Образование и индустрия едины?Источник: osp Наталья Дубова
Представители академического сообщества и бизнеса обсудили стандарты в области подготовки и практической деятельности ИТ-специалистов. Организованная Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) конференция "Профессиональные и образовательные стандарты в области информационных технологий как инструмент подготовки квалифицированных кадров для российской экономики" проходила под эгидой двух министерств - Министерства информационных технологий и связи и Министерства образования и науки РФ. Это отражает подход к разработке принятых в июне прошлого года профессиональных стандартов в области ИТ - в их создании объединились представители ИТ-индустрии и образовательного сообщества. Одной из главных целей при формировании этих развернутых описаний профессиональных квалификаций в ИТ было более четкое определение требований к выпускникам ИТ-специальностей средних и высших учебных заведений, которые должны найти отражение в новых государственных образовательных стандартах. Однако на конференции постоянно подчеркивалось, что профессиональные стандарты не должны отождествляться с образовательными, а могут стать лишь одним из компонентов, на базе которых формируются государственные образовательные стандарты третьего поколения. Естественно, что стандарты в области академической подготовки должны учитывать необходимость в мощной платформе фундаментальных знаний, на основе которой затем закладываются знания специализированные, отвечающие требованиям профессионального сообщества. Первые примеры разработки проектов таких стандартов с учетом предложенных АП КИТ стандартов профессиональных на конференции представили МГТУ, где совместно с Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) создан образовательный стандарт по программной инженерии, и Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики - разработчик нового стандарта по прикладной информатике. Заложенные в профессиональных стандартах разные квалификационные уровни специалистов, по замыслу, должны находить отражение в образовательных стандартах и программах для разных уровней подготовки - в колледжах, бакалавриате и магистратуре вузов. Проблема, однако, в том, что в реальной жизни выпускники средних профессиональных учебных заведений и новоявленные бакалавры категорически не хотят идти работать, а стремятся получить какое-никакое, но обязательно высшее образование. Участники конференции отмечали, что причиной тому - и менталитет, и угроза армии, и, что немаловажно, отношение работодателей в сфере ИТ, которые наличие высшего технического образования используют как своего рода интеллектуальный фильтр при приеме новых специалистов. Судя по развернувшейся на конференции дискуссии, серьезных механизмов для изменения ситуации представители обоих уровней образования пока предложить не могут. |