Ninja Gaiden 2. Возвращение блудного ниндзя

За время прохождения можно испытать злость и радость, отчаяние и настоящее воодушевление… Застряв на очередном боссе или несусветной куче врагов, потратив на бесполезные попытки несколько часов, так и хочется схватить злосчастный диск, растоптать его и выбросить в окно.

Да что там диск, возникает острое желание швырнуть геймпад о ближайшую стенку и долго прыгать на остатках ни в чем неповинного устройства. Зато и победа над неприступным супостатом приносит глубочайшее моральное удовлетворение, какое не даст вам ни одна другая игра. В общем, все как всегда.

Ninja Gaiden вернулась в своем единственно верном амплуа зубодробительного и сверхскоростного слэшера. И что бы не говорили другие, событие это весьма важное и значимое.

О наследственности

Если вы вдруг решили, что разбитые геймпады - всего лишь шутка, спешим сообщить: вовсе нет. В истории зафиксированы случаи, когда во время прохождения первой части Ninja Gaiden многие действительно швыряли свои контроллеры, с упоением били их о стены, и другими эффективными способами приводили в состояние полной негодности. Причины были самые веские: Ninja Gaiden, вышедшая во время тотального дефицита хороших слэшеров на Xbox, неожиданно оказалась на голову сложнее своих аналогов.

Враги не желали уходить в мир иной после пары ударов - приходилось проводить десяток-другой выпадов мечом. Боссы же вполне годились на роль главного героя, ибо были чрезмерно живучи и почти непобедимы, а игрока спасала лишь читерская возможность загрузить сохраненную игру. Затем последовала Ninja Gaiden: Black, в которой было ясно лишь то, что разработчики очень любят деньги, а также Ninja Gaiden Sigma для PlayStation 3 - практически та же первая часть, но с парочкой бонусов. И вот, спустя четыре года, пришло время для полноценного продолжения. Эксклюзивно для нового поколения консолей от Microsoft.

Изменилось за эту без малого пятилетку немногое: Ninja Gaiden прибавила в брутальности и количестве врагов, похорошела, научилась записывать ролики с вашими похождениями и… на этом, в общем-то, все значительные изменения заканчиваются. Естественно, есть новые уровни, враги и прочее, но само устройство игры осталось прежним. Вновь можно провести жирную черту, где с одной стороны останутся великолепные бои, сложные противники и еще более сложные боссы, а с другой - все остальное.

Самым преданным фанатам, безусловно, это нисколечко не важно, они уже давно осваивают новые приемы и пробуют самые высокие уровни сложности. Прочие должны уяснить одну важную и почти что смешную деталь - то самое "все остальное" реализовано в Ninja Gaiden 2, как бы это мягче сказать, на уровне годов 90-х, присуствует даже классический экран "Game Over".

Сейчас игры никто так не делает, потому что за это время разработчики узнали о таких важных вещах, как режиссура, дизайн, постановка сцен. Но в Team Ninja об этом будто никто и не слышал. У сиквела, как и у оригинала, по-прежнему нет собственного стиля, запоминающихся роликов, харизматичных героев, захватывающего сюжета - словом, нет всех тех вещей, к которым мы уже привыкли. Есть только высокая сложность, отточенная механика и насыщенные адреналином схватки. И мы, честно говоря, понимает людей, кому этого мало.

О драконах, пауках и сожженном Кремле

Выяснить, что Ninja Gaiden 2 застряла во времени, несложно, достаточно просто вникнуть в местный сюжет. Все ограничивается буквально парой скупых предложений на загрузочном экране каждого уровня, которые сводятся к простому: "Герой отправляется туда-то", в качестве разнообразия иногда добавляется "и убить ему предстоит того-то". Если в вас живет дух Шерлока Холмса, можно попробовать отыскать сюжетные крупицы роликах, раскрывающие предпосылки к творящейся на экране кровавой феерии.

Выясняется, что силы зла в очередной раз хотят захватить мир, для чего готовят пробуждение ужасного Князя Тьмы. На Землю приходят четыре демона стихий и творят всякие безобразия, например, превращают нью-йоркскую Статую Свободы в искрящуюся молниями базу нечисти.

 Еще не смешно? Сложно удержатся, ибо по количеству штампов на метр квадратный Ninja Gaiden 2 берет самые немыслимые рекорды. Например, того самого Князя Тьмы призывает традиционная полуобнаженная красотка-сатанистка, а главный герой, кроме того, что борется за мир во всем мире, по совместительству является Последним-Избранным-Из-Древнего-Рода, и, конечно же, мстит за своего убиенного отца.

Здесь, наверное, лучше остановится и дальше не углубляться в сюжетные дебри. В последний момент Team Ninja, чтобы хоть как-то оправдать существование всей истории, наводнили локации всевозможными дневниками и талмудами, призванными раскрыть всю подноготную мира игры. Получилось ожидаемо плохо: разбираться во всей этой мифологии нет ни малейшего желания, а беззвучный вопрос, почему всю эту историю не преподносят с помощью вменяемых роликов, так и останется витать в воздухе.

Наверное, потому, что делать хороший видеоряд в Team Ninja никто не умеет, поэтому ролики обычно демонстрируют босса, которого придется сосредоточенно избивать следующие несколько минут.

В отличие от Devil May Cry 4 (приготовьтесь, сегодня это название будет мелькать часто) здесь нет ни запоминающихся пресонажей, ни красивой режиссуры. На фоне Неро или Данте местный главгерой Рю Хаябуса кажется полностью шаблонным. Собирательный образ смертоносного ниндзя, с кучей оружия за плечами и (мы уверены) неизменно суровым выражением лица (пусть оно и скрыто маской) - вот и все, чем может похвастаться Рю.

Остальные персонажи недалеко ушли: в роли главной злодейки фигурирует обольстительная девушка Элизабет, а в помощники определена очаровательная блондинка Соня, с огромными буферами и не менее огромной базукой за спиной. Даже с такими героями можно было бы закрутить неплохую драму, но увы…

Зато неожиданно нашлось место юмору. Едких комментариев в духе Данте не найти, да и сами Team Ninja вряд ли думали делать этот уровень смешным, но кто же сдержит улыбку, когда увидит целую танковую дивизию, расстреливающую огненного демона прямо в центре Красной площади. Обязательная зима, снег и шапки-ушанки прилагаются, а концовка вообще подразумевает взрыв Спасской башни.

Впрочем, если отбросить шутки в сторону, надо признать, что география путешествий у Рю получилась весьма впечатляющая - Токио, Нью-Йорк, Венеция, джунгли Южной Америки и это еще не полный список. Правда, не стоит надеяться на многое. Мрачный Токио и унылый Нью-Йорк, серые дома сменяют такие же пещеры и линии метро, один коридор переходит в другой, и все окончательно перемешивается.

Правда, позже выясняется, что есть свои светлые моменты - прекрасный подводный город с затопленными храмами и витающими в воздухе пираньями, спрятанной глубоко в пещере с кровавыми водопадами пирамиде Некроманталь, или огромный самолет-крепость "Дедал", где проходит целый уровень.

Дизайн игры весьма разнообразен, хотя и не оригинален. По привычке, разработчики тянули все, что попадалось на глаза. По чьей-то прихоти здесь сошлись ниндзя нескольких видов, начиная от вполне "нормальных" (с мечами и прочим) и заканчивая автоматчиками, гранатометчиками, летающими тварями, демонами, фиолетовыми мутантами-"дистрофиками" с неестественно длинными руками, киборгами всех мастей, здоровенными рыбинами, волками-оборотнями, собаками с катанами в зубах (!) и прочей, совсем уж слабо идентифицируемой мерзостью.

Но, бесспорно, главный шедевр - это вымахавшие в высоту папуасы с пушкой вместо одной (причем пушкой, стреляющей чугунными ядрами) и бензопилой вместо другой руки. Там, где фантазия кончалась, Team Ninja поступала просто, отправляя на сражения тех же врагов, но побольше, или бывших боссов, переведенных в разряд обычной "мелочи".

Будь сейчас на месте Ninja Gaiden 2 любая другая игра и если бы в пункте "разработчик" не значились Team Ninja, вердикт был бы ясен. Слэшеру в наши дни не простительно появляться на свет в таком состоянии. Феерический Devil May Cry 4 обозначил тот уровень, на который нужно равняться, начиная от графики и дизайна, и заканчивая фирменными роликами.

Но в Team Ninja умеют сделать такую механику, такие сверхскоростные и фантастические бои, что одно лишь это перевешивает чашу весов, заставляя вновь и вновь погружаться в это кровавое безумство. Чтобы сравняться с Ninja Gaiden 2 любому слэшеру последних лет придется залить в себя пару цистерн закиси азота, и все равно окажется мало.

Периодически Рю (при непосредственном участии игрока, конечно же) теряет над собой контроль, и весь экран становится алтарям для щедрого жертвоприношения неизвестным, но очень жестоким богам. Кровь летит во все стороны, туда же отправляются отрезанные руки, ноги и головы. Враги обклеивают стены кровавыми обоями, а их ошметки устилают все окрестности. Хаябуса в это время достигает первой космической скорости, размахивая мечами или раскручивая цеп.

Но будьте готовы изрядно попотеть, если хотите достичь таких впечатляющих результатов. Ninja Gaiden 2 - это по-прежнему сложно и предполагает порой по несколько заходов на цель. Там, где обычный слэшер обходится десятком-другим комбинаций из различных ударов, Team Ninja приготовили по тридцать всевозможных приемов для каждого оружия.

В арсенале Хаябуса, есть все, что можно пожелать: самурайские катаны, тонфу (дубинки из прочного дерева), специальные когти - хотя, кому они нужны, если есть доступ к фаворитам смертельного арсенала - цепу, посоху или двухметровой косе. Кажется, Рю способен убить врага миллионом способов: превратить в бесформенный кусок мяса, разорвать на клочки, обезглавить на лету или лишить прочих частей тела.

Он мстит демонам за все прошлые грехи, и добавляет на будущее, чтобы хватило до самого Судного Дня. Вот он цепляет на косу и кидает в ближайшую стену одного, прыгает на голову, лишает ног, убивает другого, а потом возвращается и эффектно добивает. Скорости - фантастические, ощущения такие же, а счетчик ударов в особо продвинутых комбо переваливает за сотню.

Ninja Gaiden 2 - натуральная мечта любого маньяка, и она щедро отплачивает такими вот сценами тех, кто не поленился изучить все имеющиеся приемы. Выпадающие из врагов желтые сферы - местный аналог денег, тоже напрямую зависят от количества выполненных ударов, так что стимулов сразу два. Наличности практически всегда мало, ведь у местного купца можно не только купить всевозможные эликсиры, полезный "Амулет воскрешения" или новое оружие, но и улучшить старое.

На максимальном, третьем уровне, доступны не только новые приемы, но и сами удары набирают в скорости. Кроме холодного оружия, припасены варианты и для дистанционных боев: разнообразные сюрикены, лук, экзотический подводный пикомет. К сожалению, Ninja Gaiden 2 порой слишком увлекается игрой в стрелка, заставляя убивать ракетчиков или уничтожать пулеметный башни с помощью стрел - иначе никак. При этом стоит только прицелится, как Рю превращается в неподвижную и уязвимую статую. Динамика происходящего падает, а переигрывать порой приходится по нескольку раз.

Хотя, уж чем, а многочисленным save/load настоящих поклонников Ninja Gaiden вряд ли можно испугать. Обычные враги ближе к концу игры представляют серьезную угрозу своими массовыми скоплениями, ну а боссы - мерзкие твари, порой достигающие весьма внушающих размеров, за один удар могут лишить Рю чуть ли не половины жизни. Редко удается пройти их наскоком, приходится искать брешь в обороне монстра, и даже разрабатывать тактику. В создании боссов полет фантазии авторы никак не ограничивали, каких только чудовищ здесь не найдешь.

 И огромная, бьющая током металлическая сороконожка с явно человеческим лицом, и такой же огромный рыцарь из костей, и четырехрукий демон-оборотень, и водяной дракон, и пылающий жаром броненосец. При встрече с ними на помощь здорово приходит магия, которой также обучен наш ниндзя, но все равно, пять, десять попыток до победы - нормальная практика с такими противниками. Масла в огонь подливает периодически сходящая с ума камера: происходит так не часто, но уж если она переключится с врага на ближайшую стену, ничем хорошим для Рю это не кончится. Зато после удачной битвы чувства просто переполняют.

О победах

Главный вопрос - согласитесь ли вы делать эти самые десять попыток, чтобы просто открыть себе путь к новым врагам и боссам, ведь ничего другого здесь не предлагают. Даже новая графика на поверку оказалась бы вовсе не такой уж "новой", если бы не великолепная "расчлененка" и превосходная анимация.

Перед нами - просто отличный слэшер, но загубленная игра. Здесь очень кстати слова бывшего главы Team Ninja Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki), который заявил, что продолжение на голову превосходит Devil May Cry 4 в плане геймплея и боевой механики вообще. Так вот, одержав победу по одной позиции, создатели напрочь забыли об остальных. Принимая во внимание действительно ураганные бои Ninja Gaiden 2, мы, по сути, оцениваем только ее многообразие приемов и оружия. Но если вы уже давно играете не только ради схваток с врагами и стремления доказать себе, что вон тот монстр вам по зубам, смело отнимайте от финальной оценки несколько баллов.

Ninja Gaiden - игра в первую очередь для тех, кто знает, что покупает. Тем, кому современные игры кажутся слишком легкими, кто вырос на геймплее образца 90-ых годов, когда понятия "казуал" не могло присниться ни Биллу Гейтсу, ни Джону Риччитьелло, ни даже самому Хироси Ямаути. Юнцам, выросших на играх 21-го века, и уставшим от игр журналистам - здесь не место. Они просто не поймут, зачем это все. Так что если вы не готовы покорять виртуальные вершины несуществующего боевого искусства, это не ваша игра. Если же готовы - добро пожаловать, странник. И оставь все надежды, входя сюда…

ЗА:

  • Неповторимые, адреналиновые и скоростные бои;
  • Достойная анимация;
  • Широкий арсенал оружия и магии;
  • Огромный набор приемов и ударов;
  • Брутальность всего происходящего;
  • Высокая сложность (для поклонников жанра).

ПРОТИВ:

  • Высокая сложность (если вы играете не только ради боев);
  • Периодически неуправляемая камера;
  • Плохая подача сюжета, скучные ролики;
  • "Безликий" дизайн большинства уровней;
  • Шаблонные персонажи;
  • Достаточно средняя графика.

Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=19090