"Прямая и явная угроза": полный обзор и тестирование Radeon HD 4850 512 Мбайт от HIS

Источник: overclockers

Предисловие

До недавнего времени в среднем ценовом сегменте видеокарт стоимостью от 150 до 200 долларов США царствовали продукты компании NVIDIA. К заметно снизившимся в цене GeForce 8800 GT прибавились ещё более дешёвые и несущественно уступающие им по производительности GeForce 9600 GT. Единственный представитель ATi в данном ценовом диапазоне - видеокарта Radeon HD 3870 - в большинстве игр уже не могла составить им конкуренцию, поэтому её стоимость и опустилась ещё ниже, чем у GeForce 8800/9600 GT. Ну а двухчиповая Radeon HD 3870 X2 по стоимости находится далеко за пределами границы в $200.

Вовсе не желая упускать самый массовый сегмент рынка видеокарт, компания ATI, находящаяся теперь "под крылом" AMD, в середине июня текущего года анонсирует новый графический процессор RV770 и две видеокарты на его основе: Radeon HD 4850 и Radeon HD 4870. Рекомендованная стоимость последней равна 299 долларам США, и уже не позволяет ей включиться в борьбу за средний ценовой сегмент. А вот первая - Radeon HD 4850 - рекомендуется в розницу за скромные 199 долларов США, и, что самое интересное, к сегодняшнему дню уже продается по даже более низкой цене, нежели рекомендованная.

Характеристики нового GPU, а затем и анонс видеокарт на его основе (в первую очередь Radeon HD 4850) оказались столь впечатляющими, что над продуктами компании NVIDIA в данном ценовом сегменте нависла прямая и явная угроза быть поверженными и менее востребованными, чем сегодня. Не зря рекомендованная и розничная стоимость GeForce 9800 GTX, более быстрой чем GeForce 8800 GT / 9600 GT, была не просто снижена, а буквально рухнула до 199 долларов США и ниже. Более того, за резким снижением цены последовал анонс GeForce 9800 GTX+ на модернизированном графическом процессоре G92b с повышенными частотами и рекомендованной стоимостью до 229 долларов США. Новинка выходит 14 июля.

Всё это прямо или косвенно (как угодно) говорит о том, что RV770 удался, и оставить видеокарты на его основе без внимания мы не могли, как и пройти мимо развязывающейся в настоящем сегменте видеокарт ценовой войны. Поэтому сегодня мы представляем вашему вниманию подробный обзор и тестирование первой появившейся у нас видеокарты на основе нового GPU - Radeon HD 4850. Вас ждёт изучение новинки, проверка её температурного режима, оверклокерского потенциала, производительности в сравнении с конкурентами и даже тесты CrossFire. Ну а поможет нам в этом компания HIS, предоставившая для тестирования сразу же две видеокарты HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт.

1. Обзор HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт

Стиль оформления коробок новых видеокарт от HIS не изменился в сравнении с теперь уже старой серией Radeon HD 3870/3850. Всё та же тёмно-синяя гамма и масса исчерпывающей информации на лицевой и оборотной сторонах упаковки:

Внутри оболочки из тонкого картона находится ещё одна коробка только теперь уже из толстого белого картона, а в ней, в свою очередь, пластиковый бокс с отсеками под видеокарту и аксессуары комплекта поставки. Последние выглядят следующим образом:

Перечислю их слева направо и сверху вниз:

  • один переходник 15 pin DVI / D-Sub;
  • один переходник с DVI на HDMI;
  • гибкий соединительный мостик для CrossFire;
  • фирменная универсальная отвёртка-уровень-фонарик;
  • разветвитель с S-Video выхода на компонентный кабель;
  • адаптер-разветвитель DVI-to-HDMI;
  • компакт-диск с драйверами видеокарты и фирменной утилитой для разгона;
  • инструкция пользователя;
  • голографическая наклейка HIS;
  • купон на бесплатное скачивание игр серии Half-Life 2.

В комплекте поставки, к сожалению, отсутствует кабель для подключения дополнительного питания видеокарты. По всей видимости, в HIS предполагают, что все блоки питания уже оснащены отдельными шестипиновыми коннекторами для дополнительного питания современным видеокарт. А как быть тем, кто решил провести upgrade своей системы и не собирается менять старый корпус или блок питания? Искать кабель? Всё-таки это недостаток комплекта поставки.

Видеокарта HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт референсного дизайна выполнена на текстолите ярко красного цвета, большая часть лицевой стороны которого закрыта системой охлаждения:

Определить, что видеокарта распространяется под маркой HIS можно лишь по наклейке на турбине системы охлаждения. В остальном же это полностью референсный образец, коих в первое время появления Radeon HD 4850 на рынке будет подавляющее большинство.

На оборотной стороне осталась своеобразная backplate системы охлаждения, как и на Radeon HD 3870:

Микросхемы памяти также расположены только с лицевой стороны PCB, поэтому по первому взгляду на оборотную сторону видеокарты отличить её от Radeon HD 3870 довольно сложно (размеры видеокарт одинаковы).

HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт всё так же оснащена PCI-Express x16 интерфейсом версии 2.0, двумя портами DVI-I (dual link) с поддержкой высоких разрешений, а также S-Video выходом:

В верхней части платы находятся два разъёма для объединения двух видеокарт в режим CrossFire или сразу же четырёх в режим CrossFireX:

C первого взгляда на PCB видеокарты кажется, что она пустая и минимально загруженная элементами:

Обратите внимание, что микросхемы видеопамяти теперь расположены в двух линиях сверху и справа от GPU, а пара центральных микросхем в каждой линии сгруппированы (видимо, из-за особенностей разводки платы).

Силовая часть платы также сравнительно простая (это после впечатлений о GeForce GTX 280):

Видеокарта оснащена одним шестипиновым разъёмом для подключения дополнительного питания. Согласно спецификаций, для Radeon HD 4850 512 Мбайт необходим блок питания мощностью в 450 Ватт, а для CrossFire систем из двух таких видеокарт потребуется блок питания мощностью в 600 Ватт.

Новый графический процессор RV770, выпущенный по 55-нм технологии на Тайване, датирован 20-й неделей текущего года (в период с 5 по 11 мая):

Частота работы GPU Radeon HD 4850 составляет 625 МГц. Площадь ядра равна 256 кв.мм, а число транзисторов равно 956 млн. Число унифицированных шейдерных процессоров в графическом процессоре RV770 увеличено до 800 штук, текстурных блоков до 40 штук, а количество ROP оставлено без изменений и равно 16, однако теперь они могут обрабатывать вдвое большее количество пикселей за такт, благодаря чему полноэкранное сглаживание (MSAA) теперь не должно столь резко снижать производительность графического адаптера, как это происходит на RV670 (Radeon HD 3870/3850). Частота работы чипа в 2D-режиме снижается до 500 МГц. Также в настоящее время уже существует софт для редактирования BIOS новых видеокарт и возможность задать для режима простоя и экономии электроэнергии частоту в 160 МГц.

Ширина шины обмена с памятью видеокарты не изменилась и составляет всё те же 256 Бит. Общий объём видеопамяти референсных Radeon HD 4850 составляет 512 Мбайт, которые в случае видеокарты от HIS набраны восьмью микросхемами стандарта GDDR3 производства компании Qimonda:

Маркировка чипов - HYB18H512321BF-10, а их номинальное время доступа равно 1.0 нс при теоретической эффективной частоте работы в 2000 МГц. В то же время, по данным мониторинга видеопамять HIS Radeon HD 4850 функционирует на эффективной частоте в 1986 МГц, что соответствует спецификациям новой видеокарты.

Таким образом, характеристики Radeon HD 4850 выглядят следующим образом:

Теперь рассмотрим систему охлаждения Radeon HD 4850. Однослотовый кулер представляет собой пластину с медным сердечником, который контактирует с графическим процессором через серый густой термоинтерфейс:

Микросхемы памяти и силовые элементы PCB контактируют с металлической (материал определить точно не удалось, но не медь) подложкой кулера посредством термопрокладок.

Пластиковый кожух системы охлаждения без труда снимается (привернут саморезами по периметру):

Под ним скрывается радиатор, набранный из тонких медных рёбер сомкнутых друг с другом:

Сквозь эти рёбра прокачивает воздушный поток небольшая турбина с прямыми лопастями. Причем воздух направлен к задней стенке корпуса системного блока, поэтому для небольшого повышения эффективности работы системы охлаждения и снижения температуры внутри корпуса в целом, я бы рекомендовал снять заглушку в задней стенке корпуса рядом с видеокартой.

Выпущенная в Китае турбина, основана на двух подшипниках качения и потребляет около 4.8 Ватт:

Скорость вращения турбины регулируется автоматически в зависимости от температуры графического чипа.

Поверхность основания, контактирующая с поверхностью графического процессора, обработана довольно сносно:

Теперь проверим эффективность референсной системы охлаждения Radeon HD 4850. Методика тестирования не изменилась и заключалась в десятикратном прогоне бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Все тесты проводились в закрытом корпусе ASUS Ascot 6AR2-B системного блока (конфигурацию вентиляторов в нём вы можете найти ниже в разделе с методикой тестирования). Комнатная температура во время тестирования была равна 24 градусам Цельсия. Так как автор RivaTuner вместо того, чтобы включать поддержку новых видеокарт и драйверов в свою уникальную программу, грелся на солнце с пивом ;), то мониторинг температуры осуществлялся с помощью утилиты AMD GPU Clock Tool версии 0.9.8. Стандартный термоинтерфейс во время тестирования был заменён на высокоэффективную термопасту Arctic Silver 5, нанесённую тончайшим слоем.

В результате, температурный режим графического процессора видеокарты с номинальными частотами и при автоматической работе турбины системы охлаждения оказался неудовлетворительным, а с точки зрения оверклокера и вовсе неприемлемым. Так, в 2D-режиме графический процессор видеокарты прогревался до 72 градусов Цельсия, а под нагрузкой температура достигала 86 градусов. При этом оборотная сторона видеокарты нагревалась так, что палец не выдерживал и секунды касания, а температура внутри корпуса системного блока и центрального процессора, в частности, возрастала на 5-7 градусов Цельсия. Для сравнения добавлю, что такой рост температуры CPU не наблюдался даже при установке в корпус разогнанной GeForce 9800 GTX со штатной системой охлаждения (которая выбрасывает нагретый воздух из корпуса системного блока).

Никчемность штатной системы охлаждения подтверждает также и тот факт, что при замене её на кулер Arctic Cooling Accelero S1 с турбо-модулем температура графического процессора видеокарты в режиме простоя снизилась до 36 градусов Цельсия, а в пике нагрузки не превышала 56 градусов (-30 градусов к референсу). Отверстия по периметру RV770 точно совпадают с оными у RV670, поэтому никаких проблем при установке не возникло:

После замены системы охлаждения оборотная сторона PCB видеокарты даже в нагрузке была чуть тёплой, а температурный режим центрального процессора пришел в норму, даже несмотря на тот факт, что Accelero S1 не выбрасывает нагретый графическим процессоров воздух из корпуса системного блока, а рассеивает его внутри). Также проверена совместимость Radeon HD 4850 с такими кулерами для видеокарт как Thermaltake DuOrb и Zalman VF1000 LED. Охлаждают они немногим хуже, чем Accelero S1, но проблем с совместимостью также не имеется.

Единственным плюсом штатной системы охлаждения, помимо её однослотовости, является очень тихий режим работы при автоматической регулировке скорости вращения турбины. Если же отрегулировать турбину на 60~65 % скорости вращения, то температура ядра видеокарты в пике нагрузки снижается до 77 градусов Цельсия, а при 100 % скорости до 72 градусов. Однако, и в этом случае из двух зол придётся выбирать оба, так как и температура, как вы понимаете, всё ещё довольно высока, и шум от турбины резок и неприятен. Комфортным он остается только при 40~45 % скорости вращения.

Не трудно догадаться, что проверка оверклокерского потенциала видеокарт не проводилась с их референсными системами охлаждения, такие "приключения" с временно предоставленными на тесты семплами мне не нужны, а непосредственные владельцы Radeon HD 4850 сами для себя решат идти на такой в достаточной степени рискованный шаг или нет. Разгон видеокарт осуществлялся с помощью уже упомянутой мною утилиты AMDGPUClock Tool. В результате одну видеокарту удалось разогнать до скромных 695/2150 МГц, а вторая оказалась более удачной в плане оверклокерского потенциала, так как её частоты без потери в стабильности и качестве картинки удалось поднять до 725/2275 МГц:

Температура GPU при этом повысилась, но всё ещё оставалась вполне умеренной по современными меркам:

В простое температура GPU снижается до 39~40 градусов Цельсия.

В завершении данного подраздела статьи добавлю, что BIOS видеокарты HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт вы можете скачать из нашего файлового архива (WinRAR архив, 37.9 Кбайт).

2. Технические характеристики, рекомендованная стоимость и энергопотребление

Технические характеристики ATi Radeon HD 4850 в сравнении с её предшественницей ATi Radeon HD 3780 и потенциальным конкурентом в лице NVIDIA GeForce 9800 GTX представлены вашему вниманию в следующей таблице:

Наименование технических характеристик ATi Radeon HD
3870
ATi Radeon HD
4850
NVIDIA GeForce
9800 GTX
Графический(е) процессор(ы) RV670 (TSMC) RV770 (TSMC) G92-420 (TSMC)
Техпроцесс, нм 55 (low-k) 55 (low-k) 65 (low-k)
Площадь ядра(ер), кв.мм 190 256 330
Число транзисторов, млн. 666 956 754
Частота(ы) графического(их) процессора(ов),
МГц
775
(297 в 2D-режиме)
625 675
(1 688 shader)
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц 2 250 1 986 2 200
Объем памяти, Мб 512 512 / 1024 512
Тип поддерживаемой памяти GDDR3 / GDDR4 GDDR3 GDDR3
Разрядность шины обмена с памятью, Бит 256 256 256
Интерфейс PCI-Express x16
(v2.0)
PCI-Express x16
(v2.0)
PCI-Express x16
(v2.0)
Число унифицированных шейдерных
процессоров, шт.
320 800 128
Число текстурных блоков, шт. 16 40 64
Число блоков растеризации (ROPs), шт. 16 16 16
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders 4.1 / 4.1 4.1 / 4.1 4.0 / 4.0
Полоса пропускания видеопамяти, Гб/сек ~72.0 ~63.6 ~70.4
Теоретическая максимальная скорость закраски,
Гпикс./сек
~12.4 ~10.0 ~10.8
Теоретическая максимальная скорость выборки
текстур, Гтекс./сек
~12.4 ~25.0 ~43.2
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме
работы, Ватт
<105 <110 <156
Требования к мощности блока питания, Ватт ~400 ~450 ~450
Размеры видеокарты референсного дизайна,
мм (Д х В х Т)
220 х 100 х 35 220 х 100 х 16 270 х 100 х 32
Выходы 2 х DVI-I
(Dual-Link),
TV-Out, HDTV-Out,
HDCP
2 х DVI-I
(Dual-Link),
TV-Out, HDTV-Out,
HDCP
2 х DVI-I
(Dual-Link),
TV-Out, HDTV-Out,
HDCP
Дополнительно поддержка
CrossFire
поддержка
CrossFireX
поддержка SLI
(3-Way SLI)
Рекомендованная стоимость, долларов США ~129 ~199 ~199

Измерение энергопотребления видеокарты HIS Radeon HD 4850 512 Мбайт осуществлялось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC2. Данная панель измеряет потребление системы в целом без учёта монитора, а не отдельного компонента системного блока (подробная конфигурация указана в следующем разделе). Измерение было проведено в 2D-режиме, при обычной работе в Word или Internet-серфинге, а также в 3D-режиме, нагрузка в котором создавалась с помощью пятикратного бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Столь ресурсоемкий для видеокарт графический режим выбран в целях минимизации влияния на результаты измерений прочих компонентов системного блока (в первую очередь центрального процессора).

Результаты измерения энергопотребления Radeon HD 4850 512 Мбайт и её CrossFire режима в сравнении с другими ранее протестированными нами ранее видеокартами представлены вашему вниманию на следующей диаграмме:

Разгон двух Radeon HD 4850 в CrossFire режиме ограничен потенциалом самой слабой видеокарты, поэтому частоты при разгоне CrossFire ниже, чем у одиночной видеокарты. В отношении энергопотребления хотелось бы отметить, что система с Radeon HD 4850 потребляет в 3D-нагрузке даже чуть меньше чем с Radeon HD 3870, правда последняя оказывается самой экономной в режиме простоя (видимо сказывается снижение частоты GPU RV670 до 297 МГц). А вот в CrossFire платформа с двумя Radeon HD 4850 оказывается в лидерах по потреблению среди видеокарт сегодняшнего тестирования, как того и следовало ожидать. Кстати, здесь можно с небольшой погрешностью определить сколько потребляет одиночная видеокарта Radeon HD 4850, вычислив разницу между CrossFire и одиночной видеокартой в номинальном режиме работы. Расчётно получается, что Radeon HD 4850 512 Мбайт потребляет в пике нагрузки около 102 Ватт электроэнергии.

3. Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование всех видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUSTek P5K Deluxe/WiFi-AP (Intel P35), LGA 775, BIOS v0812;
  • Процессор: Intel Core 2 Extreme QX9650, 3.0 ГГц, 1.25 В, L2 2 x 6 Мбайт, FSB: 333 МГц x 4, (Yorkfield, C0);
  • Система охлаждения CPU: Thermalright SI-128 SE (Scythe Ultra Kaze, ~1250 об/мин);
  • Термоинтерфейс: Arctic Silver 5;
  • Оперативная память:
    • 2 x 1024 Мбайт DDR2 Corsair Dominator TWIN2X2048-9136C5D (Spec: 1142 МГц / 5-5-5-18 / 2.1 В);
    • 2 x 1024 Мбайт DDR2 CSX DIABLO CSXO-XAC-1200-2GB-KIT (Spec: 1200 МГц / 5-5-5-16 / 2.4 В);
  • Дисковая подсистема: SATA-II 500 Гбайт, Samsung HD501LJ, 7200 об/мин, 16 Мбайт, NCQ;
  • Система охлаждения и звукоизоляции HDD: Scythe Quiet Drive 3.5";
  • Привод: SATA-II DVD RAM & DVD±R/RW & CD±RW Samsung SH-S183L;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver (на вдув и выдув установлены 120-мм корпусные вентиляторы Scythe Slip Stream на ~960 об/мин на силиконовых шпильках, на боковой стенке - такой же вентилятор на ~800 об/мин);
  • Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC2;
  • Блок питания: Enermax Galaxy DXX (EGA1000EWL) 1000 Ватт (штатные вентиляторы: 135-мм на вдув, 80-мм на выдув).
  • Монитор: 24" BenQ (Wide LCD, 1920 x 1200 / 60 Гц).

В целях минимизации зависимости производительности видеокарт от скорости системы, центральный процессор во время тестирования с увеличением напряжения до 1.6 В был разогнан до частоты в 4.04 ГГц:

При этом оперативная память функционировала на частоте в 1077 МГц с таймингами 5-5-5-12 при напряжении в 2.15 В.

Все тесты были проведены в операционной системе Windows Vista Ultimate Edition x64 preSP1. Драйверы чипсета материнской платы - Intel Chipset Drivers версии 9.0.0.1008. Использовались библиотеки DirectX 9.0с (дата релиза - июнь 2008 года), а также драйверы видеокарт ATi Catalyst 8.7 beta (8.520) и NVIDIA ForceWare 177.41. Настройки качества графики в драйверах выставлены на "High Quality". То есть все оптимизации, доступные в ForceWare и Catalyst, были отключены. Catalyst A.I. оставлен в положении по умолчанию - "Standart", так как при его отключении CrossFire режим корректно не функционирует. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх не реализовано по каким-то причинам, то параметры юстировались в панелях управления драйверов ForceWare и Catalyst. Сглаживание прозрачных поверхностей (текстур) "Adaptive Antialiasing (multi-sampling)" для ATi Catalyst и "Transparency antialiasing (multi-sampling)" для NVIDIA ForceWare активировано.

Производительность видеокарт оценивалась в трёх разрешениях: 1280 x 1024, 1680 х 1050 и 1920(1900) х 1200, в следующем наборе приложений, состоящем из двух синтетических бенчмарков и восьми игр разных жанров:

  • 3DMark 2006 (Direct3D 9/10) - build 1.1.0, default settings;
  • 3DMark Vantage (Direct3D 10) - v1.0.1, профиль "Perfomance" (тестировались только основные тесты);
  • S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl (Direct3D 9) - версия игры 1.006, включено полное динамическое освещение, анизотропная фильтрация x16 и прочие максимальные настройки качества графики, использовалась демо-запись "x" (тройной цикл теста);
  • Call of Juarez Bench (Direct3D 10) - Shadowmap size: 1024x1024, Shadows quality: Low, Audio: Disable;
  • World in Conflict (Direct3D 10) - версия 1.0.0.7(b87), профиль качества графики "Very High", но UI texture quality = Compressed; Water reflection size = 512; DirectX 10 рендеринг активирован;
  • Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0) - версия 1.4, максимальные настройки графики, демо "d2", методика подробно описана здесь;
  • Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9) - версия 1.4, настройки графики и текстур выставлены на уровень "Extra", методика тестирования подробно изложена здесь;
  • Unreal Tournament 3 (Direct3D 9) - версия 1.2, максимальные настройки графики в игре (5-й уровень), тестировались 90 секунд "Fly By" на уровне "DM-ShangriLa";
  • Crysis (Direct3D 10) - версия игры 1.2.1, профиль настроек "High", Shadows Quality: Medium, Sound Quality: Medium, трёхкратный цикл теста видеокарты из бенчмарка Crysis Benchmark Tool версии 1.05;
  • Devil May Cry 4 Benchmark (Direct3D 10) - максимальные настройки качества графики ("Super High"), двойной последовательный прогон второй сцены бенчмарка (SCENE2).

Теперь о видеокартах, с которыми мы сегодня будем сравнивать Radeon HD 4850 512 Мбайт. В первую очередь, это Radeon HD 3870 512 Мбайт, как самая мощная одночиповая видеокарта на графическом процессоре ATi предыдущего поколения. Данная видеокарта выпущена также под лейблом HIS и имеет номинальные частоты в 775/2250 МГц, а её оверклокерский "потолок" на более-менее приличном воздушном охлаждении в виде Arctic Cooling Accelero S1 с турбо-модулем составляет 864/2500 МГц. Несмотря на то, что по стоимости сегодня они, конечно же, несопоставимы, думаю, многим будет интересно сравнить на много ли вперёд шагнула ATi в сравнении с прежним GPU RV670 и продуктом на его основе.

Во-вторых, это видеокарта GeForce 9800 GTX 512 Мбайт на сегодняшний день с такой же рекомендованной стоимостью, как и у Radeon HD 4850. Номинальные частоты уже рассмотренной нами ранее видеокарты производства компании Chaintech, составляют 675/2200 МГц, а в разгоне видеокарте покоряются частоты в 738/2520 МГц. Замены референсной системы охлаждения данной видеокарты не осуществлялось.

Наконец, третий конкурент для Radeon HD 4850 как раз прямым соперником для новой видеокарты и не является. NVIDIA GeForce GeForce GTX 280 1024 Мбайт пока ещё стоит существенно дороже даже пары Radeon HD 4850 512 Мбайт и не может быть противопоставлен ей напрямую. Однако, сегодня у нас две видеокарты HIS Radeon HD 4850, что позволит не просто провести их тестирование в CrossFire режиме, но и сравнить производительность такой связки с GeForce GTX 280. Добавлю, что видеокарта производства компании LeadTek уже была проверена нами ранее, её дефолтные частоты равны референсным и составляют 602/2214 МГц. В разгоне видеокарты частоты удалось поднять до 695/2600 МГц. Система охлаждения в этом случае также не заменялась.

В режиме CrossFire видеокарты Radeon HD 4850 нагреваются ещё больше, нежели по одиночке. При температурах в 90 градусов Цельсия ни о каком разгоне не могло быть и речи. Поэтому референсные системы охлаждения были заменены на Accelero S1 + Turbo Module и Thermaltake DuOrb:

Напомню, что в разгоне видеокарты функционировали на частотах менее удачной карты - 695/2150 МГц.

4. Результаты тестов производительности и их анализ

Видеокарты расположены на диаграммах в порядке возрастания их рекомендованной стоимости. Результаты тестирования видеокарты Radeon HD 3870 512 Мбайт выделены оранжевым цветом, Radeon HD 4850 512 Мбайт и CrossFire режим из двух таких видеокарт - красным, GeForce 9800 GTX 512 Мбайт, как и в двух предыдущих статьях, - фиолетовым, ну а результаты GeForce GTX 280 1024 Мбайт - изумрудным цветом, также как и прежде.

Изучение результатов начнём с синтетического бенчмарка 3DMark 2006:

  • 3DMark 2006

На первый взгляд, выступление Radeon HD 4850 в первом же синтетическом бенчмарке выглядит не столь впечатляющим. Не очень существенный отрыв от Radeon HD 3870 и небольшой проигрыш GeForce 9800 GTX позволяют новинке закрепиться в середнячках. Обращает на себя внимание прекрасная масштабируемость Radeon HD 4850 в режиме CrossFire, которую демонстрирует пара видеокарт. Здесь беспрекословное первое место, как в номинале, так и при разгоне. Более дорогая и сейчас уже более редкая на рынке чем Radeon HD 4850 видеокарта GeForce GTX 280 проигрывает упряжке из двух Radeon HD 4850. Сохранится ли лидерство в новом синтетическом бенчмарке? На очереди тесты 3DMark Vantage.

  • 3DMark Vantage

Лидерство не просто сохранилось, но и закрепилось уверенной победой одиночной видеокарты над своим прямым конкурентом GeForce 9800 GTX! Очевидна шейдерная мощь нового GPU, в столь требовательном к ней бенчмарке. Справедливости ради, здесь необходимо отметить тот факт, что и Radeon HD 3870 отстал не так много от GeForce 9800 GTX, а также тот факт, что последние драйверы Catalyst 8.7 beta, которые я использовал в тестах, приносят существенный прирост производительности видеокартам на чипах ATi в данном бенчмарке. CrossFire здесь также на высоте: высокая производительность и отменная плавность в демках бенча. Умеют работать над драйверами программисты из ATi только, увы, не там где это действительно нужно подавляющему большинству из нас с вами...

На очереди тесты в реальных играх.

  • S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl (Direct3D 9)

По первым игровым тестам необходимо отметить, что Radeon HD 4850 не демонстрирует внушительного превосходства над Radeon HD 3870. Тем не менее, новинка во всех тестовых режимах и разрешениях идёт вровень с GeForce 9800 GTX, то чуть опережая последнюю, то немного отставая от неё. А вот CrossFire режим из пары Radeon HD 4850 откровенно порадовал, позволив опередить мощнейшую GeForce GTX 280. Причем, что особо хотелось бы здесь выделить, так это отсутствие на CrossFire так называемых лагов и дискомфортных рывков как во время прогона демо-записи, так и непосредственно в игре. И это несмотря на тот факт, что зачастую минимальный показатель FPS на CrossFire даже немного ниже чем на одиночной видеокарте.

  • Call of Juarez Bench (Direct3D 10)

Результаты тестирования Radeon HD 4850 в исконной вотчине ATi - бенчмарке игры Call of Juarez - иначе как блестящими не назовешь. Даже одиночная видеокарта Radeon HD 4850 на равных борется с втрое более дорогой GeForce GTX 280, а видеокарта на чипе прошлого поколения Radeon HD 3870 более чем успешно соперничает здесь с GeForce 9800 GTX. CrossFire из пары Radeon HD 4850 выступает вообще в другой лиге, наголову превосходя всех возможных и невозможных соперников. Что ту еще сказать? Могут, когда захотят.

  • World in Conflict (Direct3D 10)

Картину совершенно иного плана демонстрирует бенчмарк из игры World in Conflict. Нет, одиночная Radeon HD 4850 продолжает заслуживать оваций, так как в режиме без методик улучшения качества графики её производительность находится на уровне GeForce 9800 GTX, а при активации полноэкранного сглаживания вкупе с анизотропной фильтрацией последняя остается позади, и чем выше разрешение, тем больше преимущество Radeon HD 4850. Но посмотрите на результаты CrossFire! Как не работал он в данной игре на паре из Radeon HD 3870 и драйверах Catalyst 7.11 более чем пол года назад, так и сейчас с патчем к игре версии 1.0.0.7 и с драйверами Catalyst 8.7 beta не функционирует. Во время подготовки материала к игре World in Conflict вышел патч, обновляющий игру до версии 1.0.0.9, и хотя в его изменениях о CrossFire не было ни строчки, я всё-таки надеялся на какие-то улучшения. Как оказалось, напрасно, - изменений в плане работы CrossFire (вернее отсутствия поддержки данной технологии игрой) не произошло.

  • Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0)

Очень интересно ведут себя видеокарты на новых чипах ATi в игре Enemy Territory: Quake Wars. Ну вновь очевидно, что CrossFire в данной игре толком не работает, хотя с ростом нагрузки на видеокарты постепенно "даже" начинает выигрывать у одиночной видеокарты. А вот одиночная Radeon HD 4850 сначала уступает своему прямому конкуренту в виде GeForce 9800 GTX, а далее с увеличением разрешения подтягивается к ней, и затем с включением методик улучшения качества графики и вовсе начинает лидировать, причем не просто на несколько FPS, а на 30-35 %! И GeForce GTX 280 уже не кажется таким недостижимым по производительности. Хотелось бы отметить, что именно на Radeon HD 4850 (и её CrossFire режиме), а также на GeForce GTX 280 игра остаётся комфортной даже с использованием полноэкранного сглаживания степени 8x в любом разрешении. Два других участника тестирования уже не способны на такое.

  • Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9)

С режимом CrossFire ничего не изменилось, он не работает в Call of Duty 4: Modern Warfare MP, как и прежде. Зато одиночная видеокарта Radeon HD 4850, в перспективе более частый гость в системных блоках оверклокеров, нежели CrossFire режим, демонстрирует великолепную производительность в популярном шутере времён какой-то там войны. И пусть здесь уже нет того подавляющего превосходства над GeForce 9800 GTX, как в случае с предыдущей игрой, всё-равно Radeon HD 4850 немного быстрее своего конкурента. Также здесь хотелось бы отметить отличный прирост производительности нового GPU и видеокарты на его основе над предшественниками в лице RV670 и Radeon HD 3870, соответственно.

  • Unreal Tournament 3 (Direct3D 9)

К сожалению, результаты тестирования пары Radeon HD 4850 в CrossFire-режиме в Unreal Tournament 3 не позволяют надеяться оверклокерам заполучить производительность GeForce GTX 280 с почти 40-% скидкой (если считать от рекомендованных цен на видеокарты). Хотя CrossFire исправно работает в данной игре, флагман от NVIDIA все-равно остаётся впереди. Отмечу, что одиночная Radeon HD 4850 уже не лидирует с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией в сравнении с GeForce 9800 GTX. В режиме без методик улучшения качества графики эти видеокарты равны между собой по производительности.

  • Crysis (Direct3D 10)

Равны GeForce 9800 GTX и Radeon HD 4850 и в Crysis, но только в "чистом" тестовом режиме, то есть без активации сглаживания и фильтрации. Ст о ит только включить AA4x и AF16x, как Radeon HD 4850 вырывается вперёд, в конечном итоге демонстрируя двукратное преимущество (1900 х 1200). Другое дело, что в таком разрешении даже GeForce GTX 280 оказывается бесполезной, так как не может обеспечить игроку комфортный режим, что уж тут говорить про более слабые и доступные видеокарты? Ну а CrossFire вновь расписался в собственной несостоятельности в Crysis. Кстати, по информации участников нашей конференции, CrossFire на Radeon HD 3870 исправно работает под Windows XP SP2 x86 (DirectX 9), а под Windows Vista x64 не функционирует никоим образом, как и в сегодняшнем тестировании. Странный подход к написанию драйверов у программистов ATi…

  • Devil May Cry 4 Bench (Direct3D 10)

Результаты тестирования второй сцены пока еще относительно нового бенчмарка из готовящейся к выходу игры Devil May Cry 4 в целом повторяют уже не раз виденную сегодня нами картину. Radeon HD 4850, начиная с не слишком впечатляющего преимущества над Radeon HD 3870 в самом лёгком графическом режиме, доводит его до 84 % в самом тяжёлом. В этом же диапазоне тестов от проигрыша GeForce 9800 GTX ситуация меняется до полной победы Radeon HD 4850. Активация полноэкранного сглаживания и "анизотропки" в бенчмарке Devil May Cry 4 практически не приводит к снижения производительности Radeon HD 4850, хотя визуально разницу не заметить невозможно. Фрейм-рейт на новой видеокарте остается комфортным во всех режимах. CrossFire не работает.

  • сводные диаграммы сравнения производительности Radeon HD 3870 и HD 4850

Теперь посмотрим насколько и в каких режимах Radeon HD 4850 оказывается быстрее чем Radeon HD 3870, который принят за 100 % производительности). Для более удобного восприятия для каждого разрешения построена отдельная диаграмма:

Если рассчитать средний прирост производительности новинки в целом, то в разрешении 1280 х 1024 он составляет +36.4 %, в 1680 х 1050 прирост выливается в +44.0 %, а в 1920 х 1200 в +45.9 %. Казалось бы, не столь и впечатляющие числа, но если взглянуть на преимущество Radeon HD 4850 над Radeon HD 3870, принимая во внимание только качественные режимы с полноэкранным сглаживанием степени 4x (8x в одном случае) и анизотропной фильтрацией уровня 16х, то прирост производительности будет уже куда выше, чем общий:
            - 1280 х 1024 +56.2 %;
            - 1680 х 1050 +60.9 %;
            - 1920 х 1200 +61.9 %.

  • снижение производительности при активации АА на Radeon HD 3870 и HD 4850

По результатам тестирования становится понятно, что при активации методик улучшения качества графики, преимущественно MSAA, видеокарта на новом GPU RV770 теряет в производительности меньше чем прежняя на RV670. На вопрос на сколько именно и в каких играх ответят три следующие диаграммы:

Отрадно наблюдать стремление разработчиков GPU сделать не просто быстрый графический процессор, но и к минимизации потерь производительности при включении методик улучшения качества графики. Анизотропная фильтрация современным видеокартам даётся вообще бесплатно, возможно совсем скоро и AA4(8)x станет практически бесплатным, а на смену им в тестирование будут включены новые, ещё более качественные режимы.

  • сводные диаграммы сравнения производительности Radeon HD 4850 и GeForce 9800 GTX

Наконец, посмотрим на сводные диаграммы сравнения производительности Radeon HD 4850 и GeForce 9800 GTX на номинальных частотах, где последняя видеокарта принята за 100 % производительности:

Хорошо видно, что в большинстве случаев Radeon HD 4850 оказывается быстрее своего прямого конкурента и чем выше разрешение и качественнее режим, тем больше преимущество новой видеокарты.

  • сводные диаграммы работы CrossFire на Radeon HD 4850

Ну и три последние на сегодня диаграммы, построенные по результатам проведённого тестирования, позволят оценить работу связки из двух видеокарт Radeon HD 4850 в режиме CrossFire в трёх разрешениях:

Как видно, CrossFire демонстрирует великолепный прирост производительности в сравнении с одиночной видеокартой в обоих 3DMark, в бенчмарке Call of Juarez, в S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl и, конечно же в Unreal Tournament 3. В то же время можно отметить неудовлетворительную работу CrossFire в шутере Enemy Territory: Quake Wars и абсолютную бесполезность в таких играх как World in Conflict, Call of Duty 4: Modern Warfare MP, Crysis (DX10) и в новом бенчмарке Devil May Cry 4. Будем продолжать надеяться, что с новыми драйверами и новыми патчами к играм, в которых можно тестировать, ситуация с CrossFire изменится в лучшую сторону. Только тогда можно будет без всяких оговорок сказать, что у GeForce GTX 280 действительно существует более дешёвый конкурент в лице пары Radeon HD 4850.

Ну что же, пора подводить итог сегодняшнему материалу.

Заключение

Новый графический процессор ATi RV770 и первая протестированная нами видеокарта на его основе - Radeon HD 4850, безусловно, удались. Пока ещё единственный конкурент в данном ценовом сегменте - NVIDIA GeForce 9800 GTX - получил более чем достойного соперника, равного ему по производительности в лёгких графических режимах и опережающего (порой на много) в режимах с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Конкурента, который более экономичен с точки зрения потребления электроэнергии, не требует двух кабелей для дополнительного питания и к тому же ещё и более компактен, что не оставит равнодушными владельцев не слишком просторных корпусов.

На сегодня, пожалуй, единственными минусом новинки является бесполезная система охлаждения, все достоинства которой ограничиваются однослотовостью, на которую в последнее время уже почти никто и не обращает внимания. Референсный кулер Radeon HD 4850 либо совсем не охлаждает графический процессор и PCB, но не шумит, либо сильно шумит, но также плохо справляется со своими обязанностями. Простым пользователям, возможно, этого будет вполне достаточно, а вот оверклокерам при покупке полностью референсного Radeon HD 4850 необходимо будет сразу же прибавить к его стоимости 25-30 долларов США на альтернативную систему охлаждения. Кроме того, практически все производители уже анонсировали Radeon HD 4850 с альтернативными кулерами, поэтому проблема выбора вряд ли возникнет.

Перспективы CrossFire на двух Radeon HD 4850 и противопоставление этой связки против GeForce GTX 280 довольно туманны. CrossFire, как и прежде, продолжает работать не везде и не на полную мощность, как это могло бы быть в теории. Проблемы лагов, возникающие из-за AFR метода рендеринга, также никуда не делись (и вряд ли исчезнут). Тем не менее, образцовые примеры работы CrossFire имеются, это оба синтетических бенчмарка и Call of Juarez. Немого меньше но также имеется прирост в Unreal Tournament 3 и в S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl. В общем программистам ATi еще есть над чем основательно поработать, дабы продвинуть технологию CrossFire в массы. Не сделать этого со столь удачной одиночной Radeon HD 4850, значит потерять определённую часть рынка.

Ну а нам с вами остаётся следить за развитием событий, продолжая наблюдать за дальнейшим снижением цен и выпуском новых ревизий чипов и драйверов. И не забывайте - впереди ещё более горячая схватка между ATi Radeon HD 4870 и NVIDIA GeForce GTX 260! Оставайтесь с нами.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=16905