Обзор игры Сублюструм

С одной стороны, игра не запомнится, как Day of Tentacle, не подарит столько положительных эмоций, сколько Runaway или Dreamfall , не станет знаменитой, как Myst, и не проберет до костей, как Sanitarium. Но если странный мир сновидений и глубин подсознания вам по душе, то пару вечеров за новым квестом можно провести с большим удовольствием.

Завязка "Сублюструма" проста: приехав к брату-ученому по его просьбе, герой узнает, что родственник отправился в мир иной, завещав нашему персонажу квартиру со всем содержимым. Это содержимое, по всей видимости, и стало причиной смерти: посреди гостиной обнаруживается гнетущего вида камера для опытов, окруженная странной электроаппаратурой.

А в прощальном послании брат открытым текстом заклинает: "Если рассудок и жизнь дороги вам, не лезьте в Гримпенскую трясину", - то есть просит уничтожить все, за исключением дорогостоящей камеры-капсулы. Разумеется, эти предупреждения игнорируются, герой вслед за родственником запускает капсулу и отправляется в невероятный Мерцающий мир, готовясь встретиться с массой головоломок.

Прелесть "Сублюструма" в том, что игра совершенно ничего не объясняет. Вокруг полным-полно обрывочных подсказок, намеков и цитат из выдуманных книг. Все они практически никак не влияют на прохождение, зато создают нужное настроение. Но найти в них ответ на вопрос, что же происходит, не удастся. Не выдают окончательной разгадки и сюжетные события. Можно лишь строить более или менее правдоподобные объяснения происходящего (причем равноубедительных версий как минимум две, а то и три) - и это здорово.

Как вы узнаете из свежей газеты, найденной в первой локации, действие происходит в 1916 году - через считанные месяцы страшные силы, заключенные в коллективном бессознательном народных масс, вырвутся наружу и Россия ухнет в бездну. Но герою дела до этого, в общем-то, нет - у него другие проблемы, со своим личным бессознательным.

Тем не менее атмосфера начала XX века воспроизведена здесь очень тщательно - вот вам еще один огромный плюс. Иногда бывает интересно вернуться в то время, полное наивного оптимизма, научной самонадеянности, увлечения непознанным и веры в безграничные возможности человечества. Эта вера и сейчас никуда не делась (разве что к ней добавилось опасений, что человечество самоуничтожится раньше, чем реализует свой супер-мегапотенциал), однако тогда она была действительно слепой.

 Авторы "Сублюструма" подошли к воспроизведению характера эпохи весьма скрупулезно, проколовшись лишь в нескольких местах, которые выдают в попадающихся по ходу игры текстах не аутентичные цитаты из литературы того времени, а "новодел". К примеру, в одной из книг о Зигмунде Фрейде говорят как о "молодом докторе", хотя на момент выхода первых работ по психоанализу Фрейду было больше сорока и молодым его вряд ли бы кто-нибудь назвал. Но в целом, повторимся, стилизация "под те годы" выполнена со вкусом и довольно качественно.

 

А вот игра актеров не слишком хороша - к счастью, с ней мы сталкиваемся нечасто, поскольку "Сублюструм" практически безлюден. Старушка в начале смотрится слабо, дети в середине - еще хуже, да и Анимус не впечатляет. Зато актер, которому доверили роль брата, справился неплохо: тембр голоса подобран хорошо, и интонации, по большей части, выбраны характерные.

Музыкальное сопровождение, которое разработчики неоднократно особо отмечали, пришлось ко двору. Трудно сказать, имеет ли оно хоть какую-нибудь самостоятельную ценность вне проекта, но весомый вклад в формирование специфической атмосферы саундтрек точно вносит. На первых порах музыка преимущественно угнетающе действует на психику (по логике сюжета так и надо), а позднее, напротив, расслабляет и развеивает общее тягостное настроение.

Загадки получились не очень сложными: "Сублюструм" требует от геймера не столько сообразительности, сколько внимательности. Когда все нужные места посещены, а предметы собраны, решение обычно приходит само собой, без малейших усилий. Но если упустить что-нибудь важное, например не увидеть одной малоприметной детали сквозь разбитое стекло глазка, придется до посинения бегать по локациям и заниматься пиксельхантингом в поисках решения проблемы.

А еще авторам очень нравится подсовывать игроку разнообразные пульты: вот тебе, родной, рычажки и кнопочки - крути-нажимай их как хочешь. Но, в общем-то, пульты тоже не представляют особой сложности.

Несколько выбивается из общего ряда финальная головоломка со странным механизмом (здесь, честно говоря, все механизмы странные, но этот - особенно) под названием "Эолова арфа". Она построена на запоминании и воспроизведении звуковых тонов, поэтому, если с музыкальным слухом или музыкальной памятью дела у вас обстоят не очень, финальный отрезок может стать непроходимым.

Как было сказано в самом начале, "Сублюструм" достаточно трудно оценить. Авторы выбрали весьма специфический и довольно скупой на выразительные средства поджанр Myst-подобного квеста, где трудно достичь сияющих высот и чем-то особенным поразить игрока, поэтому финальная оценка никак не получится высокой. Но в пределах выбранных рамок разработчики выложились "по полной", создав оригинальную, довольно красивую, логичную (хотя логика здесь и не вполне привычная) и целостную игру, которую вряд ли можно было серьезно улучшить. Поклонникам "мистических" квестов "Сублюструм" однозначно должен понравиться.

 



Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=19287