Enterprise Web 2.0: Часть 1. Web 2.0 - на волне бизнес-инноваций

Рик Робинсон ,архитектор информационных систем, IBM

Web 2.0 представляет собой новую волну бизнес-инноваций, использующих продолжающееся развитие Интернет как новое средство коммуникации и коммерции. Хотя концепция Web 2.0 не является новой, поскольку существует как минимум с 2003 года , ее внедрение в бизнесе находится на относительно ранней стадии, а всеобщая значимость все еще горячо оспаривается.

Данная серия статей, состоящая из четырех частей, фокусируется на том, что называется Enterprise 2.0 - адаптации и использовании идей и технологий Web 2.0 коммерческими и общественными организациями ":

В первой части исследуются технические и бизнес-стимулы, стоящие за Web 2.0, задачи и перспективы, которые Web 2.0 открывает для предприятий, а также взаимосвязь между Web 2.0 и SOA.

  • Во второй части рассматриваются основные развивающиеся типы решений, позволяющих предприятиям реализовать технологии Web 2.0.
  • В третьей части представлен набор отраслевых и бизнес-сценариев, в которых эти решения могут быть развернуты, и рассматриваются выгоды, которые можно при этом получить.
  • Четвертая часть - это более техническая статья, в которой рассматриваются варианты отражения в Web 2.0-решениях содержания и функций основных информационных транзакционных систем, таких как IBM CICS, IBM Information Management System (IMS) и IBM DB2.

Широко распространены две основные интерпретации того, что такое Web 2.0, и обе приписываются Тиму О"Рейли (Tim O'Reilly). Более подробная интерпретация представляет Web 2.0 в виде набора шаблонов, посредством которых технология применяется в настоящее время для создания и поддержки бизнес-моделей, использующих интернет-технологии. Другая, более общая, интерпретация дает понимание реальной природы Web 2.0. Попросту говоря, после банкротства доткомов мы наблюдаем возобновление интереса к использованию развивающихся интернет-технологий для создания новых способов коммуникации и ведения бизнеса.

Поворотный пункт

Текущий интерес к Web 2.0 возник благодаря кульминации экономических и технологических тенденций. Эти тенденции, вместе взятые, сделали социальные и технические характеристики теперешнего поколения интернет-технологий богатым источником бизнес-инноваций. К таким тенденциям можно отнести:

  • Растущее внимание, и не только на уровне руководства, к инновационным способам повышения производительности труда в организациях, поскольку становится все труднее достичь улучшений в организационной производительности посредством контроля затрат или слияний и поглощений.
  • Непрерывный глобальный бурный рост доступности информации и участие в совместных, всеобъемлющих, многофункциональных коммуникационных технологиях. Более 1 миллиарда человек находится в режиме онлайн, из них примерно 300 миллионов - через широкополосные соединения . Исследования показывают, что в растущих сетях значительное количество людей не только использует Web для покупок или доступа к информации, но также способствует информационному наполнению и взаимодействует друг с другом социально и экономически .
  • Изменения в отношении новых поколений к технологии и выбору средств коммуникации, потребления и работы. Интернет не является чем-то новым для молодых поколений, которые выросли вместе с ним и комфортно используют его для социального взаимодействия, коммерции и работы.
  • Расширение возможностей и снижение стоимости производства персонализированных и специализированных товаров. Эра массового производства развилась в эру массовой персонализации ("Массовая персонализация: Новые рубежи в бизнес-конкуренции" Джозеф Пайн (B. Joseph Pine II), Harvard Business School Press; издательство New Ed, 1 мая 1999 г.). Все, начиная с одежды и заканчивая автомобилями, можно персонализировать на уровне обычной цены, а не делать на заказ по завышенным ценам.
  • Непрерывный процесс оптимизации бизнеса, приводящий к трансформации и аутсорсингу. Продолжающаяся конкуренция на глобальном рынке в последовательных экономических циклах заставляет организации постоянно концентрироваться на оптимизации своей деятельности. Сюда относится интеграция вычислительных систем, поддерживающих бизнес-операции, и их постоянная экспансия внутри предприятия и за его пределы посредством SOA.

Технологии Web 2.0

Развитие партнерства: блоги, вики и социальные вычисления

После банкротства доткомов в 2001 году отношение к использованию интернет-технологии стало более зрелым, и она эволюционировала в новую коммуникационную среду, в которой могут участвовать люди любого поколения и любой культуры.

Например, персональные профили, блоги и вики (wiki) предоставляют простые инструментальные средства, позволяющие людям общаться друг с другом, не вникая в применяемые технологии Web и браузеров. Используя их, люди могут делиться своими интересами и опытом и создавать совместное содержимое.

Используя социальный букмаркинг (установку закладок), люди делятся своими ссылками на содержимое и сервисы, облегчая другим их поиск. Путем тегирования и рейтингования этих ссылок Web-содержимое категоризируется и ранжируется в соответствии с интересами потребителей. Все это приводит к большей функциональности и понятности Интернета, в котором индивидуумы теперь могут встречаться и общаться друг с другом на интересующие их темы легче, чем используя любое другое средство коммуникации. IBM Lotus® Connections (EN) и IBM Lotus Quickr™ (EN) предоставляют программное обеспечение для совместной работы, обеспечивающее данную функциональность.

Развитие синдикации и многократного использования: сервисы, каналы и виджеты

Поддержка приложений, описанных в предыдущем разделе, представляет собой набор технологий, появившихся в последнее десятилетие. Синдицированные новостные каналы (feed) (простые потоки сообщений и информации, отформатированные в XML согласно протоколам RSS и Atom) сейчас широко распространены и позволяют сайтам-агрегаторам предоставлять содержимое громадного объема, а индивидуумам создавать свои собственные агрегации.

Ajax Resource Center - универсальный информационный каталог, посвященный модели программирования Ajax и содержащий статьи, учебные руководства, дискуссионные форумы, блоги, вики, события и новости. Здесь отражаются все существенные события.

Каналы являются примером сервисов, созданных в соответствии с принципами RESTful, набора рекомендаций по проектированию и реализации, целью которых является создание сервисов, таких же масштабируемых и простых в использовании, как Интернет в целом (REST - это аббревиатура Representational State Transfer). Многие Web-сайты делают доступным свое содержимое и функциональность при помощи RESTful-сервисов, которые можно встроить в другие Web-приложения. В то же время открытые стандарты и развитие SOA сделали доступными многие сервисы и источники информации через надежные, защищенные Web-сервисы.

Наконец, технологии, подобные Asynchronous JavaScript + XML (Ajax), позволяют создавать более функциональные и динамичные пользовательские интерфейсы в браузерах. Продукты BM WebSphere Application Server Feature Pack for Web 2.0 и IBM WebSphere MQ Bridge for HTTP предоставляют функциональные возможности для создания REST-сервисов, каналов и пользовательских Ajax-интерфейсов. Проект разработки сообщества Project Zero, тоже исследует возможности облегченной среды приложений для реализации Web 2.0-решений, используя подход, основанный на языках сценариев.

Развитие гибкости: ситуативные и mashup-приложения

Mashup-приложения дают конечным пользователем широкие возможности для создания (с низкими затратами) приложений путем комбинирования в новые приложения функций и содержимого из многих источников. Часто такие приложения соединяют оперативные данные с новостями и событиями, финансовой информацией или погодой. Пользователи применяют mashup-приложения для комбинирования внешних сервисов и информации со своими собственными данными (например, планами на отпуск или клиентами, с которыми имеют дело) в приложение, объединяющее всю необходимую информацию и функции в одном месте.

Социальные вычисления позволяют пользователям совместно использовать mashup-приложения (или отдельные каналы и виджеты, из которых они состоят) с другими, быстро распространяя эту мощь на большие аудитории.

На сайте alphaWorks можно загрузить или получить доступ к IBM Mashup Starter Kit можно на сайте alphaWorks. Более подробная информация по ситуативным приложениям приведена в серии статей developerWorks "Mashup-приложения - эволюция SOA" (EN).

Web 2.0 раскрывает потенциал SOA

С самого своего появления концепции Web-сервисов и SOA обещали новый мир композитных приложений, состоящий из соединенных вместе существующих сервисов, представленных через Интернет. Прогресс в применении этих технологий и архитектур принес плоды в виде появления Web 2.0.

Не всегда рассматриваемые как часть основного SOA-движения, RESTful-сервисы и каналы, основанные на таких протоколах, как RSS и Atom, всегда были отличными примерами хорошо структурированных SOA-сервисов вне мира Web-сервисов. Их широкая доступность (в дополнение к Web-сервисам) делает возможным создание синдикаций и ситуативных приложений. Поэтому, хотя Web 2.0 является обширной темой, она очень тесно связана с концепцией композитных приложений, создаваемых путем комбинирования сервисов, каналов и виджетов в рамках SOA. Соответственно концепции и шаблоны Web 2.0 могут быть полезны для раскрытия нового потенциала в организациях, сделавших инвестиции в SOA. Во второй части данной серии статей рассматриваются примеры такого использования.

Новый мир для бизнеса

Кульминация рассматриваемых экономических и технологических тенденций имеет ряд последствий:

Распространение всех форм контента, которое можно перевести в цифровую форму, претерпевает революционные изменения.
Стоимость распространения контента для потенциально неограниченной глобальной аудитории резко снизилась в связи с оцифровкой контента - будь то печатный текст, фильмы и видео, музыка, числовые данные или изображения. В результате количество провайдеров цифрового контента выросло многократно, а доля контента, потребляемого через традиционные каналы централизованного распространения (например, печать и вещание) быстро уменьшается, поскольку пользователи обращаются именно к тем материалам, которые им нужны, через Интернет.

Влияние на пользователей традиционных подходов к маркетингу, рекламе и брендингу падает.
Одновременно с уменьшением эффективности широковещательных каналов для рекламодателей частные лица по всему миру получают все больше возможностей делиться своими друг с другом интересами и проблемами, используя опыт равных себе или обращаясь к экспертам. Пользовательские обзоры и оценки занимают теперь важное место в планировании покупок и конкурируют с маркетингом, использующим традиционные каналы.

Традиционный бизнес для обеспечения роста продаж нацеливается на нишевые сегменты "длинного хвоста" рынка, и сталкивается там с нишевыми провайдерами.
По мере снижения стоимости адаптации, персонализации, распространения и доступа к товарам, контенту и сервисам открываются ранее трудноступные сегменты рынка, которые были исключительной сферой нишевых провайдеров или которых не существовало вообще. Эксплуатация этих сегментов рынка описывается экономической концепцией "длинного хвоста", так как их много и они нацелены на малое количество клиентов, возможно, географически распределенных по всему миру. Работать в таких сегментах по традиционным бизнес-моделям экономически невыгодно, но благодаря недорогим моделям, реализуемым по технологиям Web 2.0, это становится возможным. Их важность возрастает в связи с насыщением традиционных рынков, происходящим в последние годы по причине постоянной концентрации внимания на оптимизации бизнеса. Крайним выражением этой тенденции является феномен экономических отношений "из рук в руки" (peer-to-peer), где благодаря использованию интернет-брокеров и посредников для ведения бизнеса непосредственно друг с другом индивидуумы могут пользоваться средствами коммуникации, обработки транзакций, предоставления гарантий и распространения, которые по традиции были вотчиной больших корпораций.

Новые приложения для конечных пользователей должны выводиться на рынок намного быстрее, чем прежде, либо для повышения адаптируемости организаций к новым условиям, либо для доставки на рынок новых товаров и услуг.
В некоторых сегментах рынка коммерческий конкурентоспособный срок службы товаров снизился настолько, что стал короче среднего цикла жизни разработки приложения. Поэтому если не ускорить реализацию приложений, рынки насытятся товарами еще до их распространения. В других сегментах необходимость быстрого реагирования на новые ситуации и действия конкурентов приводит к тому, что бизнес-аналитики, эксперты по конкурентной борьбе или лица, принимающие оперативные решения, нуждаются в приложениях нового типа - быстро собираемых, управляемых данными или контентом. В связи с этими и другими причинами организации исследуют возможность развертывания и использования ситуативных приложений и корпоративных mashup-приложений - т.е. фактически бизнес-решений, нацеленных на "длинный хвост".

Резюме

Web 2.0 - это набор новых подходов к взаимодействию с пользователями, новых, основанных на интернет-технологиях бизнес-возможностей и поддерживающих технологий, позволяющих индивидуумам легче связываться и взаимодействовать друг с другом. В некотором роде Web 2.0 отражает появление новых возможностей, ставших доступными благодаря широкому распространению принципов и технологий SOA. Web 2.0 открывает новые возможности для бизнеса, но одновременно ставит перед компаниями задачи охвата аудитории клиентов, организации совместного использования и защиты фирменной информации, идентификации и освоения "длинных хвостов" на своем рынке. В последующих статьях данной серии более подробно исследуются возможности, проблемы, шаблоны и технологии Web 2.0.


 


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=19442