3D-ускорители россыпью: Часть 1 в исполнении GeCube и Point Of View

Источник: ixbt

Жил-был Пользователь. Он очень любил апгрейд. Периодически менял разные компоненты своего компьютера, становясь при этом более опытным и продвинутым. Однако если среди процессоров и винчестеров он хоть как-то мог выделить то, что ему больше всего подходит, то с видеокартами все намного сложнее, поскольку он пришел на рынок, и просто сошел с ума от обилия разных коробок и названий.

Одной из наших задач является информирование наших читателей (а они же и могут быть такими же пользователями) о том или ином продукте из числа видеокарт, имеющихся на рынке. Начиная с этого материала мы периодически будем давать подобного рода ассорти, где в одной статье собраны сведения о разных картах, которые оказались вместе чисто случайно, по простому принципу: они одновременно попали в нашу лабораторию. Это могут быть совсем разные ускорители из всяческих ценовых ниш и вендоров.

Изучать сами карты будем как обычно, поштучно, а диаграммы будут общими, где та или иная группа, к которой относится каждый ускоритель, выделена своим оттенком покраски графиков.

Сегодня у нас побывали три карты. От GeCube и Point Of View. Обе компании поставляют продукцию на наш рынок достаточно давно, потому нет нужды о них рассказывать.

Платы

GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E
  • GPU: RADEON 3650 (RV635)
  • Интерфейс: PCI-Express x16
  • Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 800/800 MHz (номинал - 725/725 МГц)
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 900 (1800) MHz (номинал - 800 (1600) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 128bit
  • Число вершинных процессоров: -
  • Число пиксельных процессоров: -
  • Число универсальных процессоров: 120
  • Число текстурных процессоров: 8
  • Число ROPs: 4
  • Размеры: 180x100x16 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты).
  • Цвет текстолита: красный
  • RAMDACs/TDMS: интегрированы в GPU.
  • Выходные гнезда: 2xDVI (Dual-Link/HDMI), TV-выход.
  • VIVO: нет
  • TV-out: интегрирован в GPU.
  • Поддержка многопроцессорной работы: CrossFire (Hardware).
 
Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E
  • GPU: GeForce 9600 GSO (G92)
  • Интерфейс: PCI-Express x16
  • Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 625/1565 MHz (номинал - 575/1440 МГц)
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 900 (1800) MHz (номинал - 850 (1700) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 192bit
  • Число вершинных процессоров: -
  • Число пиксельных процессоров: -
  • Число универсальных процессоров: 96
  • Число текстурных процессоров: 28 (BLF)
  • Число ROPs: 12
  • Размеры: 210x100x33 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты).
  • Цвет текстолита: зеленый
  • RAMDACs/TDMS: интегрированы в GPU.
  • Выходные гнезда: 1xDVI (Dual-Link), HDMI, TV-out
  • VIVO: нет
  • TV-out: интегрирован в GPU.
  • Поддержка многопроцессорной работы: SLI (Hardware).
 
Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E
  • GPU: GeForce 9600 GT (G94)
  • Интерфейс: PCI-Express x16
  • Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 700/1750 MHz (номинал - 650/1625 МГц)
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 1000 (2000) MHz (номинал - 900 (1800) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 256bit
  • Число вершинных процессоров: -
  • Число пиксельных процессоров: -
  • Число универсальных процессоров: 64
  • Число текстурных процессоров: 32 (BLF)
  • Число ROPs: 16
  • Размеры: 190x100x33 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты).
  • Цвет текстолита: зеленый
  • RAMDACs/TDMS: интегрированы в GPU.
  • Выходные гнезда: 1xDVI (Dual-Link), HDMI, TV-out
  • VIVO: нет
  • TV-out: интегрирован в GPU.
  • Поддержка многопроцессорной работы: SLI (Hardware).
 

GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E
Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E
Каждая карта имеет 512 МБ памяти GDDR3 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах на лицевой стороне PCB у продукта Point Of View и по 4 микросхемы на каждой стороне у продукта GeCude.

Микросхемы памяти Samsung (GDDR3). Время выборки у микросхем памяти 1.0ns, что соответствует частоте работы 1000 (2000) МГц.

 
Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E
Карта имеет 384 МБ памяти GDDR3 SDRAM, размещенной в 6 микросхемах на лицевой стороне PCB

Микросхемы памяти Samsung (GDDR3). Время выборки у микросхем памяти 1.0ns, что соответствует частоте работы 1000 (2000) МГц.

 

Сравнение с эталонным дизайном, вид спереди
Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E Reference card NVIDIA GeForce 9600 GT
   
Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E Reference card NVIDIA GeForce 8800 GT
   
 
GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E Reference card ATI RADEON 2600 PRO
   

Сравнение с эталонным дизайном, вид сзади
Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E Reference card NVIDIA GeForce 9600 GT
   
Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E Reference card NVIDIA GeForce 8800 GT
   
GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E Reference card ATI RADEON 2600 PRO
   

Мы прекрасно видим, то все три продукта имеют свой собственный дизайн, но который принципиально основан на эталонном. Карта от GeCube концептуально не отличается от 2600-серии, поскольку имеет по сути архитектуры то же самое ядро, отличия коснулись размещения микросхем памяти и силового блока. Дизайн карт от Point Of view явно говорит о том, что он очень близок к тому, что любит делать Palit, да и возможно, что у него и были заказаны. Есть свои особенности, а 9600GSO - просто выполнен на основе дизайна 8800GT, где не припаяно 2 микросхемы памяти, поэтому объем упал с 512 до 384 мегабайт и шина стала не 256, а 192 бит. Ядро - G92, просто урезано до 96 процессоров.

Все карты имеют гнездо TV-выхода, которое оно уникально по разъему, и для вывода изображения на ТВ как через S-Video, так и по RCA, требуются специальные адаптеры-переходники, поставляемые вместе с картой.

Подключение к аналоговым мониторам с d-Sub (VGA) производится через специальные адаптеры-переходники DVI-to-d-Sub. Также поставляются переходники DVI-to-HDMI (мы помним, что данные ускорители поддерживают полноценную передачу видео и звука на HDMI-приемник), поэтому проблем с такими мониторами также не должно быть.

Максимальные разрешения и частоты:

  • 240 Hz Max Refresh Rate
  • 2048 x 1536 x 32bit x85Hz Max - по аналоговому интерфейсу
  • 2560 x 1600 @ 60Hz Max - по цифровому интерфейсу (все DVI-гнезда с Dual-Link)

Что касается возможностей видеокарт по проигрыванию MPEG2 (DVD-Video), то еще в 2002 году мы изучали этот вопрос, с тех пор мало что поменялось. В зависимости от фильма загрузка CPU при проигрывании на современных видеокартах не поднимается выше 25%.

Напомним, что все карты от Point Of View требуют дополнительное питание, поэтому с каждой платой поставляются переходники с молекс на 6-пиновый разъем, хотя уже все современные БП имеют такие "хвосты". А вот для 3650 такого питания не требуется.

Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E

Опять же, мы видим хорошо знакомую нам по обзорам видеокарт от Palit систему охлаждения в виде массивного округлого радиатора с вентилятором в центре. Кулер настолько массивен, что занимает 2 слота, и потому видеокарта в целом получилась широкой.

Вентилятор работает на небольших оборотах, поэтому шума почти нет.

 
 
Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E

А подобное устройство мы имели честь видеть на одной из предыдущих видеокарт этого же производителя, тоже очень хорошо знакомый принцип работы: продувка воздуха через закрытый радиатор с помощью турбины, установленной на однои из краев устройства.

Кулер также негромкий, шума почти нет. Однако карта довольно часто нагреваласб до критических значений и потому кулер повышал обороты, вследствие чего шум уже весьма ощущался.

 
 
GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E

Ну и это старый знакомый кулер. Мы уже неоднократно видели его на продуктах GeCube. Принцип действия тот же, что и у предыдущего изделия, лишь радиатор много меньше, и он наполовину открыт.

Кулер имеет некоторый шум, который несмертелен, но может быть неприятным. И еще есть один минус: слабенькое крепление самого вентилятора, из-за чего может быть перекос и трение лопастей об основание.

 

Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты RivaTuner (автор А.Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты (поскольку обе карты работают на одинаковых частотах и представляют собой просто копии одной и той же платы, то приведем общий результат):

Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E


Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E

GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E


Как мы видим СО от 9600GT продемонстрировала свою высочайшую эффективность, оставаясь при этом почти бесшумной. А вот с кулером от 9600GSO все гораздо хуже. Как я уже выше говорил, карта нагревалась весьма сильно, и на графике это видно, кулер при этом начинал шуметь. Поэтому назвать это удовлетворительным мы не можем.

СО от GeCube работает удовлетворительно.

Теперь о комплектации.

Базовый комплект поставки должен включать в себя: руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами, переходник-адаптер DVI-to-VGA, DVI-to-HMDI адаптер, адаптер компонентного вывода (TV-out), а также разветвитель внешнего питания (только для продуктов от PoV) и аудио-шнурок для соединения со звуковой картой (для передачи звука по HDMI - только для GeForce-плат!). Ниже мы покажем, что предлагается к каждой карте дополнительно.

GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E
Комплект поставки более беден, чем базовый: нет адаптера DVI-to-HDMI.  

Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E
Аналогично нет вышеназванного адаптера, однако имеется бонус: видеоигра Wall-E. Собственно, наличием этой игры и отличается эта версия комплекта от регулярного 9600GT.  
Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E
И опять нет адаптера на HDMI, и мы видим в комплекте поставки игру в качестве бонуса.  

Упаковки.

GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E

Несмотря на возможность установки ограничивающей передвижение карты внутри коробки планки так, чтобы изделие внутри упаковки почти не бултыхалось, планка отодвинута далеко, и потому карта болтается внутри коробки, что не есть хорошо при транспортировке. Остальной комплект насыпан под картой, и также болтается.

Дизайн примитивен, но вся нужная информация (кроме частот работы) имеется.

 
 
Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E

Аналогично карта не закреплена внутри коробки и мотается. Комплект расположен под картой. Сама коробка имеет ручку, выполнена из толстого картона. Оформление сделано в ключе прилагаемой игры Assasin's Creed.

 
 
Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E

В данном случае отсек для карты меньше - и потому карта почти не перемещается по коробке в процессе транспортировки, что положительно скажется на ее сохранности. Упаковка в целом аналогична предыдущей, но без ручки. Оформление - в стиле опять же прилагаемой игры Wall-E.

 
 

Установка и драйверы

Конфигурация тестового стенда:

  • Компьютер на базе Intel Core2 (775 Socket)
    • процессор Intel Core2 Extreme QX9650 (3000 MHz);
    • системная плата Zotac 790i Ultra а чипсете NVIDIA nForce 790i Ultra;
    • оперативная память 2 GB DDR3 SDRAM Corsair 2000MHz (CAS (tCL)=5; RAS to CAS delay (tRCD)=5; Row Precharge (tRP)=5; tRAS=15);
    • жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160GB SATA.
    • блок питания Tagan TG900-BZ 900W.
  • операционная система Windows Vista 32bit SP1; DirectX 10.1;
  • монитор Dell 3007WFP (30").
  • драйверы ATI версии CATALYST 8.6; NVIDIA версии 175.16 и 177.34.

VSync отключен.

Результаты тестов: сравнение производительности

В качестве инструментария мы использовали:

  • Call Of Juarez (Techland/Ubisoft) - DirectX 9.0, shaders 3.0 (HDR), demo (demo Тестирование проводилось при настройках, выставленных на максимальное качество. Батник для прогона прилагается).
  • S.T.A.L.K.E.R. 1.003 (GSC Game World/THQ) - DirectX 9.0. Файлы надо положить в рабочий каталог игры, где все savegames (Documents and settings). После запуска игры, загрузить уровень ixbt3 и, выйдя в консоль, запустить демо: demo_play ixbt3. Настройки тестирования - maximum (ВКЛЮЧЕНО ДИНАМИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ).
  • 3DMark Vantage 1.00 (FutureMark) - DirectX 10.0, shaders 4.0, мультитекстурирование, настройки тестирования - Extreme
  • CRYSIS 1.2 (Crytek/EA), DirectX 10.0, shaders 4.0, (батник для запуска), настройки тестирования - Very High, используется два уровня RESCUE и HARBOR). За получением timedemo просьба обращаться по e-mail.

    Выражаем благодарность компании CRYTEK за написание timedemo для iXBT.com.

  • Company Of Heroes Opposing Fronts (Relic Entertainment/THQ) - DirectX 10.0, shaders 4.0, батник для запуска. После вхождения в игру вызвать опцию настроек, выбрать раздел по графике и нажать на кнопку с тестом. Тестирование проводилось при максимальном качестве.
  • World In Conflict 1.007 (Massive Entertainment/Sierra) - DirectX 10.0, shaders 4.0, После вхождения в игру вызвать опцию настроек, выбрать раздел по графике и нажать на кнопку с тестом. Тестирование проводилось при максимальном качестве (very high с регулировкой АА и АФ).
  • 3DMark06 1.10 (FutureMark) - DirectX 9.0c, мультитекстурирование, настройки тестирования - trilinear,

Производительность видеокарт

Читатели, которые хорошо разбираются в трехмерной графике, смогут разобраться, посмотрев диаграммы далее, и сделают для себя вывод. А для новичков и тех, кто только-только занялся вопросом выбора видеокарты, мы сделаем некоторые пояснения.

Во-первых, имеет смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.

Во-вторых, наш читатель, который только-только столкнулся с проблемой выбора видеокарты, и растерян, может ознакомиться как с азами трехмерной графики (все равно они понадобятся, ведь запуская игру, и входя в ее настройки, пользователь столкнется с такими понятиями, как текстуры, освещение и т.д.), так и с базовыми материалами по новым продуктам. Всего компаний, выпускающих ныне популярные графические процессоры, две: AMD (графикой занимается подразделение ATI) и NVIDIA (Есть еще Matrox, S3, однако их доля в дискретной графике сегодня меньше 1%, и потому их можно не брать во внимание). Поэтому основная масса информации разбита именно на две части. Ежемесячно выходит также 3DSpeed, где как бы сводятся в одно все сравнения различных карт для разных ценовых секторов.

В-третьих, посмотрим на тесты рассматриваемых сегодня карт. Анализ каждого теста проводить не будем, в конце тестов подведем итоги. Прошу заметить, что все результаты помещены на единых диаграммах, и группы карт для удобства выделены своей цветовой гаммой.

S.T.A.L.K.E.R.

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): S.T.A.L.K.E.R.

World In Conflict

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): World In Conflict

CRYSIS, Rescue, DX10, Very High

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): CRYSIS, Rescue, DX10, Very High

CRYSIS, Harbor, DX10, Very High

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): CRYSIS, Harbor, DX10, Very High

Call Of Juarez

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): СoJ

Company Of Heroes

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): CoH

3DMark Vantage: Graphics MARKS

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): 3DMark Vantage: Graphics MARKS

3DMark06: SHADER 2.0 MARKS

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): 3DMark06 SM2.0 MARKS

3DMark06: SHADER 3.0 MARKS

Результаты тестов (ДИАГРАММЫ!!!): 3DMark06 SM3.0 MARKS

Выводы

Еще раз отмечу что на диаграммах все карты выделены в три группы, которые относятся к разным ценовым нишам. Каждая группа имеет свою цветовую гамму.

Point Of View GeForce 9600 GT Wall-E EXD Edition 512MB PCI-E - как и все разогнанные 9600GT, очень популярный продукт с отличным соотношением цена-скорость. Плюс прекрасная и эффективная система охлаждения. Наличие современной и популярной игры в комплекте поставки делает данный продукт еще более интересным.

Point Of View GeForce 9600 GSO EXD Edition 384MB PCI-E - относится к серии 8800 GS (он же 9600 GSO), а это до сих пор не очень понятный продукт, поскольку явно проигрывает 8800 GT, но вместе с тем где-то пересекается в 9600 GT, особенно с разогнанными вариантами. Понятно лишь одно: NVIDIA нужно сбывать бракованные чипы G92, которые и идут на данные карты, а чтобы скорость еще более понизить - урезали шину. Поэтому успех у 9600 GSO может быть только если цена равна или ниже чем к 9600 GT. Учитывая, что на производство таких карт идут полноценные 256-битные PCB, то нельзя сказать, что он уж очень выгоден. Что касается данного продукта PoV, то он отличается в лучшую сторону своими повышенными частотами, однако система охлаждения подкачала, обнаружив свою не очень хорошую эффективность и шумность. Наличие игры в комплекте поставки вряд ли станет утешением в этом случае.

GeCube RADEON HD 3650 O.C.Edition 512MB PCI-E - очередная вариаация а-ля RADEON 2600. Только лишь с 512 мегабайтами памяти, ну и попыткой сделать приличное устройство охлаждения, хотя в данном случае - оно никак себя не проявило, демонстрируя в очередной раз, что кулеры у GeCube очень хрупкие, и малейшее прикосновение к ним может вызвать или перекос с последующим треском при работе (в данном случае), или отваливание кулероа вообще в случае в 3870 Х2.

В остальном - это добротный и успешный для своей цены продукт, занимающий эффективно свою ценовую нишу.

Выбор, как обычно, за нашими читателями. Мы даем лишь информацию о том или ином продукте, но не даем прямых указаний по выбору того или иного изделия.

И еще один момент, который мы будем повторять из обзора в обзор. Придя к решению о самостоятельном выборе трехмерного ускорителя, то бишь видеокарты в своем компьютере, пользователь должен осознавать, что он меняет одну из основных составляющих работы его системного блока, которая может потребовать дополнительной настройки для более лучшего быстродействия или включения ряда качественных функций. Это не конечный потребительский продукт, а комплектующее звено. И поэтому пользователь должен понимать, что для получения наибольшей отдачи от новой видеокарты ему придется познать некоторые азы трехмерной графики. Да и графики в целом. Если он не хочет этим заниматься, то не стоит приступать к самостоятельному апгрейду в этом плане: лучше приобретать готовые системные блоки с уже настроенным ПО (а также он будет обеспечен технической поддержкой со стороны компании-сборщика такого системника), либо приставки для игр, где ничего настраивать не надо, все включено что надо уже в самой игре.

И еще: хотим отдельно сказать насчет набора тестовых инструментов:

В обновленном и дополненном материале, посвященном инструменту тестирования FRAPS, мы наглядно показали, как неточны и ненадежны тесты, полученные с помощью этой утилиты, а иного инструмента, кроме встроенных в игры бенчмарков, у тестеров и нет.

Из этой статьи становится понятно, что как-то еще сносно (хотя опять же, с огромным потенциалом ошибок, ибо точность измерения зависит от конкретного тестера: вовремя он запустит и выключит FRAPS или же по какой-либо причине опоздает или наоборот раньше положенного момента сделает это) можно тестировать игры со встроенными и ОДИНАКОВО повторяющимися демками. Однако я сам лично сталкивался со случаями, когда в начале прохода демки или в самом конце - идут резкие перепады по нагрузке. И ошибка тестера, который запустил или остановил утилиту на полсекунды или на секунду раньше или позже - приводит к изменению среднего FPS на 15-20%. Это уже не погрешность, а никуда не годный результат. На одной карте запустил чуть раньше, на другой - чуть позже (невольно, разумеется, без умысла) - и получил совсем иную картину соотношений.

Но и это не главное. Дело в том, что таких игр со встроенными демками уже почти не найти. И тестеры идут на соверщенно неприемлемый, с нашей точки зрения, шаг, когда замер в игре делается простым проходом по прямой линии от точки начала загрузки сцены до какой-то условной финишной точки (ближайщего забора, фонаря, дерева и т.д.).

Всем понятно, что нереально пройти ОДИН и тот же путь в игре ТОЧНО ДО МИЛЛИМЕТРА также на разных картах и разных разрешениях. Плюс такие игры всегда вносят элемент случайности в сцену, и объекты даже могут быть расположены чуть иначе на ТОЙ ЖЕ СЦЕНЕ.

К сожалению, читатель на ресурсах, предлагающих огромное число тестов, не найдет - как они тестировали в той или иной игре (кроме тех, где есть бенчмарк)

Поэтому мы считаем, что пусть будет не столь велик набор тестовых игр, но все тесты прозрачны, точны, и, главное, прекрасно отражают картину соотношения ускорителей.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=17698