Pro Evolution Soccer 2009. Огнем и мячом

Казалось бы, опиши все изменения да отними-добавь пару-тройку балов в общем рейтинге. Только вот изменений этих иногда на полстранички текста не хватает. Слава Богу, в этом году такая участь рецензентов миновала: оба конкурента - и PES 09, и FIFA 09 - получились действительно стоящими играми. И если для второй это огромный комплимент и шаг вперед, то в первой лично я ни на секунду не сомневался.

В прошлом году, при всех своих недостатках, серия от ЕА существенно укоротила расстояние до ближайшего преследователя. Принимая во внимание тот факт, что в последнее время на консолях наблюдается паритет с перекосом в сторону FIFA, а ЕА в рамках своей новой политики устами Питера Мура клятвенно пообещала прислушаться ко всем пожеланиям фанатов, в том числе и сменить движок, у Konami ощутимо добавилось работы. Как они с ней справились - попробуем разобраться далее.

Первое, что бросается в глаза помимо традиционно хорошего вступительного ролика - обновленное меню. В нем теперь стало значительно больше красок, и даже появились намеки на гламур. Быть может, строгость предыдущей части кому-то была больше по душе, тем не менее ничего плохого в нем найти не удалось: все та же высокая юзабилити, минимальное количество всплывающих окошек, чудесные анимации. Чуток блеска от японцев, в общем.

Итак, вдоволь налюбовавшись кнопочками, переходим непосредственно к режимам игры. Первой в очереди - Лига Чемпионов. Да-да, на этот раз Konami не поскупилась на лицензии, потому (почти) все команды-участницы представлены в полной мере, включая и представителей СНГ. Кроме того, лицензировали и некоторые отдельные клубы, например, тот же "Зенит" или "Манчестер Юнайтед" - а это значит, что в следующих играх серии они тоже будут. PES пусть и несколько медленно, но неуклонно идет по пути увеличения лицензированных чемпионатов, а значит, постепенно нивелируется одно из главных достоинств его прямого конкурента.

Помимо команд, данный режим может похвастаться фирменными заставками Лиги между основными раундами и перед матчами. Помните, я вспоминал о повышенной дозе гламура? Ну и конечно, во много раз приятнее поднимать над головой настоящий, лицензированный Кубок Чемпионов, а не какую-то там подделку. Не без иронии, конечно, но все же.

Не меньший интерес вызывает и новый Become A Legend, аналог Be A Pro из FIFA. Основная идея: создаем игрока, играем пробный матч, после которого подписываем первый контракт с какой-то командой. Чтобы попасть в заявку, необходимо показать себя на тренировках; в стартовый состав - быть максимально полезным в те минуты, которые выделит для вас тренер. Весь путь, начиная с первой тренировки и до заключения контракта с командой уровнем повыше - это сложная, кропотливая работа, заставляющая мозг работать во всю силу и принимать моментальные решения.

Слава Богу, никто не заставляет вас бегать по всему полю, но уж когда мяч у вас - будьте добры действовать максимально эффективно. Радует, что искусственный интеллект довольно убедительно "воспроизводит" командную игру, предпочитая действия от защиты риску потерять мяч. И пусть иногда AI глупит, действуя не совсем так, как бы хотелось, в целом он производит очень приятное впечатление. Общение с членами команды происходит посредством поднятой руки: готовы принять пас - сразу руки вверх.

Камера по умолчанию в данном режиме - от игрока, весьма удобная, но она не всегда успевает выбрать нужный ракурс, потому подозреваю, что многие предпочтут привычную широкую камеру. Кульминация режима - это, естественно, получение "Золотого мяча". Да уж, действительно, мало что может быть приятнее.

Но все это - только полдела. Konami приучила нас, что суть футбола - не в количестве лицензированных команд и лиц игроков. Все гораздо глубже. И потому было бы странно, если бы новая часть серии обошлась без изменений в игровой механике. Причем часть из них довольно существенна.

Во-первых, разработчики не устают работать над физикой мяча. В спину уже отчетливо слышно дыхание парней из ЕА, потому каждый шаг вперед на вес золота. На сей раз существенно поработали над мячом. Физика его полета и взаимодействия с окружающими объектами ощутимо улучшилась (и постоянно кажется - куда уж дальше!). Благодаря этому значительно проще стало вести игру "по воздуху": игроки лучше справляются с приемом верховых передач, и - что немаловажно - все осталось в пределах реализма.

 В лучшую сторону изменились удары, и, как следствие - исполнение штрафных. Может быть, изменения не столь существенны, чтобы говорить о революции - скорее всего так и есть, но факт того, что играть стало приятнее, да и реализм повысился, неоспорим.

А вот что чувствуется почти сразу, так это сниженная в сравнении с предыдущей частью скорость игры и сравнительная простота исполнения финтов. В плане выполнения разнообразных трюков игра стала ближе к FIFA. Теперь не надо настраивать кучу дополнительных клавиш и жать их для того, чтобы сделать, скажем, рулетку - все значительно проще и иногда даже выходит нечаянно. Арсенал финтов, быть может, и не так велик, как у главного оппонента, но их достаточно.

Отдельные комплименты надо сказать в адрес AI. Давно известно, что никакой компьютер не в силах составить конкуренцию живому игроку, тем не менее виртуальный оппонент в игре выглядит довольно убедительно. Ему известно, что такое прессинг, и что такое игра от обороны. Он не боится фолить в центре поля и уверенно действует в подкатах. Некоторым предстоит поучиться у компьютера пасам на ход. Важное изменение: вероятно, проанализировав тактику геймеров, Konami определила, что многие пытаются пробежать по флангу одним игроком. В результате, AI успешно защищается от прямых забегов по бровке, потому приходится чаще обыгрываться с партнерами. Зато шанс заработать выгодный штрафной вырос. А уж из стандартных положений тут забивают часто…

Подверглась изменению и графика, тем более что угроза ЕА выпустить следующую часть на новом движке звучала правдоподобно - слишком много игроков жаловались на огромное отличие в графике консольных и компьютерной версий. Благодаря косметическому ремонту PES 2009 выглядит привлекательно. Немножко улучшили анимацию, добавили несколько знаменитых разбежек а-ля "штрафной от Криштиано". Системные требования остались примерно такими же. Порадовала и музыка - лицензированные гимн и песни ЛЧ в купе с ремиксами радуют слух, а остальные мелодии просто неплохие.

Привычные голоса комментаторов, максимально похожие на реальный звуковой ряд матчей английской Премьер Лиги, уже традиционно позволяют окунуться в атмосферу настоящего спортивного праздника. Странно, но даже рев трибун на их фоне звучит менее атмосферно.

Да, у PES 2009 есть недостатки. Ему все еще не хватает лицензий, а решения судьи иногда вызывают недоумение. В него до сих пор нельзя нормально играть по локальной сети, а интернет-игра еще не избавилась от всех проблем, присущих прежним версиям. PES 2009 не идеален, но его можно с чистой душой называть симулятором футбола.
И главное то, что Konami удается из года в год сохранить дух своего детища, а значит - всколыхнуть в памяти ощущения, сравнимые с просмотром настоящего матча. Pro Evolution Soccer - вдумчивая, сложная, глубокая забава, в которой нет ничего лишнего. Внимание к мелочам - вот причина успеха серии Pro Evolution Soccer. Пусть в этом году разрыв между главными конкурентами как никогда мал, на троне все тот же король.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=19464