Интернет-магазин и его особенности.Источник: site
Интернет-магазин - это специализированный сайт, предлагающий посетителям возможности по приобретению тех или иных товаров или услуг. Идея продавать что-то "через Интернет" по возрасту сравнима с самим Интернетом. Однако период интенсивного развития онлайн-магазинов связан с появлением Web. Интернет-магазин может быть создан и торговой фирмой, уже имеющей большой опыт продаж "в офлайне", и коллективом энтузиастов, решивших сразу начать с онлайна. Онлайн-торговля имеет целый ряд отличительных особенностей, требующих особенного подхода. Планируя интернет-магазин, прежде всего следует определиться с товарами, которые будут продаваться. В принципе, продавать через Интернет можно любой товар - от гвоздей до недвижимости в Испании. Однако некоторые преимущества есть у товаров в той или иной степени уникальных и, при этом, не требующих личного присутствия покупателя для приобретения. Распространённый вид уникальных товаров, широко представленный в интернет-магазинах, - это различные авторские "художественные изделия". Например, картины, куклы, плюшевые медведи и тому подобные вещи. Помимо уникальности (определяемой авторской работой) такой товар не требует обязательного личного "осмотра" покупателем, прежде чем последний примет решение о покупке. А, например, обувь в подавляющем большинстве случаев при розничной продаже требует примерки покупателем. Более того, обувных магазинов много в "офлайне", ассортимент в них велик, товары доступны. То есть, на первый взгляд, обувь - неподходящий товар для онлайн-магазина. Однако, если предположить, что новый обувной онлайн-магазин будет торговать ботинками, изготовленными по индивидуальному заказу и по персональной "мерке", ранее снятой с ноги заказчика "выездным мастером", то уже можно ожидать успеха в продажах. Но, конечно, на успех влияют и многие другие факторы. Важна хорошо и правильно оформленная виртуальная витрина. Отсутствие физического "торгового зала" означает, что именно качество представления товара на сайте магазина играет важную роль в мотивации к покупке. Поэтому затраты на создание подробного электронного каталога товаров могут быть очень большими. При этом основная часть расходов, во многих случаях, будет связана не с технической частью: на рынке представлены готовые решения для создания виртуальных витрин в Интернете, - а с подготовкой исходных материалов для каталога: красочные фотографии, качественные описания товаров. Так как товары выставлены в Сети, на виртуальной витрине, арендовать помещение для реальных витрин не нужно. Эта же особенность приводит к тому, что успех интернет-магазина, торгующего "материальным товаром", во многом определяется службой доставки. Если в розничном офлайн-магазине покупатель обычно сам приходит за товаром (хотя есть, конечно, исключения), то интернет-магазин должен обеспечить доставку выбранного товара к покупателю своими силами. Конечно, от некоторой части проблем с доставкой избавлены интернет-магазины, торгующие цифровым контентом. Дело в том, что цифровые данные не нужно "привозить к покупателю": после подтверждения оплаты они могут быть переданы покупателю через Сеть, с использованием того же интернет-магазина. Доставка же "материальных товаров" может осуществляться почтой, курьером магазина или нанятой по договору курьерской службой. С покупателем придётся договориться не только о способе доставки, но и о месте и времени передачи ему товара. И если владельцы и администраторы небольших розничных офлайн-магазинчиков в большинстве своём даже никогда не задумывались о службе доставки товаров, то в случае с интернет-магазином служба доставки и качество её работы - просто ключевой вопрос. Почтовые отправления могут пропадать на почте. Курьер может плохо планировать время и не соблюдать договорённостей о времени. Все эти проблемы приводят к недовольству покупателей и, как результат, к потерям прибыли. Часть проблем можно решить, тщательно планируя техническую реализацию системы управления складом, которая связана с работой витрины интернет-магазина. В розничном офлайн-магазине покупатель расплачивается за товар тут же, в кассе, часто наличными деньгами. В онлайновом магазине приём платежей гораздо сложнее и может быть назван проблемой, по значению аналогичной службе доставки. Принимать платежи онлайн-магазин может разными способами. Например, непосредственно через Интернет, с использованием тех или иных "электронных валют" или банковских карт. Правда, во всех случаях придётся заключить договоры обслуживания с соответствующими платёжными системами. Более того, в технической реализации интернет-магазина нужно предусмотреть программные средства приёма платежей, совместимые с выбранными платёжными системами. Другой способ оплаты - банковским переводом. В этом случае покупателю, заказавшему товар, на сайте "выписывается" квитанция, распечатав которую можно идти в офлайновый офис банка. При этом, интернет-магазин вынужден ожидать платёж, не имея никаких гарантий того, что квитанция будет оплачена. Поэтому возникает проблема с резервированием заказанного, но неоплаченного товара на складе: не ясно, резервировать товар или нет. В некоторых случаях победить трудности помогает введение в интернет-магазине предоплатной системы расчётов, использующей внутренние лицевые счета пользователя. Такая схема распространена в интернет-магазинах, торгующих цифровым контентом (например, музыкальными записями в формате MP3). Если товар доставляется курьером, то возможна ещё одна популярная схема оплаты: наличными курьеру. Такая схема очень удобна для покупателя. Но она далеко не всегда удобна для продавца, несмотря на то, что в этом случае не требуется каких-то особенных технических средств для отслеживания платежей на сайте магазина. Например, если доставкой товара и, соответственно, приёмом платежей занимается нанятая курьерская служба, то могут возникнуть задержки по перечислению средств курьерской службой на счета компании-владельца магазина. Техническая реализация интернет-магазина определяется интенсивностью продаж и разнообразием ассортимента. При минимальных, штучных ежедневных продажах, узком ассортименте интернет-магазин может состоять из одной страницы-витрины и формы-анкеты для "ручного" приёма заказов. Более развитая, но всё ещё простая торговая система может быть реализована с использованием готовых расширений для распространённых современных CMS. Действительно же массовые продажи (вне зависисмости от ширины ассортимента), конечно, потребуют специальной технической базы, включающей в себя не только реализацию интернет-витрины, но и связанную с ней автоматизированную систему управления складом, систему взаимодействия со службой доставки и систему приёма и сопровождения платежей. |