The Bourne Conspiracy. Легким движением руки (обзор игры)Источник: games
Спецагент Джейсон Борн с первого же взгляда кажется антиподом другому знаменитому Д. Б. - Джеймсу Бонду, и это, наверняка, далеко не последняя причина его популярности. В 1980 году, чуть уставшая от похождений шпиона Ее Величества публика тепло приняла роман Роберта Ладлэма "Идентификация Борна". В то время как агент "007" расхаживал в идеально выглаженном фраке, томно пил коктейли в компании очаровательных сотрудниц КГБ и ЦРУ, крутил любовные романы и, мимоходом, решал дела государственной важности - в это самое время бедолага Борн сломя голову носился по улицам, прыгал с крыши на крышу, то и дело дрался, пуская в ход все подручные средства, и пытался вспомнить собственное имя. Такой свежий образ пришелся ко двору. Джейсон был не светским джентльменом, но королем городских джунглей, способным за долю секунды спасти свою жизнь. Неудивительно, что вслед за выходом книги последовало множество экранизаций. И вот теперь совершенная машина для убийств, ценою в 30 миллионов долларов (все, конечно же, про него - про Джейсона Борна) нашла, наконец, свое воплощение и в играх.
Другой ДжейсонС оценкой The Bourne Conspiracy очень легко ошибиться. Это и не типичная игра по фильму, и не самостоятельное произведение. Это, скорее, как модно теперь говорить, "проект на основе интеллектуальной собственности". Недаром ведь в игре мелькают имя и фамилия самого автора - Роберта Ладлэма. Разработчики в лице High Moon Studios (создатели заметного консольного шутера Darkwatch) поступили необычно, и вместе с тем правильно: с одной стороны они в качестве основы взяли первую часть экранизации 2002 года (та, где в главной роли снялся Мэтт Деймон), а с другой - "книжную" версию. Подобные фейерверки на протяжении всей игры случается регулярно.
Вся история начинается ровно там, где брала свое начало и кинолента - кругом бушует шторм, а бесчувственное тело Борна кидают туда-сюда огромные волны. После будет и временный приют на рыбацкой шхуне, и осознание того, что герой ничего не помнит о себе, и посещение ячейки в швейцарском банке, и встреча с бывшими "хозяевами". Все это уже знакомо, но есть и новая информация - например, периодические "флэшбеки" расскажут нам много неизвестных страниц из биографии Джейсона. Мы узнаем про "командировку" в Литву для устранения лидера местных революционеров, погоню за сбежавшим заключенным, предотвращение сделки по продаже атомной бомбы. Словом, будет интересно. Получилась такая экранная "Идентификация Борна", только расширенная и дополненная, причем на эпизоды, не освещенные в кинокартине, времени уходит гораздо больше. Такое решение позволило сделать сюжет свежим и интересным для тех, кто не знаком с книгой, а также сэкономить на лицензировании дорогостоящего лица Мэтта Деймона. Борн в игре мало похож на свой кинопрототип, но в роли спецагента воспринимается весьма органично. Вообще, из всех героев определенное сходство со своим аналогом из фильма есть только у Мэри - девушки Джейсона. В любом случае, это мелочи. Не найдя в кадре знакомых лиц вовсе не чувствуешь себя обделенным, поэтому можно сделать вывод, что игра вполне успешно работает сразу на две аудитории. Все поклонники спецагента с удовольствием заново переживут знакомые эпизоды, как из фильма, так и из книги. А все остальные будут рады просто окунуться на десяток часов в эпицентр бурной жизни Борна, только что потерявшего память. На экране разворачивается настоящая голливудская история, с драками, погонями, перестрелками. The Bourne Conspiracy унаследовал от фильмов главное - фирменную динамику, бешеные скорости и неповторимые ощущения. Без передышкиДействие игры, кажется, не останавливается ни на минуту. Здесь в самом деле постоянно что-то происходит. Борн взрывает бочки с горючим и отправляет в нокаут надоедливый вертолет, в самый последний момент запрыгивает в самолет, где уклоняется от спущенного с тормозов броневика и еще через пару минут прыгает с парашютом, едва успев уйти с терпящего крушение борта. А спустя несколько часов Джейсон уже уносит ноги из горящего собора Нотр-Дам и буквально обливается потом в полыхающем сарае, сойдясь в рукопашной с профессиональным киллером. Таких примеров очень много, ибо ключевые сцены созданы именно с точки зрения максимальной зрелищности. Трое на одного? И не из таких передряг выходили!
Да что там говорить - даже самые рядовые перестрелки выполнены в кинематографическом ключе. Что-то постоянно рушится, падает, превращается в груду обломков: вазы, компьютеры, горшки и дорогостоящие произведения искусства - в горячей схватке у интерьера мало шансов остаться в целости и сохранности. И пусть вся эта разрушаемость сплошная бутафория, на манер Stranglehold, и с колонны получится отбить лишь пару кусков, а не сломать ее, но все равно - впечатлений остается масса. Некоторые эпизоды хоть прямо сейчас отправляй на съемочную площадку очередного боевика. Например, перестрелка в метро - Джейсон в последний миг (трудно вспомнить ситуацию, где Борн хоть что-то успевал вовремя) хватается за отъезжающий состав и начинает медленно пробираться к "голове" поезда. В это время машинист набирает скорость, а в поле зрения появляются ряженные в черные маски террористы. За окном мелькают своды тоннеля, а внутри - пули. Приходится уклоняться, судорожно прижиматься к сидениям и отстреливаться. А потом на ходу перепрыгивать из вагона в вагон, где враг уже готов ринуться в рукопашную. Подельники в это время кричат своему товарищу, чтобы убрался с линии огня, а Борну, наоборот, нужно держаться за своим оппонентом. Трудно описать словами всю прелесть таких сцен и это ведь еще не самая впечатляющая перестрелка или драка во всей игре. Если бы даже в The Bourne Conspiracy кроме таких моментов ничего больше и не было, в него все равно стоило бы сыграть.
Импровизация - лучший приемВпечатляющая режиссура - лишь одна грань таланта ребят из High Moon Studios. Эти люди не забыли добавить к феерическому зрелищу еще и крепко сбитый геймплей. Никаких революций, конечно, не случилось: The Bourne Conspiracy использует чужие достижения, зато делает это весьма компетентно. Перестрелки выполнены в стиле Gears of War - без укрытий герой не протянет и пару секунд, зато, прижавшись к очередной стене, перевернутому столу и прочим вещам, Борн может долго отстреливаться от супостатов. Естественно, на месте и самовосстанавливающаяся шкала здоровья. Но приходится учитывать, что некоторые предметы - весьма ненадежное убежище. Ящики, контейнеры - все это ломается от пары очередей. В целом, реализация перестрелок неплохая, хотя сама схема уже не блещет оригинальностью, да и реализация все-таки хуже чем в вышеупомянутой GoW. Случайные пассажиры явно жалеют, что воспользовались услугами метрополитена.
Куда интереснее дела обстоят с рукопашным боем. Периодически враги сами решают выяснить отношения с Джейсоном при помощи мордобоя, иногда же агент может вынудить их драться, лишив оружия. Сама система очень простая, но вместе с тем функциональная: есть два вида ударов - быстрый, но не такой мощный, и сильный, но медленный, а также блок. На сочетании таких нехитрых приемов все не заканчивается, с каждым метким выпадом Борн повышает свой уровень адреналина, и как только он достигнет нужного уровня, можно провести Takedown - эдакий суперприем. Тут-то игра и раскрывает весь свой потенциал. Герой демонстрирует все, чему его обучили за долгие годы: бьет по коленям и отправляет кулаков в нокаут, ловко сталкивает двух врагов, а затем ногой толкает на стену, подставляет противника под пули и еще сотней способов расправляется с жертвой. Самое интересное случается в те моменты, когда Джейсон использует окружение: ломает чьей-то головой раковины в туалете, швыряет оппонента на стол, кидает о стенку, добивает огнетушителем.
Вся эта звериная жестокость подкреплена отличной анимацией. Сам главный герой и противники движутся именно как живые люди, а не марионетки из кукольного театра. Даже без суперударов любая потасовка смотрится впечатляюще. Особенно, когда нападают сразу с нескольких сторон: здесь включается знакомая мини-игра "нажми нужную кнопку". Среагировали вовремя - Джейсон уйдет от удара, да еще и самому обидчику врежет, опоздали - получите пару тумаков. Но если в обычном бою Takedown - мера вынужденная, а много врагов скорее редкость, то в битвах с боссами без усиленных приемов просто не обойтись, и на кнопки придется нажимать очень часто. Takedown в таких случаях становится гораздо жестче, под стать напряженности происходящего: Джейсон уже не стесняется топить врага в фонтане или огреть его лопатой по лицу, в ход идет все, что попадается на глаза. "Приятель! Пора освежиться!"
Быстро нажимать кнопки, кстати, лучше всего уметь с самого начала. Кроме того, что есть еще и вариация Takedown для огнестрельного оружия, мини-игра "нажми нужную кнопку или умри" встречается буквально на каждом шагу. Иногда ошибаешься, тем более кнопки постоянно загораются другие, но нужного эффекта High Moon Studios все-таки добились. Чувствуется сопричастность к каждому действию своего экранного протагониста, будь то прыжок на уплывающее судно, или адреналиновая пробежка под аккомпанемент выстрелов из снайперской винтовки.
Чувство ритмаУдивительно, но в High Moon Studios сумели совладать даже с движком Unreal Engine 3 (Epic Games должна им за это целовать им пятки и ставить памятник). Конечно, полигонов маловато, но типичных "болячек", вроде светящихся как новогодняя елка моделей не сыскать, да и выглядит все очень реалистично, а не как в 3D-мультфильме. Во время боя Борн и противники покрываются убедительными ссадинами и кровоподтеками. Лишь ближе к концу что-то не заладилось и на божий свет появляются ожидаемые проблемы движка - блестящие, словно облитые подсолнечным маслом предметы. Еще одна техническая придирка - ролики с явным намеком на живое видео: в игре Джейсон, его спутница и вообще все герои выглядят достойно, но как только начинается подобный видеоряд, все действующие лица меняют внешность, причем точно не в лучшую сторону. Джейсон, например, похож то ли на изрядно потрепанную версию Макса Пэйна, то ли на жуткого мутанта с длиннющими пальцами. Уж лучше бы все вставки разработчики сделали на движке. В безумной гонке здорово помогает режим замедленного времени. Да, спецагенты США обучены и такому.
К сожалению, на этом месте остановиться с претензиями к The Bourne Conspiracy не получается. Все бы было просто здорово, если бы не последняя треть игры. Чувство нужного ритма, которое с разработчиками было всегда, неожиданно покинуло их, из-за чего ближе к финалу количество врагов становится совсем невменяемым. В первоисточнике не было таких скоплений живой силы противника, хотя речь даже не об этом - порой супостаты наседают такими группами, что это уже представляет значительную сложность для игрока, и многие моменты приходится переигрывать по нескольку раз. Из-за этого скорее не наслаждаешься очередной дракой, а судорожно жмешь на кнопки - только бы не умереть в этот раз. Положительные впечатления при таком подходе очень быстро исчезают.
Во время драк Джейсон не стесняется и нечестных приемов.
Но беда не только с завышенной сложностью, но и периодическими проблемами. И это не странное поведение тела Джейсона, когда он бездыханный, падает как мешок с сеном, и даже не проваливающиеся в текстуры модели - обиднее всего, когда, пустившись с одним противником в рукопашную, другой остается с дробовиком и стреляет прямо в лицо. Спецагент должен был сразу обезоружить врага, но вместо этого уже сосредоточился на первой жертве. Приходится умереть и, стиснув зубы, пробовать заново. Об ограничении времени в миссиях даже упоминать неудобно. К неудачам следует причислить и совершенно ненужную гонку. Поездка по Парижу под крики сидящей рядом девушки может и не самое плохое развлечение, но в контексте The Bourne Conspiracy это явно лишнее. Особенно нелепо смотрятся улицы со светящимися указателями поворотов. До самой высокой планки качества не хватило всего чуть-чуть. Но играть в The Bourne Conspiracy все-таки стоит, пусть это и билет в один конец - возвращаться к похождениям спецагента вам вряд ли захочется. Пока это главное "игровое кино" 2008 года: захватывающий вояж по городам и странам, эффектно поставленные драки, и куча запоминающихся эпизодов. В общем, яркий пример, что ту самую "интеллектуальную собственность" можно использовать не только для продажи неликвидного треша, но и в качестве основы для качественных, высокобюджетных проектов. |