Рынок ИТ-услуг: точки роста

Источник: computerra
Григорий Рудницкий

Несмотря на то, что на рынке ИТ-услуг все еще очень большое значение имеют такие неподдающиеся анализу факты, как "особо доверительные" отношения с клиентом, а также учет финансовых интересов последнего (проще говоря, откаты), механизмы ценообразования на нем все-таки действуют и совершенствуются.

Итак, какие выводы сделали авторы данного аналитического отчета? Прежде всего, для российского рынка ИТ-услуг характерен очень сильный разброс цен. Фактически, его можно сравнить с восточным базаром, на котором, не зная специфики, очень легко переплатить лишнее, а вся прелесть заключается в самом процессе торга с продавцом. Еще один немаловажный фактор, по мнению составителей отчета влияющий на рост цен - это рост зарплат сотрудников ИТ-компаний. Всем известно, что на рынке информационных технологий ощущается сильная нехватка квалифицированных кадров. Соответственно, для того, чтобы удержать ценного сотрудника на рабочем месте, приходится устанавливать ему повышенный, и, зачастую, завышенный размер компенсации. Приведем лишь один пример из вышеупомянутого отчета. Если говорить о средней величине максимальной годовой компенсации для ИТ-специалистов, то даже для сотрудников самого низшего звена она составила в 2007 году 15 474 доллара против 9 638 долларов в 2006 году. Что же касается категории наиболее высокооплачиваемых сотрудников, то их годовые 138 400 долларов против 126 719. Ситуацию также усугубляет общий рост инфляции в России, который происходит еще с прошлого года. Третья тенденция заключается в несовершенстве и даже полном отсутствии финансовой модели предоставления услуг у многих ИТ-компаний. Зачастую финансовые процессы полностью разбалансированы, что отрицательным образом сказывается на бизнесе в целом.

Всего были опрошены представители 21 российского и международного ИТ сервис-провайдеров. Это больше половины от крупнейших 40 представителей российского рынка ИТ-услуг. Разумеется, речь идет о наиболее крупных игроках рынка, которые делят между собой наиболее крупных и значимых клиентов, наиболее крупные и денежные проекты. Если же говорить о среднем и, особенно, малом бизнесе, то здесь ситуация совершенно другая. Этот сегмент обслуживают совсем маленькие интеграторы, да и просто "кустари-одиночки". Между ними наблюдается довольно жесткая конкуренция, так что здесь ситуация с ценообразованием совершенно другая. Но, согласитесь, ведь крупный заказчик вряд ли будет обращаться к какому нибудь "Васе Пупкину" даже для решения какой-либо небольшой и локальной ИТ-проблемы. Как правило, подобные заказчики на постоянной основе обслужаваются крупными интеграторыми, которые выполняют полный спектр услуг. Впрочем, последние год-два на рынке ИТ-услуг происходит консолидация, которая, правда, пока затрагивает крупных игроков. Но, возможно, в будущем и "Васю Пупкина" поглотит какой-нибудь крупный ИТ-холдинг. И когда это произойдет, можно будет говорить о том, что рынок ИТ-услуг наконец-то становится цивилизованным.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=17952