Oracle UCM + BPM: теорияИсточник: ashmakov Антон Шмаков
Автор: Антон Шмаков Системы управления бизнес процессами (Business Process Management) становятся все более и более популярными в последнее время. Вообще говоря, BPM берет свое начало от технологии Workflow, которая в первую очередь была направлена на автоматизацию работы некого процесса. Она направляла потоки операций (собственно перевод слова workflow) в соотвествии с определенными правилами и законами. Системы BPM выполняют более сложные задачи, в первую очередь они моделируют реальные бизнес процессы предприятия, а во-вторую они являются интеграционной платформой, которая объединяет всех участников процесса, неважно люди это или системы. В целом получается трехзвенная модель: процессы - люди - системы. Причем процессы с участием людей обладают целым рядом особенностей таких как:
С другой стороны процессы без участия людей отличаются следующими особенностями:
Среди всех бизнес процессов существует целый ряд процессов, которые связаны с контентом, такие процессы будем называть контент-ориентированными бизнес-процессами. Таким образом дадим определение контент-ориентированному бизнес-процессу - это процесс, для которого выполняется хотя бы одно из следующих условий:
По моему мнению, все контент-ориентированные бизнес-процессы можно разделить на 4 группы (тут можно поспорить конечно ):
Компания Oracle предлагает целую линейку продуктов для работы с контентом - Enterprise Content Management. Основным продуктом линейки является Oracle Universal Content Management (UCM). В составе решения есть встроенный механизм Workflow, который полностью ориентирован на автоматизацию потока операций, связанных с жизненным циклом контента таких как: регистрация, классификация, эскалация, продвижения по жизненному циклу, совместная работа, редакционные правки, утверждения, согласования и контроль версий. Особенность заключается в том, что механизм UCM Workflow достаточно прост и легок. Технологически он построен на внутреннем языке контент-сервера - IDoc Script. При необходимости интеграции некого процесса с внешними системами приходится программировать. С другой стороны вместе c UCM поставляется BPEL Process Manager (урезанная лицензия, которая позволяет использовать его только совместно с UCM) и специальный компонент UCM-BPEL Component, который позволяет вызывать BPEL процессы из стандартного UCM Workflow. В целом BPEL PM - это мощная технологичная промышленная платформа, позволяющая реализовывать бизнес-процессы любой сложности. Но его основная проблема - необходимость программирования и глубоких знаний в XML и Java. BPEL - это продукт для сервис-ориентированной среды, основной задачей которого является оркестровка Web-сервисами и интеграция приложений. В его арсенале конечно есть возможность включения человека в бизнес процесс по средством механизма Human Task"ов, но возможности ограничены. Существует еще стандарт BPEL4People - это как раз попытка добавить в стандарт BPEL недостающих элементов, связанных с участием людей в бизнес процессах. Но это пока будущее. Кроме стандартного механизма Workflow и BPEL в UCM можно использовать еще механизм BPM (ALBPM). BPM ориентирован именно на бизнес-процессы с участием людей. Он работает на более высоком уровне, нежели BPEL, тем самым позволяя построить общую картину. Также надо отметить, что BPM - это не просто движок, а целый подход к моделированию, автоматизации, управлению и оптимизации корпоративных бизнес-процессов. Причем он также включает в себя и BPEL - это технологическую платформу для интеграции. Ниже представлена функциональная архитектура BPM: Кроме того BPM предоставляет целый набор решений для построения бизнес-процессов с участием людей: Готовых средств для интеграции UCM и BPM на сегодняшний день пока нет. Но настроить такую интеграцию достаточно легко и просто. Интеграция UCM и BPM бывает в двух направлениях: 1. Из UCM вызывается BPM процесс.
2. Из BPM вызываются сервисы UCM
В интеграции остаются не решенными два вопроса:
В скором времени появяться примеры указанных интеграций. |