Одновременно с новой версией Dr.Web AV-Desk "Доктор Веб" ввел три тарифа на этот сервис для пользователей (ранее использовался единый тариф). Минимальный тариф "Классик", куда, помимо антивируса, входят антируткит и антишпион, стоит 59 руб. в месяц. В набор "Стандарт" за 79 руб. добавлен антиспам, а в самый полный набор "Премиум" за 89 руб. в месяц - веб-антивирус и возможности родительского контроля. Провайдеры также смогут сами разрабатывать другие опционные тарифы.
По словам гендиректора "Доктор Веб" Бориса Шарова, Dr.Web AV-Desk сейчас является ведущим направлением для компании. В структуре продаж "Доктор Веб" на традиционные коробки и лицензии приходится около 60% всех пользователей, а на Dr.Web AV-Desk - 40%. При этом, как рассказал CNews Шаров, соотношение выручки по этим направлениям составляет сейчас примерно 2:1. С Dr.Web AV-Desk 5.0. компания намерена выйти на рынок малого и среднего бизнеса, а также расширить географию присутствия в целом. План роста бизнеса в 2009 г., по словам Шарова, намечен в пределах 70%.
Напомним, что первой эксплуатацию интернет-сервиса Dr.Web AV-Desk начала в ноябре 2007 г. "Корбина Телеком". В то время, по словам Бориса Шарова, абонентская база "Корбины" насчитывала 450 тыс. человек. После запуска услуги число новых пользователей росло ежедневно на 1 тыс. человек, и уже через несколько месяцев достигло 60-65 тыс. абонентов. Сейчас же в "Корбине" ее используют около 180 тыс. человек. Dr.Web AV-Desk сейчас предлагают свыше 100 российских провайдеров, при этом есть также внедрения на Украине, в Киргизии, Эстонии, Болгарии и Казахстане.
"Доктор Веб" планирует в 2009 г. вырасти на 70%
Среди факторов, стимулирующих провайдера включить антивирус в свой пакет услуг, Борис Шаров называет минимальные первоначальные инвестиции, повышение лояльности клиентов, а также снижение "завирусованности" внутренней сети. Шаров отмечает, что некоторые провайдеры предлагают услугу антивируса бесплатно, лишь чтобы очистить сеть от вирусов и ботнетов.
Конкуренты "Доктор Веб" также начинают проявлять активность в данном направлении. Как рассказал CNews Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга "Лаборатории Касперского" в регионе EEMEA, его компания сейчас выводит на рынок новый автоматизированный сервис подписки - Kaspersky Subscription Services (KSS). Он недавно был внедрен провайдером Utel (торговая марка компании "Уралсвязьинформ"). По словам Гудилина, в ближайшее время ожидаются новые внедрения KSS. "Сейчас сервис тестируется в целом ряде других провайдеров федерального значения", - говорит он.
В последние дни марта российское представительство компании Eset также запустило сервис аренды антивируса NOD32 для интернет-провайдеров. "Проект имеет один из самых высоких приоритетов. - рассказал CNews Андрей Албитов, глава российского представительства Eset. - Это связано как с ожидаемой доходностью новой услуги, так и с имиджевым моментом - сотрудничество с провайдерами повышает доступность наших продуктов для пользователей. Фактически, это новый, очень перспективный канал продаж".
На данный момент услуга подписки на NOD32 реализована у московского провайдера LifeLink. В отличие от Dr.Web AV-Desk, Eset применяет подневную тарификацию (у "Доктор Веб" такая практика тоже есть, но не в России, а у нескольких украинских провайдеров). В будущем возможно введение месячных и квартальных подписок. По словам представителей Eset, сейчас происходит внутреннее тестирование сервиса 17-ю московскими и региональными провайдерами. А вот на корпоративный рынок Eset не спешит, мотивируя это тем, что работа там принципиально отличается от ритейл-продаж - заказчику необходимо сохранить управляемость собственной ИБ-системы. " В условиях, когда провайдером предоставляется не столько продукт, сколько сервис, это проблематично", - считает Албитов.
Эксперты, в свою очередь, отмечают, что "Доктор Веб" заметно преуспела в российском сегменте аренды антивирусов. "Лаборатория Касперского" и Eset слишком затянули с выходом в этот перспективный канал, рискуя его полностью потерять, - говорит Илья Шабанов, руководитель проекта Anti-Malware.ru. - Во всяком случае, подвинуть уже закрепившейся там "Доктор Веб" будет не так просто". При этом, по его словам, лидирующее в мире решение этого сегмента от F-Secure пока предлагается только "Комстар-Директ" ("Стрим"). Впрочем, в "Доктор Веб" заявляют, что их собственный антивирус компактнее и эффективнее западных аналогов.
Самое главное препятствие для популяризации аренды антивирусов в России - отсутствие заинтересованности со стороны провайдеров, считает Михаил Кондрашин, генеральный директор Центра компетенции и дистрибуции Trend Micro. "Эта мысль долго шла до провайдеров, и окончательно сформировалась лишь около года назад, - говорит он. - Повышение лояльности пользователей - вот основная цель, которую они сейчас преследуют, запуская дополнительные сервисы, включая антивирус". Именно это, по словам Кондрашина, помогает пресечь обратный отток абонентов в условиях кризиса, создает дополнительный стимул не менять провайдера.
В России Trend Micro оказывает услуги аренды антивирусов преимущественно на рынке корпоративных заказчиков. "Активный выход в потребительский сегмент - дело ближайшего будущего, ведь это направление активно продвигается на Западе", - говорит Михаил Кондрашин.
Илья Шабанов, в свою очередь, соглашается, что аренда антивирусов должна быть очень востребована в сегменте малого и среднего бизнеса - преимущественно в компаниях, не имеющих своего системного администратора и стремящихся к переводу затрат на ИТ в разряд операционных. В этом случае бизнес будет не только экономить деньги, но избегает сложностей с бухгалтерией, так как не нужно будет принимать на баланс какой-либо ПО и дополнительные серверные мощности.
Аналитики, рассматривающие рынок ИТ в целом, при этом не очень оптимистично смотрят на перспективы "дешевого SaaS". "Аренда ПО интересна как решение, позволяющее увеличить спрос на дорогостоящие продукты, а также на ПО, которое не используется на постоянной основе, требуется под какие-то проекты, - считает Татьяна Менькова, аналитик ИК "Финам". - Антивирусы не относятся к этой категории - цены на них невелики, софт используется на постоянной основе". Менькова считает, что такое ПО проще покупать, а не арендовать. "Маловероятно, что в обозримом будущем на модель SaaS будет приходиться больше 5-7% этого рынка, - добавляет она. -Причем больший спрос может быть в корпоративном сегменте, в частности, со стороны малого и среднего бизнеса, но только в том случае, если SaaS на 12 месяцев будет дешевле покупки соответствующей лицензии".
Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=20415