Клиент-ориентированный дизайнИсточник: i2R
Чем отличается пользователь-ориентированный дизайн (user centered design) от юзабилити? До того как писать эту статью у меня не было чёткого ответа. К счастью я легко нашёл страничку, которая довольно удачно эту разницу объясняет: Пользователь-ориентированный дизайн (UCD - User Centered Design) часто используется, как синоним для юзабилити. UCD это более общее понятие - оно обозначает весь опыт пользователя. UCD - это разносторонний подход. Я учитывал пользователь-ориентированный дизайн в некоторых из моих проектов, хотя и не знал, что у этого есть название. В самом деле, этот подход должен быть разносторонним или же ничего не получится. Разносторонний подходНаряду с тем, что команда разработчиков сайта включает эксперта по юзабилити, в чьи обязанности входит следить за тем, чтобы все формы были просты, навигация была легка в использовании и пользователь мог найти то, что он ищет, ответственность за пользователь-ориентированный дизайн лежит на каждом отдельном участнике команды - на программисте не меньше, чем на художнике и на специалисте по базам данных не меньше, чем на эксперте по юзабилити. Художник мыслит картинками, формами и цветами. Программист мыслит на языке программирования. Оба способа хороши - они выражают усилия, которые прилагает каждый из них. Тем не менее, любой из них может повести проект неверным путем из-за недостатков своей специализации. Когда это случается, кто-то должен нажать на тормоза и сказать: Пожалуйста, думай о своих пользователях. На самом деле, думать о своих пользователях обозначает не усложнять (keep it simple), и любой достаточно опытный профессиональный разработчик, внимательно выслушав все технические или художественные аргументы, скажет именно это. Иногда даже те люди, которые не имеют прямого отношения к разработке сайта, ребята из отдела сбыта или проект-менеджер, выдают отличные идеи насчёт пользователь-ориентированного дизайна. Не однажды мне доводилось видеть, что проект-менеджер мог лучше всех поставить себя на место пользователя, поскольку остальные сотрудники были слишком поглощены образом мысли, который требует их специализация. Это не всегда однозначно; некоторые проект-менеджеры абсолютно не годятся, всё же, очевидно, что ни одного из участников команды нельзя отстранять от работы над пользователь-ориентированным дизайном. Интуитивная навигацияОбычно команда разработчиков, учитывает мнение также и других сотрудников. Однако, главная опасность для пользователь-ориентированного дизайна всё же исходит извне. Оба эти аспекта дизайна и разработки - интуитивность в использовании и короткое время загрузки - весьма важны для пользователь-ориентированного дизайна, но в данном случае они друг-друга исключали. В случае того предложения, которое было сделано клиенту "интуитивная навигация" означала - "картинки". Не вдаваясь в вопрос того, насколько картинки являются интуитивными для каждого из пользователей, графическая нафигация обычно требует больше 5 секунд для загрузки на старых модемах (от 33.6kbps и ниже). Поэтому я отправил его обратно в отдел дизайна. Надо ли говорить, что нам пришлось оставить сайт для другой компании. Клиент-ориентированный дизайнНо он не сделал этого. Что он сделал не верно?
Когда он исходил из простой установки мы должны это продать , он не был не прав. На большинство клиентов действительно производят впечатление эффектные картинки, не зависимо от того, связанны ли они как-то с тематикой сайта или нет. Если же клиент ожидает чего-то "мультимедийного", довольно сложно повернуть сайт в сторону того, что оценит именно пользователь, за исключением, разумеется, тех сайтов, которые предлагают "мультимидийные" развлечения. Учитывая ожидания клиентаК сожалению, не существует общих правил, для того чтобы удерживать ожидания клиента в разумных пределах. Человек, знающий свое дело, убедит некоторых из клиентов без особого труда, в то же время другие клиенты будут жестко отстаивать свою точку зрения (с подачи своих племянников, которые прочитали книжку по Front Page и теперь знают всё на свете о веб-сайтах). Всё же, существуют несколько специфических правил. Они работают не всегда, но зато дадут вам некоторое направление, в котором следует работать с клиентом, не прибегая к лишним усложнениям.
ПрофессионализмВсе эти проблемы связанны с профессионализмом. Разработкой и дизайном сайта обычно овладевают за десять лет… ну, иногда, за восемь. В то же время, существует множество любителей, хороших и плохих.
|