Кризис отрезвляет бизнесИсточник: it4business Булат Латыпов
По официальным данным объем рынка информационных технологий в России в первом квартале 2009 года снизился на 18%. Пожалуй, самый затормозивший сектор на данный момент - это продажа нового оборудования. Сокращение составило 37% от уровня первого квартала 2008 года. Так же заметно "просело" программное обеспечение - падение продаж составило около 30%.
Разумеется, Россия не единственная страна, в которой рынок IT характеризуется затяжным спадом. Схожая ситуация сейчас наблюдается во всём мире. Даже у признанного лидера в производстве программного обеспечения - Microsoft - не оказалось иммунитета к мировому финансовому кризису. В конце апреля корпорация сообщила о первом за 23 года снижении квартальной выручки (на 5,6% по сравнению с январем - мартом 2008 г.). Затем в СМИ появились новости о том, что запланированное сокращение 5 тыс. рабочих мест компания осуществит быстрее, чем планировалось. Об увольнении такого же количества специалистов заявила и корпорация Intel, а крупнейший производитель программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems уже уволил 1,3 тыс. человек. Новости российских участников IT-рынка тоже не блещут оптимизмом. Позиции большинства отечественных компаний пошатнулись еще в конце прошлого года. Согласно данным опроса, проведенного каналом @Astera среди IT-компаний в феврале 2009 года, падение объемов продаж затронет 65% участников рынка. "Яндекс" и Mail.ru временно отказались от проведения IPO. На грани банкротства оказались сети "Беталинк" и "Цифроград", которые не могут расплатиться с кредиторами. Было закрыто несколько гипермаркетов сети "Мир", обнаружились финансовые проблемы у "Эльдорадо". Многие IT-компании планируют в ближайшее время начать вторую волну увольнений. Словом, IT-отрасль серьезно пострадала от финансового кризиса и обусловлено это её обслуживающим характером. Ведь информационные технологии ценны не сами по себе, они выступают в качестве инструмента решения определенных задач и проблем компании-заказчика. Таким образом, когда бизнес испытывает трудности, IT-сектору тоже приходится несладко. Под давлением кризисных факторов бизнес экономит на всём, и затраты на IT - вовсе не исключение. В результате под нож попадают IT-бюджеты большинства компаний, сворачивается финансирование дорогостоящих и "долгоиграющих" проектов, выжимается максимум из уже сложившейся на предприятии инфраструктуры. Очевидно, что ориентиры у предпринимателей изменены. И в первую очередь это касается подхода к тому, что позволит в тяжелые времена снизить издержки и оптимизировать затраты - к автоматизации. До кризиса казалось, что никаких потрясений не случится и можно внедрять любые системы автоматизации. Теперь же ситуация такова, что большинство компаний согласны лишь на краткосрочные IT-проекты с быстрым эффектом и приемлемой ценой. Бизнес кризисного времени по объективным причинам не может финансировать внедрение громоздких и сложных IT-систем. Критические задачи нужно решать быстро, промедление в такой ситуации сопряжено с большими рисками. По этой причине для ERP систем наступили нелегкие времена - руководители считают каждую копейку, им важен результат "здесь и сейчас". Тогда как внедрение упомянутых систем обычно занимает много времени, а возврат инвестиций - еще больше. Даже до кризиса внедрения таких систем можно было назвать единичными из-за своей сложности и дороговизны. Сейчас же большинство подобных проектов заморожено или попросту закрыто. Согласно европейскому исследованию компании IDC, в 2009 году расходы на ERP-приложения будут сильно подвержены влиянию экономического кризиса. 21% респондентов заявили, что в 2009 году их расходы на ERP-системы будут ниже или значительно ниже, чем в 2008 году. Наиболее сильное воздействие кризиса скажется на Франции, а менее всего отразится на Германии и Скандинавии. Кроме того, крупные предприятия с более 2 500 сотрудников будут вынуждены сильно сократить расходы на ERP-системы. Аналогичная ситуация происходит и в России. У модных до недавнего времени CRM-систем тоже не все гладко. Эти программные продукты позволяют автоматизировать процесс продаж, но "забывают" про существование остальных служб компании. В результате автоматизация не затрагивает большую часть отделов и масштабной оптимизации на предприятии не происходит. Кроме того, в условиях спада потребления сложно рассчитывать на рост продаж и объемов выручки, которым как раз должны способствовать CRM-системы. В итоге многие бизнесмены пересмотрели свое отношение к этим системам и решили пока отказаться от них. Тем не менее, их отказ не означает полного неприятия идеи оптимизации с помощью IT. Проблемы на предприятиях остаются, следовательно, их нужно как-то решать. Обычно пик поиска резервов и скрытых возможностей на предприятиях происходит именно в кризисные времена. Когда всё, что можно урезать, уже урезали, наступает пора искать выход из кризиса в другом месте. Судя по опыту кризиса 1998 года, после таких печальных событий в экономике значение систем управления предприятием возрастает, а бизнес начинает всё чаще смотреть в их сторону. Желание разумно сэкономить, при этом ничего не потеряв, становится главным вектором в поведении бизнесменов.
Статистические данные российского разработчика финансового b2b-софта и систем управления предприятием MetaQuotes Software подтверждают увеличивающийся интерес к краткосрочным и недорогим проектам, позволяющим оптимизировать затраты.
Заместитель генерального директора MetaQuotes Software Corp. Гайс Крейс
Закономерно, что в этом году данный IT-сегмент чувствует себя менее скверно, чем остальные. Как уже отмечалось, спрос на системы управления предприятием растёт, и интерес к ним с каждым днём становится всё более осознанным. Приходит понимание того, что реальная автоматизация бизнеса - это комплексная автоматизация всей компании, а не одного отдела из десяти. Бизнесу необходима эффективная и быстрая система автоматизации за разумные деньги. В этом плане можно говорить об отрезвляющем и даже положительном эффекте мирового кризиса. Бизнесмены начали задумываться над реальной оптимизацией своих компаний, а не внедрять популярные системы по правилу "раз есть у конкурента, должно быть и у нас". |