Какой e-learning нужен российскому бизнесу?Источник: cnews Никита Суров
В западных компаниях для подготовки сотрудников активно используются системы электронного обучения. В свою очередь, в нашей стране не так много информации о развитии этой отрасли. Какие формы e-learning используют отечественные компании? Насколько это эффективно? Что мешает внедрению? Исследование рынка, проведенное компанией "Амплуа-Брокер", попробует ответить на эти вопросы. По данным, полученным в ходе исследования, около трети опрошенных компаний (34%) являются новичками в этой сфере: они только начали внедрять систему электронного обучения (ЭО). Еще 6% лишь планируют использовать e-learning. Среди компаний, активно пользующихся данным видом обучения, большая часть (30%) практикует e-learning от 1 до 3 лет. Наиболее "опытными" отраслями с точки зрения внедрения ЭО являются горно-металлургическая (здесь есть компании, использующие ЭО более 5 лет), страхование и ИТ/Телекоммуникации. E-learning чаще всего применяется для обучения сотрудников компании продуктам, ИТ-приложениям, процедурам и регламентам. Опыт использования электронного обучения Источник: Competentum, 2008 Как показало исследование, в России при помощи e-learning чаще всего осуществляется обучение среднего менеджмента (45%), линейного персонала и специалистов. Почти у половины компаний-респондентов (44%) под задачи ЭО выделен отдельный менеджер, у 34% эти функции отданы сотрудникам отдела обучения и развития или департаменту отдела персонала. Стоит отметить следующий факт: довольно большое число респондентов считают, что ЭО не может полностью заменить очное обучение, однако многие используют e-learning как дополнение к основному (формат blended learning). Еще один интересный результат касается оценки эффективности электронного обучения в компаниях. Исследование показало, что в большинстве организаций не поставлен процесс измерения эффективности e-learning. Более трети компаний вовсе не оценивают ее, а самым популярным методом контроля является тестирование после курсов. Какие компоненты ЭО используют компании? Как выявило исследование, наиболее распространенными компонентами ЭО являются электронные курсы и системы управления обучением (СДО, LMS). Лидеры по популярности - курсы по продуктам, курсы по Induction и ценностям компании, курсы по изучению ИТ-систем. По мнению опрошенных специалистов, качественный курс электронного обучения должен быть интересным, простым и информационно полным. А системе управления обучением следует обладать такими характеристиками, как гибкость, удобство администрирования и использования, быстрота и надежность. Интересно, что российские компании все еще часто предпочитают самостоятельно решать вопросы функционирования ЭО. Более половины участников исследования сами разрабатывают электронные курсы или в значительной степени участвуют в разработке. Провайдер, как правило, осуществляет ИТ-поддержку, хостинг, внедрение системы. Среди лидеров рынка систем электронного обучения в России можно выделить WebSoft, Competentum и "Новый Диск". Помимо всего прочего, растет интерес к авторским средствам. Это связано со стремлениями компании создавать некоторые курсы самостоятельно, силами функциональных подразделений. Респонденты заявили о желании обучать своих специалистов использованию авторских средств с целью самостоятельной разработки учебных курсов. Каковы бюджеты на ЭО? В рамках исследования выяснилось, что наибольшее число респондентов имеет годовые (за 2008 г.) бюджеты на обучение и развитие персонала от 24 до 72 млн рублей. Помимо этого, более одной пятой части опрошенных компаний (22%) либо не имеют выделенного бюджета на электронное обучение, либо он не определен. Бюджет на обучение, 2008 По данным исследования, компании выделяют на e-learning от 0,5% до 20% от всего бюджета на обучение и развитие персонала, при этом сам показатель зависит от стадии развития ЭО в той или иной организации. Как оказалось, 47% респондентов считают, что бюджет, выделяемый на электронное обучение, в течение 3-х лет увеличится, и лишь 2% предполагают, что он уменьшится. Исследование также выявило, что 38% опрошенных компаний отмечают снижение издержек на обучение персонала с внедрением электронного обучения. Одной из задач, поставленных перед авторами исследования, была попытка оценить объем и емкость российского рынка e-learning. Однако она вызвала большие сложности, связанные с отсутствием статистики продаж продуктов ЭО и большим разбросом в оценках экспертов. Тем не менее, объем рынка электронного обучения в России можно оценить в примерную сумму от 110 до 150 млн долларов США. Каковы преграды внедрения ЭО? Основные факторы успеха электронного обучения в компании ясны только для 57% участников исследования. По их мнению, это качественный продукт и успешный внутренний пиар ЭО в компании. Помимо этого, активному использованию e-learning способствует наличие широкой региональной сети и поддержка со стороны топ-менеджмента компании. Основными проблемами внедрения систем электронного обучения респонденты называли: недоверие со стороны служащих компании, недостаточную мотивацию сотрудников к использованию e-learning и низкое качество ЭО. Как оказалось, предлагаемые продукты зачастую не соответствуют ожиданиям потенциальных заказчиков, поэтому внедрение ЭО в компании происходит медленно. Исследование показало, что оценка эффективности ЭО до сих пор не является для российских компаний обязательным процессом. Так, более трети респондентов вообще не занимаются этим вопросом. В остальных случаях используются самые разные методы, наиболее популярными являются удовлетворенность сотрудников и тестирование. Стандартов измерения эффективности ЭО нет ни у одной компании. Резюмируя результаты исследования, можно сказать, что рынок электронного обучения в России находится на начальной стадии развития и имеет большой скрытый потенциал. Можно также ожидать, что в связи с текущей экономической ситуацией компании будут больше внимания уделять сокращению расходов и эффективности использования средств на обучение, что неизбежно приведет к уменьшению количества очных тренингов и смещению бюджетов в сторону электронных форм обучения.
|