Новый облик Business Intelligence

Источник: citcity
Дэйв Вэллс

Сегодняшние инструменты business intelligence не всегда и не во всем удовлетворяют пользователя. К сожалению, некоторые средства аналитики мало соотносятся с реальным бизнес-анализом.

Однако у экспертов есть все основания полагать, что в ближайшее время произойдет существенный сдвиг. Текущая ситуация предполагает существенные изменения, и экономические факторы окажут здесь не последнее влияние (см "BPM и BI - средства к выживанию в условиях экономического кризиса"). Растет ответственность за результат бизнес-решений, а значит, растут и требования к ПО. Консолидация рынка открывает двери для инноваций.

Пожалуй, сегодня было бы правильным отойти от сугубо технического описания BI-технологии, где упоминаются только инструменты, данные, базы и приложения. Все эти компоненты очень важны. Однако важно, чтобы само по себе использование BI подразумевало способность организации или бизнеса к планированию, прогнозированию, решению проблем, абстрактному мышлению, пониманию, модификации и изучению таким образом, чтобы повысить уровень знаний о компании, информированность решений, добиться эффективных действий и обеспечить установку и достижение бизнес-целей. В таком случае технология становится важнейшим качеством интеллектуального бизнеса и служит базисом для его целей, направлений и показателей.

По мнению известного эксперта в области IT и business intelligence, Дэйва Вэллса (Dave Wells), в мире аналитических технологий должны наметиться некоторые изменения. Предполагается несколько основных тенденций:

  • концентрация на бизнес-аналитике;
  • устранение разрыва между аналитикой и анализом;
  • концентрация на бизнес-аналитиках;
  • концентрация на бизнесе.

Концентрация на бизнес-аналитике

Одна из актуальных тенденций в области BI - смена акцентов от данных к аналитике. И "концентрацию на аналитике" не нужно путать с "концентрацией на инструментальных и оценочных панелях". Панели - это не аналитика, это просто удобный способ предоставления показателей для анализа.

Бизнес-аналитика охватывает науку, дисциплины и процессы бизнес-анализа. Этот процесс следует после выполнения отчетов (где могут использоваться оценочные и инструментальные панели) и становится базой для широкого понимания и осознания ситуации (которое доступно самим людям). На этом этапе информация преобразуется в знания - для этого необходим и анализ, и понимание, а главное, цели. Бизнес-аналитика становится базисом для размышлений, планирования, прогнозирования, решения проблем, введения новшеств и обучения - базовых свойств интеллектуального бизнеса.

Целью же является знание - четкое представление того, что произошло, почему произошло, чего ожидать в будущем и что с этим делать. В аналитике есть и мощь, и сложность. Она включает в себя статистику, профилирование, распознавание образом, поведенческий анализ, анализ временных рядов, прогнозное моделирование, визуализацию, анализ причинно-следственных связей и т.п.

Однако сложность бизнес-аналитики сама по себе является дилеммой. Несмотря на интегрированность данных и мощные инструменты, основная часть бизнес-анализа выполняется за счет выгрузки локальных данных в простые электронные таблицы. Фактически основная часть бизнес-анализа выполняется вручную. Очевидно, что существует разрыв между потенциалом бизнес-аналитики и реалиями бизнес-анализа.

Устранение разрыва между аналитикой и анализом

Расхождение проявляется в форме двух совершенно разных подходов к бизнес-анализу. Аналитическая компания Gartner описывает их так.

IT-подход предполагает управляемую отчетность, запросы для конечных пользователей, OLAP, инструментальные и оценочные панели и data mining. Считается дорогим, медленным, серверо-центричным и зависимым от крупной инфраструктуры.

Офисный подход характеризуется использованием Excel-таблиц и баз данных Access, а значит, множества разрозненных локальных баз, анализа вручную и несогласованности. Такой подход отличается недостатком масштабируемости, безопасности и невозможностью детального контроля.

Несмотря на негативные характеристики - дороговизну, трудности (для одного подхода), несогласованность и невозможность контроля (для другого подхода) - оба варианта имеют свои преимущества. И цель аналитики следующего поколения - не выбор одного из подходов в пользу другого, а выбор золотой середины - переход от двух противоположностей к единому пространству аналитических опций. И сегодня тенденции в области BI и аналитических технологий как раз и говорят о выборе правильного направления.

Концентрация на бизнес-аналитиках

Аналитика - важный аспект управления эффективности. Однако аналитик сам по себе - еще важнее, чем анализ. Аналитики ищут смысл в данных, исследуют причинно-следственные связи и руководят процессом принятия решений. Они влияют на принятие решений в бизнесе.

С точки зрения поставщиков, важно обеспечить новые пользовательские возможности, простоту использования, удобство, визуализацию и доступ, откликаясь на роль бизнес-аналитика.

Концентрация на бизнесе

По мнению Дейва Веллса, главная сегодняшняя задача - добиться того, чтобы BI и бизнес существовали в гармонии, дополняли друг друга и активно сотрудничали по трем направлениям: управление, мотивация и измерение.

Эксперт предлагает свою многомерную модель (в виде куба), отражающую особенности BI-инфраструктуры в будущем, описывающую ее взаимосвязь с бизнес-деятельностью.


Рис.1. Аналитика, ориентированная на бизнес

Управленческая ось используется для достижения функциональной согласованности. Описывает то, что используется и оценивается в аналитических системах - предметные области, за которые отвечают различные управленческие подразделения. На рисунке показано восемь наиболее распространенных областей. Для каждого конкретного бизнеса можно вносить свои корректировки.

Ось "мотивации" подразумевает согласование целей компании. Описывает четыре критерия - эффективность, соответствие нормативным требованиям, прибыль и риск. Эти факторы могут быть изменены в соответствии с особенностями бизнеса.

Ось "измерения" связывает управление и мотивацию с аналитикой. Описывает возможности управления на базе показателей и измерений. На оси показаны шесть элементов, относящиеся к предприятиям любых типов и отраслей.

Метрика - эта система показателей, обладающая исчерпывающим контекстом для обеспечения информации за счет сортировки, группировка, фильтрации, агрегирования и проч. Эталонные значения (references) позволяют дать осмысленную оценку показателям. Включают пороговые, целевые значения, предыдущие значения и т.п. Тенденция - это особый тип эталонного показателя, где проводится последовательное сравнение показателей во времени. Индекс - это сочетание множества факторов, используемых для оценки эффективности и стратегических целей.

Трехмерный подход к аналитике - это мощный инструмент согласования. Весь куб можно разделить на ячейки, каждая из которых отражает некоторые аналитические возможности. Используется для согласования, расстановки приоритетов и выявления аналитических потребностей.

Прогнозы на будущее

Сегодня мы слышим разные мнения о будущем бизнес-аналитики. В частности, Дейв Веллс, считает, что наиболее характерными явлениями в ближайшее время станут:

  • Всеобъемлющая BI-технология (Pervasive BI) - расширение использования business intelligence во всем бизнес-сообществе за счет применения этой технологии среди сотрудников разных уровней.
  • BI для масс - расширение диапазона BI-возможностей, доступных малому и среднему бизнесу и небольшим IT-отделам. Основная задача - доступность.
  • Ролевая BI-технология - аналитические задачи, нацеленные на задачи и интересы конкретной аудитории. Показатели, метрики, тенденции, инструментальные и оценочные панели, предназначенные для конкретных функций (исследование, маркетинг, продажи, финансы и проч.) и на бизнес-уровне (стратегическом, тактическом, операционном).
  • Исследовательская аналитика - интерактивные, исследовательские процессы обнаружения новых связей и явлений, когда каждый новый вопрос ставит дополнительные. Исследовательская аналитика проповедует принцип "прислушиваться к данным" и искать в них информацию.
  • Динамичная аналитика - обеспечение быстрого отклика на различные ситуации, где необходим анализ. Подразумевает возможность быстро и эффективно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам как в бизнес-вопросах, так и в технических.

Ни одна из этих тенденций, конечно же, не может воплотиться без поддерживающих технологий. Инновационные компании сегодня предлагают инструменты и методы, обеспечивающие аналитику нового уровня.

Заключение

Мнение большинства специалистов сводится к тому, что в ближайшее время BI-технология претерпит существенные изменения, которые окажут значительное влияние на все отрасли. Одновременная концентрация на бизнес-аналитике, бизнес-аналитиках и бизнесе самом по себе - очень важна. Кроме того, изменится общее представление о бизнесе и принятии решений. Разумный анализ должен заменить интуицию, здравый смысл и привычное мнение, а также желание действовать "как обычно". Но это станет возможным только тогда, когда пользователи смогут оценить потенциал бизнес-аналитики и перейдут на новый уровень business intelligence. И тогда бизнес действительно сможет размышлять, думать, планировать, прогнозировать, решать задачи, думать абстрактно, понимать, использовать нововведения и обучаться.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=18995