Эмоциональный дизайн - секрет нашей любви и ненависти к окружающим вещам

Источник: i2r
Юрий Поспелов

Доводилось ли вам задумываться, почему одни вещи нравятся людям, а другие нет? Где находятся истоки хорошего дизайна и как ими воспользоваться? Желанием разобраться в человеческом видении мира вещей и его отражении в дизайне, была создана философия эмоционального дизайна.

Дональд Норман, автор книги "Emotional Design: Why we love (or Hate) Everyday Things", предваряет свой исследовательский труд по миру эмоций и вещей, интересным и показательным примером. Двое японских исследователей, в начале 1990-х годов провели серию тестов с интерфейсами для банкоматов (ATM). Все банкоматы были абсолютно идентичными по функционалу, количество кнопок и операций которые выполняли, но некоторые из этих кнопок, а также компьютерных экранов были организованы привлекательно, другие же наоборот непривлекательно. Сюрпризом стал факт, что по результатам тестов, японские пользователи, находили привлекательные банкоматы гораздо удобнее в пользовании.

Но это было еще пол беды - ошеломляющие результаты, можно было объяснить тем, что японцы - нация с высокими эстетическими ценностями. Но когда эти же тесты (лишь переведенные), провел на другом конце земного шара израильский исследователь (евреи, как известно, люди очень практичные), выяснилось, что они не только подтверждают полученные данные, но даже более выраженные чем в Японии! Этого никто предположить не мог.

Эти и многие другие исследования, проводились во всем мире, для того чтобы разгадать "мистическую теорию эстетики, связующую в одно целое красоту и функцию" - так назвал ее известный автор книг об искусстве и эстетике Герберт Рид.

Эмоциональность как уровень эволюции

Сейчас уже известно, что эмоции определяют то, как наш мозг решает задачи, изменяя когнитивную (познавательную) функцию. Значит, если эстетика влияет на эмоциональную систему, это объясняет ту связь, которая существует между красотой и функционалом.

Эмоции - это не атавизм животного мира, как было принято считать еще недавно. Сегодня науке известно, что уровень эмоциональной системы определяет уровень развития. Эволюция подтверждает, что более развитые животные также более эмоциональны, а человек самое эмоциональное существо.

Исследования показали, что позитивные эмоциональные состояния критичны для обучения, познания и творчества. Негативные эмоции обостряют концентрацию, внимание к деталям, сужают размышлительные процессы к тем данным, которые напрямую относятся к текущей проблеме.

Итак, загадка разгадана! Привлекательные вещи заставляют человека думать более творчески, что облегчает поиск решений. Таким образом, эстетика дизайна влияет на простоту пользования. Ни какой мистики.

Три уровня обработки

Уровни обработки

Изучая человеческие эмоции, Дональд Норман и его коллеги, выделили три основных уровня обработки, свойственных нашему мозгу.

1) Интуитивный уровень

Это автоматический и предварительный уровень. Его основная функция - принятие мгновенных, быстрых решений - что есть хорошо или плохо, опасно или безопасно и так далее. Все умственные процессы, свойственные интуитивному уровню проходят бессознательно. Он являет собой начало эмоциональной обработки.

2) Поведенческий уровень

Этот уровень составляет основу жизнедеятельности человека, управляя нашим поведением. Как и предыдущий, он также бессознательный. Благодаря нему, мы можем ходить, водить машину, печатать на клавиатуре, выполнять прочие хорошо выученные действия.

3) Созерцательный уровень

Созерцательный уровень - высочайшая ступень развития, на которой мозг способен размышлять о собственных операциях. Это уровень является основой сознательной мысли - для познания новых концепций и обобщения информации о мире.

На нижний, интуитивный уровень могут влиять сигналы с верхних уровней, тем самым расширяя или ограничивая его. Созерцательный и интуитивный уровень - моделируют наше поведение, влияя на поведенческий уровень. В свою очередь, наивысший уровень - созерцательный - не имеет прямого влияния на моторику, он осуществляет контроль - созерцает, анализирует и оказывает влияние.

Рассмотрим примеры, которые по-разному воздействуют на три уровня обработки: катание на аттракционах, нарезка овощей, изучения серьезной научной литературы.

Катание на аттракционах - наиболее примитивный уровень - интуитивный. Катаясь, мы получаем удовольствие от скорости, падений и высот, что мгновенно влияет на наш эмоциональный фон. Нарезка овощей - поведенческий уровень. Работая острым ножом на удобной доске для резки, мы получаем удовольствие от процесса владения хорошим и эффективным инструментом. Чтение серьезных научных книг воздействует на третий высший уровень обработки - созерцательный. Здесь, мы получаем удовольствие от размышлений и обработки информации, построении логических связей.

Взаимодействие уровней восприятия

Интересен тот факт, что очень часто три уровня обработки переплетаются (иногда противоречиво), как, например, в ситуации с катанием на опасном аттракционе - некоторым нравится животное чувство страха и уровень адреналина в крови (интуитивный уровень), другим людям важно чувство гордости над побежденным страхом или возможность похвастаться - это созерцательный уровень. В примере с ножом - удовольствие от удобного инструмента (поведенческий уровень) и наслаждение качественно выполненной работой (созерцательный уровень).

Существует два вида активности - активность, движимая восприятием (от низшего интуитивного уровня к высшему созерцательному), и активность, движимая мыслью (от высшего к низшему уровню). Все, что мы делаем, является суммой двух компонентов - когнитивного, познавательного - определяющего значение и эмоционального - определяющего ценность.

Длительность влияния на наш эмоциональный фон каждого из этих уровней разная - у интуитивного самая короткая, у созерцательного самая длинная. Так, приятные вкусовые ощущения от пищи растворяются очень быстро. С другой стороны удовольствие и радость от съеденного могут длиться несколько часов.

На интуитивном уровне, все мы очень похожи - человеку присущи так называемые эмоциональные шаблоны. Страх высоты, страх экстремального одинаково присущ всем нам, хотя у одних людей он может быть развит более сильно (фобии). Но поведенческий и созерцательный уровни гораздо более чувствительны опыту, тренировке, обучению. Здесь большее влияние имеют культурные и этнические традиции.

Что же должен делать дизайнер, чтобы эффективно влиять и использовать особенности трех уровней обработки? Об я напишу в последующих заметках, посвященных эмоциональному дизайну.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=21500