компьютеров про-граммным оболочкам. В своей основе эта стилевая модель опирается на т.н. мо-дель дизайна, ориентированного на пользователя (User-Centered Design). Указан-ное явление близко связано с понятием "поведенческого дизайна" и воспроизво-дит взаимодействие человека и компьютера с точки зрения пользователя. Этот подход предполагает, что пользователь вовлечен в каждый этап процесса разра-ботки веб-продукции. В среде разработчиков UCD-дизайн более извес-тен как usability-дизайн. Обсуждение достоинств и недостатков данного метода, получившего достаточно широкое распространение в среде разработчиков, не яв-ляется темой данного исследования, однако, считаем необходимым подчеркнуть, что в некоторых случаях данный метод может принимать крайние формы прояв-ления: "Есть два основных подхода к дизайну: артистический, позволяющий вам выразить себя, и технический, когда все усилия направлены на решение проблем пользователя… Я понимаю, что в Сети есть потребность и в искусстве, и в юморе, но считаю, что основной целью большинства сетевых проектов должно быть обеспечение пользователей простым механизмом для решения их задач".

Учитывая двойственную суть дизайна, усиление национальных тенденций в социальной и культурной жизни ряда стран, диалектически обуслов-ленное как подсознательный социокультурный протест нивелирующей личность глобализации, с определенной долей вероятности можно прогнозировать появле-ние модели "этнического", или "регионального" веб-дизайна, возникающего в противовес "унифицированной" стилевой модели. Ряд признаков возникновения подобной модели мы уже сейчас можем наблюдать на примере графического ди-зайна некоторых стран.

Для модели "этнического", или "регионального" веб-дизайна, в первую очередь, характерна этнокультурологичность в формировании стилевых и коммуникативных особенностей веб-сайта. В настоящее время признаки фор-мирования данной стилевой модели наиболее заметны в регионах интернета ряда стран Востока и Северной Африки. Подобное явление можно объяснить ортодоксальностью и замкнутостью от влияния западных культур исламского, иудейского, буддийского миров, особой роли религии и народного творчества в светской жизни этих стран, что не только оказывает более сильное влияние на ди-зайн названных регионов, но и зачастую выступает здесь в основе развивающего-ся дизайна. Необходимо также учитывать, что традиций дизайна, в западном по-нимании, в этих странах не существует, как нет и исторически сложившихся соб-ственных школ дизайна.

Каковы же признаки модели "этнического", или "регионального" веб-дизайна?

Одним из основных признаков модели выступает расположение элементов навигации, не являющееся стандартным для Европы и Америки что обусловлено способом восприятия и мышления, отличным от американо-европейского. Это можно увидеть, например, в дизайне израильского веб-сайта www.sigsug.co.il - одного из наиболее ярких примеров стилевой модели "этнического" дизайна в интернете (см. Рис. 1).

Израильский веб-сайт с традиционной ориентацией на чтение справа налево
Рис. 1 Израильский веб-сайт sigsug.co.il
с традиционной ориентацией на чтение справа налево,
использованием традиционных шрифтов, мотивов и цветовых сочетаний,
характерных для иудейской культуры.

Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что веб-сайт создан с учетом характерной для иудейской культуры традицией чтения справа налево. Веб-сайт выполненный с помощью табличной верстки фиксированной ширины жестко привязан к правому верхнему краю окна броузера, в отличие от американ-ских и европейских стандартов, где веб-сайты, созданные на основе таблиц, при-нято привязывать к левому краю или же центровать в окне броузера. В результате этого, при растягивании окна броузера по горизонтали, слева от веб-сайта будет образовываться пустое поле, заполненное основным цветом, использующимся на веб-сайте в качестве фона. Исходя из этого, навигационная панель веб-сайта так-же расположена справа, что не является характерным для дизайна веб-сайтов стран западной культуры, где традиционно элементы навигации расположены слева или под логотипом вверху веб-сайта. Показательно, что дизайн веб-сайта был создан в 2001 году и не менялся до конца 2005 года, что можно также считать примером удачного воплощения национально-ориентированного дизайна в ин-тернете, где правильный предпроектный анализ, удобная архитектура веб-узла, графическое и цветовое решение, основанное на национальных традициях, созда-ли современный и запоминающийся дизайн веб-сайта.

Следующим признаком является шрифтовое своеобразие веб-сайтов, позво-ляющее идентифицировать их принадлежность к определенным этногеографиче-ским регионам интернета, например ближневосточному, с доминирующей араб-ской культурной традицией, а также иудейской, или дальневосточному (китай-ской / японской). Их своеобразные графемы шрифтов, отличных от европейских, несомненно, усиливает национальную идентификацию данных веб-сайтов (Рис. 1 - 4). Единственной проблемой остается включение соответствующих кодировок и подгрузка используемых шрифтов для корректного отображения информации в броузере пользователя. Однако эта проблема относиться скорее к регионам, не использующим данные шрифты или использующим устаревшие операционные системы компьютеров и несовременные броузеры. С другой стороны, пользова-тель, не знающий данный язык, но посетивший соответствующий веб-ресурс, мо-жет воспользоваться альтернативной версией веб-сайта с одним из интернацио-нальных языков, если таковая предусмотрена. В этом случае на загрузочной стра-нице ему будет предложен выбор языка, а оригинальные шрифтовые надписи мо-гут быть выполнены в виде растровых изображений и присутствовать в интерна-циональной версии веб-сайта в качестве вспомогательных элементов оформления. Подобное можно увидеть, например, на веб-сайте Тунисской телерадиокомпании (Рис. 3).

Тунисский веб-сайт - традиционные арабские шрифты
Рис. 2

функция выбора языка, где арабский шрифт на страницах с европейскими языками используется в качестве вспомогательного декора
Рис. 3 Тунисский веб-сайт www.tunisiatv.com
На веб-сайте тунисской телерадиокомпании
используются традиционные арабские шрифты.
В обновленной версии веб-сайт имеет функцию выбора языка,
где арабский шрифт на страницах с европейскими языками
используется в качестве вспомогательного декора.

Гонконгский веб-сайт использует традиционную китайскую письменность
Рис. 4 Гонконгский веб-сайт www.arnhold.com.hk
использует традиционную китайскую письменность

Использование мотивов национального искусства в графическом оформле-нии веб-сайта и цветовых моделей, характерных для данных регионов, является, пожалуй, наиболее распространенным способом национальной идентификации веб-ресурса. Они могут выступать и фоном основного изображения или же одним из компонентов в качестве дополнительного декора веб-сайта (Рис. 1, 5, 6).

Суринамский веб-сайт
Рис. 5 Суринамский веб-сайт www.soengngie.sr
В оформлении веб-сайта используются традиционные для Суринама
элементы оформ-ления и цветовые сочетания:
алый цвет с золотом, орнаментальный декор, шрифтовые элементы, стилизованная графика.
Тайваньский веб-сайт
Рис. 6 Тайваньский веб-сайт www.ntudlm.csie.ntu.edu.twСтилизованная графика, орнаментальные мотивы,
традиционные шрифтовые решения заголовков и
навигационных панелей.

Безусловно, каждый из перечисленных признаков может выступать и как самостоятельный элемент в дизайне веб-сайта и в связке с другими. В последнем случае мы получим действительно яркий и запоминающийся образец веб-сайта с стилевой моделью "этнического" веб-дизайна.

Выводы

На основе изучения научных публикаций и образцов веб-дизайна выявлено, что основными признаками глобализации в веб-дизайне выступают: единые технологии, на основе которых построена система интернета, стандартные инструменты, с помощью которых создается дизайн, и разрабатываются веб-сайты, использование английского как общепринятого языка интернационального общения.

Основными предпосылками в формировании стилевой модели "этническо-го" дизайна в веб-дизайне являются глобализационные процессы, происходящие в мире, которые с одной стороны, способствуют распространению унифицирован-ного дизайна, с другой, усиливают национальные тенденции и подталкивают ди-зайн к поиску путей самоидентификации.

Для модели "этнического", или "этнорегионального" веб-дизайна харак-терна традиционная визуальная культура в формировании стилевых и коммуника-тивных особенностей веб-сайта. Характерными признаками данной модели отно-сятся:

  1. Расположение элементов навигации, не ориентированное на европейские стандарты;
  2. Шрифтовое своеобразие веб-сайтов, обусловленное использованием тра-диционных шрифтовых систем, ориентированных на пользователей внутри культурного этнического пространства;
  3. Использование мотивов национального искусства (прежде всего, графи-чески оформленных традиционных текстов, орнаментальных стилиза-ций) в графическом оформлении веб-сайта;
  4. Приоритетное использование традиционных для данной культуры цвето-вых моделей в оформлении веб-сайта.

Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=21896