Победить сложностьИсточник: Открытые системы Александр Яковлев
Особенность производителей ПО, как отметил в беседе с обозревателем Computerworld Россия ИТ-директор CA Стивен Сэвидж, заключается в том, что они стремятся использовать программы собственной разработки. Более чем за тридцать лет своего существования CA приобрела свыше 100 компаний, которые также занимались созданием ПО. В итоге корпорация использует сейчас около 900 собственных приложений (по словам Сэвиджа, их число планируется сократить до примерно 500). Легко представить себе сложность ее ИТ-инфраструктуры, если учесть, что она содержит четыре центра обработки данных, несколько мэйнфреймов, 2 тыс. серверов, 40 тыс. сетевых устройств и 27 тыс. компьютеров. Все это распределено по 135 офисам, в которых трудится 14 тыс. служащих. "Многие из наших разработчиков имеют два, три, иногда четыре компьютера, - пояснил Сэвидж несоответствие числа рабочих мест количеству сотрудников. - Им нужны различные среды для разработки, своего рода игровые площадки". Таким образом, само устройство CA делает ее превосходным полигоном для создания и отладки средств унификации и упрощения процесса управления информационными инфраструктурами, что является основным профилем корпорации. По словам Сэвиджа, в инфраструктуре CA используются 130 ее собственных коммерческих продуктов (то есть почти половина всего ассортимента, который насчитывает свыше 300 наименований), и в ближайшее время планируется развернуть еще несколько десятков прототипов тех продуктов, которые станут доступны потребителям в будущем. Генеральный директор CA Джон Суэйнсон в своей речи на конференции CA World 2008 назвал сложность фундаментальной проблемой, стоящей перед индустрией ИТ, и главным препятствием, мешающим повысить отдачу от информационных технологий. Он подчеркнул, что проблема не только не разрешается, но возрастает, по мере того как предлагаемые инновации дополнительно усложняют и без того далеко непростые ИТ-среды. Три года назад CA представила свою концепцию управления корпоративной ИТ-средой EITM (Enterprise IT Management). Корпорация выделяет в ней три основные функции: govern, manage и secure, что принято переводить на русский как "руководить", "управлять" и "защищать". Но в чем разница между "руководить" и "управлять"? Как пояснил Сэвидж, "руководство" подразумевает выработку политики, генеральной линии поведения. "Управление" же в интерпретации CA относится к исполнительской части. В корпорации предпочитают разделять эти функции, чтобы не поручать, как выразился Сэвидж, лисе стеречь курятник. Менеджеры не должны оказываться перед соблазном ставить самим себе удобные задачи. В ответ на вопрос, можно ли сказать, что руководство - это этапы plan и check цикла PDCA, а управление - этапы do и act, Сэвидж сказал, что это будет весьма точное определение. CA развивает все три перечисленные направления EITM, и обновления в виде продуктов и услуг, о которых было объявлено на CA World 2008, коснулись каждого из них. Во-первых, корпорация расширила ассортимент сервисов "по требованию", предложив сразу три новых онлайновых сервиса. Это сервис управления проектами и портфелями CA Clarity PPM On Demand, сервис управления рисками и обеспечения соответствия нормативным требованиям CA Governance, Risk and Compliance Manager On Demand, а также сервис CA Instant Recovery On Demand, который обеспечивает непрерывность деятельности и аварийное восстановление за счет онлайновой репликации данных и автоматической передачи нагрузки в случае сбоя защищаемого приложения в "облачные" центры CA. Главное ограничение для онлайновой репликации - пропускная способность каналов передачи данных, но этот сервис рассчитан на организации с числом сотрудников до 1000 человек. Естественный вопрос для клиентов: как перенос программы к провайдеру сказывается на ее функциональности? Генеральный менеджер нового подразделения CA On Demand Юлес Эрлих не стал вдаваться в подробности относительно Instant Revovery On Demand, заметив лишь, что его пользователям доступны множество настроек. Что касается Clarity PPM On Demand и GRC Manager On Demand, то заказчики могут конфигурировать эти программы, как если бы те были установлены на их собственных серверах, за исключением одного - запрещена непосредственная модификация базы данных. На декабрь запланирован выпуск системы CA Service Desk Manager 12, которая объединит в себе множество функций, традиционно предлагавшихся в составе отдельных продуктов. Помимо базовой функциональности службы поддержки пользователей, включающей управление инцидентами и проблемами, это управление изменениями, ведение конфигурационной базы данных, составление карт зависимости приложений, управление знаниями о сервисах, бизнес-аналитику и др. Пользовательский интерфейс Service Desk Manager соответствует схеме ролей, определяемой третьей версией библиотеки ITIL. Новая версия базы данных управления конфигурациями CA CMDB 12, которую планируется поставлять как отдельно, так и в составе Service Desk Manager, имеет систему многоуровневой визуализации, позволяющей, используя фильтры, быстро определять возможные последствия тех или иных изменений конфигураций информационных систем, а также помогающей находить первопричины снижения производительности и доступности сервисов. Поддержка федеративных систем и спецификации CMDBf позволяет сформировать целостное представление о конфигурации компонентов, включая физические и виртуальные серверы, как для мэйнфреймов, так и для распределенных вычислительных сред. Стратегия группировки автономных прежде функций в объединенные продукты получит также воплощение в продуктах CA IT Client Manager и IT Asset Manager. Первый из них автоматизирует комплекс задач администрирования персональных компьютеров и абонентских устройств, а второй - процесс управления ИТ-активами. Портфель средств управления идентификацией и доступом будет расширен продуктом CA Federation Manager, который заместит CA SiteMinder Federation Security Services, обеспечивая более быстрое создание федеративных систем, объединяющих ресурсы различных организаций. Federation Manager позволяет обеспечить пользователям легкий доступ к данным и приложениям компаний-партнеров, что бывает необходимо при аутсорсинге приложений, использовании сервисов "в облаке" и других схем взаимодействия на основе электронного обмена данными. Он может работать в режиме как поставщика удостоверений, так и сервис-провайдера, поддерживает различные стандарты федеративного взаимодействия, включая SAML и WS-Federation, поддерживает процедуры однократного входа и однократного выхода и совместим с операционными системами Windows, Sun Solaris, HP-UX, Red Hat Enterprise Linux и SUSE Linux. Также планируется обновить инструментарий обеспечения безопасности доступа к Web-сервисам CA SOA Security Manager, который будет поддерживать новые платформы (такие как BEA WebLogic Server) и новые стандарты. |