Техника креативного мышления: голая абстракция

Источник: I2R

Отвлекитесь на секунду. Представьте, что может быть изображено на рисунке справа. Попробуйте перечислить все, что пришло вам в голову. Несомненно, это будет внушительный список с парочкой очаровательных идей. Однако если я сразу скажу, что это женщина, которая моет пол, встав на колени и локти (вид сзади), то этот список, скорее всего, будет более коротким и не таким креативным.

Когда объектам присваивают имена и значения, практически невозможно взглянуть на них так же абстрактно, как раньше. Имена и значения задают человеческому мозгу определенный вектор, по которому и идет мыслительный процесс. Поэтому, если вы хотите придумать что-то истинно творческое, скажем дизайн нового мобильного телефона, не думайте о телефоне - по крайней мере, в первую очередь.

Эту креативную стратегию пропагандируют одни из самых известных мировых дизайнеров, специализирующихся на архитектуре: Кентон Виенс (США), Артур Эриксон (Канада) и Мартин Скалски, декан отделения транспортного дизайна института Пратта в Бруклине. Тот же Скалски никогда не начинает работать над дизайном автомобиля с набросков транспортного средства. Он старается сначала представить себе любой объект в движении. Постепенно конкретизируя процесс, он переходит собственно к проблеме - дизайну автомобиля, устанавливая при этом связи между движущимся предметом вообще и конкретной моделью автомобиля.

Допустим, нужно придумать новый дизайн для зонтика. Если станете бороться с более общей проблемой - защитой от дождя, перед мысленным взором могут возникнуть совершенно безумные решения. Например, в некоторых местах закрыть город стеклянными крышами, чтобы человек мог пройти от одной точки к другой, не намокнув. Другой пример. Представьте владельца книжного магазина. Всю жизнь он считал себя продавцом книг. Предположим, что электронные средства коммуникации развились до такой степени, что книги стали неактуальны. Так вот, если бы этот владелец магазина считал себя не "продавцом книг", а более абстрактным "проводником информации и развлечений в массы", переход от книг к другому носителю мог бы оказаться для него не столь болезненным. Наоборот, представились бы новые соблазнительные возможности.

план работ

1. Подберите абстрактное определение своей проблемы. Каков ее основной источник? В чем суть?

ПРИМЕР: Допустим, мы ищем решение проблемы защиты деревенских почтовых ящиков от воровства и вандализма. Суть - защита.

2. Устройте мозговой штурм в поиске общих идей, касающихся защиты. Соберите идеи.

ПРИМЕР: Подумайте о том, как можно защитить абстрактное "что-нибудь":

  • поместить в банк;
  • покрыть нержавеющим сплавом;
  • обеспечить должный уход;
  • застраховать;
  • спрятать.

3. Сформулируйте проблему, сделав ее менее абстрактной. Опять таки, соберите как можно больше решений.

ПРИМЕР: Подумайте о том, как сберечь что-то, что находится на улице:

  • поставить сторожа;
  • организовать наблюдение;
  • закамуфлировать;
  • поставить забор;
  • обеспечить освещение ночью.

4. Рассмотрите реальную проблему. Ищите ее решение в двух мозговых штурмах по поводу абстрактных тем.

ПРИМЕР: Проблема защиты деревенских почтовых ящиков от воровства и вандализма. Идея "застраховать" подходит как нельзя лучше. Страховка стоит $5 в год или $10 за три года.

ВЫВОД: Используя абстрактный подход, представив способы решения общей проблемы, вы, возможно, сами не заметите, как найдется решение вашей конкретной задачи. Постепенно уходя от абстракции, сужая проблему, вы фокусируетесь на реальной цели.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=21626