Центры электронной торговли: не может быть легких решений

Источник: mags
Тим Уилсон

Поскольку центры электронной торговли растут как грибы после дождя, менеджерам отделов информационных технологий (ИТ) и электронной коммерции (ЭК) зачастую нелегко сделать правильный выбор.

Компаниям нужны электронные биржевые системы, которые открывали бы им доступ к долгожданным поставщикам и покупателям, повышали эффективность капиталовложений и создавали возможности для получения новых доходов. В конце концов все это вынуждает их обращаться к Web-узлам центров электронной торговли, обеспечивающих максимальную зону охвата, в том числе связи с другими центрами, и облегчающих интеграцию систем ЭК с собственными торговыми системами компаний.

По словам Лори Уиндхема, президента компании Cognitiative, которая специализируется на консультациях по вопросам электронной коммерции, успех каждой электронной биржи основывается не только на числе участников, но и на том, как хорошо ее торговая система сможет взаимодействовать с другими системами: внешними (front end) и внутренними (back end).

Дэвида Йокельсона, аналитика компании Meta Group, не удивляет тот факт, что к процедуре оценки Web-узлов относятся все более придирчиво, в то время как число центров ЭК неуклонно растет. Сейчас в любой отрасли имеется от пяти до десяти центров ЭК, работающих в режиме он-лайн, и проблема не в том, нужно ли "столбить участки" в вертикальных Интернет-порталах, а в том, где именно.

Некоторые эксперты даже предсказывают, что конкурирующие электронные торговые центры в конце концов вынуждены будут в основном работать вместе, а не бороться за внимание одной и той же ограниченной рыночной аудитории.

"По прошествии какого-то времени центры ЭК станут делиться друг с другом клиентурой и информацией, - сказала Пэм Клеар, учредитель и исполнительный директор компании Construction Zone.com. - Все зависит от числа торговых центров, в работе которых может участвовать компания".

Как быстро осуществляется переход к центрам ЭК типа "бизнес-бизнес"? Согласно утверждениям экспертов компании Gartner Group, через такие торговые центры в 1999 г. проведено около 23 млрд долл. К 2004 г. их оборот, как ожидается, составит 2,7 трлн долл., что во сто крат больше, и на их долю придется более трети всех электронных торговых операций, проводимых между компаниями.

Первые ласточки

В большинстве отраслей промышленности первые электронные биржи, функционирующие в режиме он-лайн, привлекали к себе самое пристальное внимание со стороны участников рынка. Altranet - коммерческий Web-узел фирмы Altra Energy Technologies, целиком посвященный энергетике, и узел Chemdex, обслуживающий химическую и фармацевтическую отрасли, были в числе первых онлайновых бирж типа "бизнес-бизнес". Они и сейчас остаются наиболее известными. Но поскольку число электронных торговых центров растет очень быстро, то, выбирая их, ИТ-менеджеры и представители деловых кругов становятся более разборчивыми, особенно если планируют привязать эти центры к своим внутренним бизнес-приложениям и бизнес-процессам, что наверняка потребует значительных затрат времени и средств.

По словам Дэвида Тейборса, руководителя фирмы Battery Ventures, которая предоставила стартовый капитал таким электронным торговым рядам, как Altranet, CheMatch и WorldOil.com, самое трудное в начале работы биржи, поддерживающей программную платформу типа Ariba или Commerce One - это убедить поставщиков товаров и услуг предоставить ей свою информацию, в частности такую, как прайс-листы. "Если на данной электронной бирже представлено только 30% общего объема всевозможных продуктов, какая польза от нее?" - спрашивает он.

Уже не считается достаточным партнерство со всеми поставщиками, работающими в отдельно взятой отрасли промышленности. Все чаще и чаще работу сетевых бирж оценивают по их способности обеспечить связь с другими биржами, а не только по тому, сколько покупателей и продавцов они могут собрать вместе самостоятельно.

"Скоро мы станем свидетелями появления электронных мегапорталов, которые послужат связующей инфраструктурой для объединения множества различных электронных бирж", - утверждает Ли Найт, аналитик Gartner Group. А пока таковых еще не существует, крупные игроки, подобные General Motors и Chemdex, позиционируют в качестве этих порталов свои собственные Web-узлы.

Вместе с тем многие аналитики сомневаются в возможности создания таких инфраструктур в ближайшем будущем. Деятели рынка, бьющиеся друг с другом за обладание одними и теми же клиентами и поставщиками, вероятно, с неохотой будут взаимодействовать между собой из-за боязни "поглощения" их собственного бизнеса кем-то другим.

"Если, к примеру, я занимаюсь электронной коммерцией в области химии, зачем мне поддерживать отношения с Chemdex - ведь у них и без меня много точно таких же поставщиков", - сказал Йокельсон. Даже если биржевые операторы станут взаимодействовать, инфраструктурные различия их систем затруднят эту связь в реальном масштабе времени. Например, торговые системы, основанные на ПО Ariba, взаимодействуют через протокол CXML, в то время как системы, основанные на ПО Commerce One, используют свой собственный протокол CBL. По словам экспертов, системы разных производителей могут в принципе взаимодействовать через интерфейсы XML или приложения-посредники, но это зачастую приводит к снижению производительности.

"Если вы не можете обеспечить взаимодействие в реальном масштабе времени, то вы не в состоянии предложить такие жизненно важные функции биржи, как аукционное и динамическое ценообразование, - отмечает Найт. - А если вы не можете предложить их, то это является первоочередным аргументом не в пользу установления отношений с вашей электронной биржей".

Предполагается, что языки программирования, подобные BizTalk, который предложен фирмой Microsoft, помогут связать воедино системы электронной коммерции и Интернет-биржи, пока же этого еще не произошло. По словам Йокельсона, владельцы бирж, кроме всего прочего, опасаются потерять преимущества перед своими конкурентами, если будут использовать стандарт, разработанный Microsoft.

Тем временем другие производители ПО предлагают свои способы, чтобы помочь компаниям одновременно связываться со множеством электронных бирж через локальные серверы, находящиеся в их офисах. Фирма OnDisplay, к примеру, недавно начала предлагать бесплатно ПО корпоративного XML-сервера, которое позволяет компаниям обмениваться счетами-фактурами, заказами и другими документами с любой торговой системой, базирующейся на аналогичном ПО.

"Па-де-де" по-домашнему

"По другую сторону" любого Web-узла ЭК всегда находятся внутренние системы предприятия, обеспечивающие процессы размещения, обработки и исполнения заказов (back-end systems). По словам Йокельсона (Meta Group), многие вертикальные порталы уже можно различить один от другого по предлагаемым ими услугам интеграции приложений, таким, как привязка биржевых торговых систем к корпоративным ERP-системам или обеспечение безопасности и целостности данных, предоставляемых в качестве исходных внутренним бизнес-приложениям. Но такие возможности не решают ключевую проблему, поскольку все электронные торговые центры функционируют по-разному и поддерживают разную инфраструктуру, что затрудняет их единообразное интегрирование с теми внутренними корпоративными бизнес-системами, которые от компании к компании тоже варьируются.

По словам Уиндхема (Cognitiative), это проблема не только интеграции ПО, но и интеграции бизнес-процессов: "У каждой компании имеются свои способы делать закупки и поддерживать связь с производителями, и когда вы придаете дополнительную динамику этим бизнес-процессам, используя несколько разных электронных бирж, то можете усложнить дело".

В настоящее время многие компании преодолевают несовместимость ПО внешних и внутренних систем с помощью связующего ПО, например предлагаемого фирмами Tibco и Active Software. Связующее ПО преобразует данные внешних Web-систем в формат, понятный внутренним системам. В некоторых случаях связующее ПО может даже преобразовывать данные в форматы, понимаемые унаследованными системами, в которых Web-технология вообще не используется.

Проблемы интеграции с внутренними системами - еще один аргумент в пользу приложений-посредников третьих фирм, которые служат связующим звеном между Интернет-биржами и унаследованными внутрикорпоративными системами. Так, например, фирма Requisite Technologies предлагает ПО для управления содержимым каталога: оно переформатирует данные таким образом, что они становятся "понятными" большинству Web-узлов электронной коммерции.

Производители ERP-систем, включая фирмы SAP и Oracle, всячески рекламируют свои собственные возможности в области интеграции, так как могут предоставлять и биржевое, и внутрикорпоративное ПО. Уиндхем предлагает некоторым ИТ-менеджерам, вместо того чтобы выбирать только те биржи, которые лучше всего соответствуют их внутренним системам, переосмыслить заново организацию их внутренних бизнес-систем, с тем чтобы они больше соответствовали биржевым системам.

Базовые критерии

Покупатели. Продавцы. Интеграция биржевых систем. Интеграция внутрикорпоративных приложений. Имея такое множество новых критериев выбора электронных торговых систем, каким из них отдать предпочтение?

Если верить экспертам, то компаниям сначала имеет смысл решить, насколько тесно они должны быть связаны с той или иной электронной биржей. Некоторые электронные торговые центры от случая к случаю могут служить для покупки товаров и услуг по низкой цене или ликвидации избыточных запасов товара.

Например, многие достижения электронной коммерции типа "бизнес-бизнес", такие, как торговля офисными принадлежностями в режиме он-лайн посредством недорогих Web-узлов, стали возможными только потому, что их менеджерам не пришлось сталкиваться со сколько-нибудь заметным противодействием со стороны покупателей и продавцов в привлечении их для участия в сделках.

Отдельные торговые центры могут оказаться безальтернативными в результате действий наиболее влиятельных деятелей рынка, которые диктуют правила участия там большинству корпоративных потребителей и поставщиков. Фирма General Motors, к примеру, угрожала прекратить бизнес с теми компаниями, которые не будут участвовать в работе ее портала TradeXchange. Точно так же она поступила более 15 лет назад при внедрении своей системы электронного обмена данными (Electronic Data Interchange - EDI).

"Тот, кто обладает реальной силой на рынке, тот и будет устанавливать стандарты, по которым в дальнейшем станет работать электронный торговый центр, - считает Ли Найт (Gartner Group). - В автомобильной промышленности это могут быть такие фирмы, как Ford и General Motors, имеющие наибольший вес, а в сфере бытовых товаров - поставщик, подобный Procter & Gamble".

Но как бы там ни было, для оценки ситуаций, при которых компания хочет в той или иной мере взаимодействовать с электронным торговым центром и решает, какой именно из них следует выбрать, существует стремительно расширяющаяся система критериев. Наиболее очевидным из них является число покупателей и продавцов, которыми располагает данный торговый центр, либо самостоятельно, либо взаимодействуя с другими центрами.

"Чем больше мы привлечем участников к работе с нашим Web-узлом, тем успешнее она будет", - заметил Клайв Мазер, исполнительный директор фирмы Shell Services International, которая сотрудничает с компанией Commerce One с целью создания вертикального торгового центра для энергетической промышленности. По утверждению же экспертов, компании, планирующие значительный торговый оборот через данную биржу, должны оценить не только легкость ее интеграции с их внутрикорпоративными системами, но и деловую сметку и финансовые возможности ее операторов.

Некоторые информационно-технологические соображения

В лице Интернет-порталов компании должны подбирать себе достойных доверия торговых партнеров. "Портал должен быть основан на масштабируемой инфраструктуре, чтобы в случае роста его популярности можно было справиться с увеличивающимся объемом транзакций. Для него должны быть обеспечены отказоустойчивость и избыточное резервирование, функционирование на сервере промышленного уровня, работающего под управлением высоконадежной ОС, подобной Unix, - заявил Уиндхем. - Компании должны искать такие биржи, которые используют прикладное ПО и СУБД, наиболее распространенные в данной отрасли промышленности".

Как замечает Ли Найт, часто бывает так, что торговый центр, который поддерживается компанией, не работающей в данной отрасли промышленности, не может предложить адекватную модель ценообразования. Например, биржа, работающая в отрасли с низкой рентабельностью, такой, как электроника, не может брать по 10% за каждую транзакцию.

В отдельных случаях крупная компания может финансировать электронные торговые центры посредством покупки доли в их активах или даже приобретения пакета акций целиком. Компании Shell, Chevron и железнодорожная Burlington Northern Santa Fe - это только некоторые из компаний, которые владеют по крайней мере частью электронных бирж, созданных с их помощью. "Однако не следует вступать в такие взаимоотношения необдуманно", - сказал Йокельсон. - Если это не входит в вашу основную компетенцию, то, прежде чем поступать таким образом, нужно крепко подумать. Сегодня многие компании предпочитают услуги аутсорсинга".

Впрочем, уже сейчас наряду с советами по поводу создания или выбора электронных бирж большинство экспертов убеждают компании вступать в долевое участие с последними. По словам Уиндхеа, не предпринимать ничего - это, вероятно, самое рискованное из того, что вы можете позволить себе сегодня. Нужно пробовать что-то делать. Ведь конкуренты не дремлют.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=17030