РАН оценила шансы 1С и других ИТ-компаний России

Источник: cnews
Мария Попова

В рамках трехлетнего участия в программе Президиума РАН "Прогноз технологического развития и экономики России" Институт социологии и Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН провели исследование конкурентоспособности отечественных производителей ИТ и ПО. Целью проекта Александр Тихонов, доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра социологии управления и социальных технологий ИС РАН, назвал получение нового знания относительно факторов, влияющих на конкурентоспособность ИТ и ПО на внутреннем и международном рынках.

За основу для исследования были взяты данные ежегодных рейтингов CNews100 за 5 лет. На первом этапе был проведен анализ сайтов компаний-участниц рейтингов и апробирована методика "электронного респондента". Выяснилось, что, несмотря на мажорную тональность при позиционировании себя на рынке, только 33% "электронных респондентов" заявили об автоматизации собственной компании. "Лишь 25% из них продемонстрировали конкретные примеры проводимой политики в области качества и только 49% указали, что проводят инновационные исследования и разработки", - сообщил Владимир Богданов, кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра социологии управления и социальных технологий. В итоге только 25,3% компаний были отнесены затем экспертами к конкурентоспособным, некоторые сомнения по этому критерию вызвали сайты 44,3% компаний, а примерно 30% компаний, судя по их сайтам, были признаны экспертами и вовсе не конкурентоспособными.

На следующем этапе проводился интернет-опрос производителей ИТ, охвативший 2000 электронных адресов. Основные вопросы анкеты касались характеристик, факторов и прогнозов конкурентоспособности, а также предложений по ее повышению. Опрос был ориентирован на руководящее звено и опытных ИТ-специалистов, учитывалось мнение только экспертов, имеющих опыт работы в отрасли более 3 лет. Ответы пришли из 50 городов России.

Оценка уровня конкурентоспособности отечественных ИТ продуктов и услуг в сравнении с западными


Источник: Центр социологии управления и социальных технологий ИС РАН

В результате исследования удалось выделить два уровня конкурентоспособности отечественных производителей ИТ и ПО. Первый уровень характеризует способность к производству инновационного и уникального продукта с относительно низкой себестоимостью. На нем сегодня, по данным исследования, находится большинство отечественных компаний, имеющих конкурентоспособные параметры и испытывающие при этом потребность в привлечении инвестиций для выхода на другой качественный уровень развития.

Опрос экспертов на тему конкурентоспособности отечественных компаний на российском рынке


Источник: Центр социологии управления и социальных технологий ИС РАН

Для сравнения, второй уровень характеризует способность к своевременной диверсификации продуктов, масштабируемость в соответствии с рыночной конъюнктурой, отмечают социологи РАН. Для выхода отечественных производителей на этот уровень, что означало бы закрепление за ними лидерских позиций в мире, требуется государственное участие в регулировании инвестиций в эту отрасль и разработка соответствующей программы, считают в Институте социологии РАН, который готов принять участие в подобном проекте.

Опрос экспертов на тему конкурентоспособности отечественных компаний на международном рынке


Источник: Центр социологии управления и социальных технологий ИС РАН

Острота проблемы, подчеркнул Александр Тихонов, в том, что существующая ориентация ключевых игроков на рынке (крупных иностранных и российских компаний) направлена отнюдь не на поддержку отечественного производителя. Подобное ограничение конкуренции приводит к уменьшению деловой активности по развитию новых проектов, к искусственному поддержанию высоких цен на ИТ-услуги и продукты. В итоге тормозится реализация потенциала российских ИТ-компаний.

Результаты опроса экспертов "Какие виды ПО могут занять лидирующие позиции в мире в ближайшие 5 лет"


Источник: Центр социологии управления и социальных технологий ИС РАН

Полученная в результате исследования технология видится основой для создания системы мониторинга и прогнозирования отраслевых кризисов и пирамидоидальных тенденций. Апробированная методика позволяет устанавливать корреляции и расхождения между собственными представлениями участников рынка о себе - и объективными показателями. Анализ структуры и причин расхождений позволит своевременно выявлять кризисные тенденции и возможные "мыльные пузыри".


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=19879